Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:00, практическая работа
1. Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы.
Конечной целью любого общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Потребности.
В современной российской экономической литературе ресурсы обычно делят на четыре группы:
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной технологии, а затем – от нее – к постиндустриальной технологии. На первом этапе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, на втором этапе – материальным, в постиндустриальном обществе – интеллектуальным и информационным ресурсам.
В процессе производства люди не только воздействуют на природу, но и вступают в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ называются производственными отношениями.
Производственные отношения представляют сложную систему, поскольку производство – не единичный акт, а постоянно повторяющийся процесс непосредственного производства тех или иных благ, их распределения, обмена и потребления. Вне единства этих сфер общественное производство не существует. В сфере производства создается продукт, являющийся предметом распределения, обмена и потребления.
Таким образом, вторая сторона общественного производства, охватывающая отношения между людьми, выражается категорией «производственные отношения».
Производственные отношения находятся в диалектическом единстве, взаимодействии с производительными силами. Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы. На определенных ступенях развития производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, которые превращаются в их тормоз.
Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства. Способ производства и надстройка (политические, правовые, философские и другие взгляды общества и соответствующие им институты) образуют общественно-экономическую формацию, экономическую систему общества.
3. Капитал
как фактор производства. Основной
и оборотный капитал.
Слово «капитал» происходит от латинского capitalis -- главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы -- станки, оборудование, инструмент, новейшие технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы, с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.
Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.
К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный – полностью потребляется в течение одного цикла производства.
Основной капитал в
Амортизация - это процесс постоянного перенесения стоимости основных производственных фондов на производимую продукцию в целях накопления средств на покупку новых фондов и восстановление имеющихся. Капитальные блага применяются в течение долгого времени, поэтому их стоимость переносится на произведенные товары по мере износа Конечно, фирма не может возмещать издержки после каждого производственного цикла, но затрачивать средства на модернизацию оборудования тем не менее необходимо. Для этих целей создается амортизационный фонд, который образуется путем регулярных отчислений из прибыли предприятия
Термин «амортизация» имеет 2 смысловых значения. С одной стороны, амортизация – это величина износа ОПФ, выраженная в процентах по отношению к общему объему ОПФ. С другой стороны, амортизация представляется как сумма накоплений на покрытие износа или величина денежных средств, необходимая на воспроизводство изношенных капитальных благ. Денежное выражение амортизации – это величина амортизационных отчислений за определенный промежуток времени. Особое распространение получил термин «годовая амортизация». Эксперты рассчитывают данный показатель на основании следующей формулы:
Аг = (Фб – Фл) / Тсл,
где Аг – сумма годовых амортизационных
отчислений;
Фб – стоимость основных производственных
фондов, находящихся на балансе предприятия;
Фл – стоимость ОПФ, которые были ликвидированы
за прошедший промежуток времени, в данном
случае год; Тсл. – срок возможной эксплуатации
ОПФ.
Образование фонда амортизации является добровольным решением самих предприятий, однако государство все же регулирует данный процесс, самостоятельно устанавливая нормы амортизации. Дело в том, что эти нормы так или иначе определяют величину налога на прибыль, который государство получает в виде дохода в государственный бюджет.
Норма амортизации – это
Предприятия, как правило, сами устанавливают величину амортизационных отчислений. Этот показатель определяет промежуток времени, в течение которого стоимость основных фондов будет полностью возмещена. Регулирование норм амортизации – это серьезный вопрос.
Заниженные нормы
4. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
Благо - это то, что приносит человеку
достаток, благополучие, служит удовлетворению
потребности. Как правило они создаются
или природой без участия человека, или
природой при непосредственном участии
человека. Блага созданные природой без
участия человека, в экономической теории
принято называть естественными (свободными).
Примером таких благ служит вода, воздух,
дикорастущие плоды и ягоды и др. Блага,
являющиеся продуктом взаимодействия
человека и природы, принято называть
экономическими. Наличие таких благ предполагает
существование организации процесса производства.
Но кем бы благо ни было создано, оно должно
обладать определенным свойством полезности,
служить удовлетворению потребностей
человека.
При товарно-денежных отношениях экономическое
благо, которое создано трудом человека
и предназначено для купли-продажи, становится
товаром. Причем следует заметить, что
благо-товар может принимать форму как
форму вещи, так и форму услуги. Поэтому
в экономической теории принято употреблять
понятие «товары и услуги».
Многообразие потребностей людей вызывает
необходимость производства разнообразных
экономических благ, каждое из которых
имеет свое функциональное предназначение.
В экономической науке принято классифицировать
экономические блага по следующим основным
признакам.
♦ предметы потребления
(продукты питания, обувь, одежда и др.),
предназначенные для удовлетворения личных
потребностей;
♦ средства производства (станки, машины,
оборудование и др.), предназначенные для
производительного потребления;
♦ конечные, предназначенные для конечного
использования (хлеб, конфеты и др.);
♦ промежуточные (косвенные), поступающие
в дальнейшую переработку и используемые
в качестве сырья для производства нового
продукта. Например, сахар может быть использован
как конечный продукт при чаепитии и как
промежуточный продукт при изготовлении
конфет, тортов и др.
♦ первичные, или предметы
первой необходимости (пища, одежда, обувь,
жилье), которые затрагивают саму основу
жизни человека;
♦ вторичные, или предметы роскоши (ювелирные
украшения, картины и др.), которые не подрывают
основу человеческой жизни и без которых
человек может обойтись.
Наличие
предметов роскоши обусловлено, как правило,
редкостью ресурсов и экономическим расслоением
людей. Экономические блага из редких
ресурсов производятся в ограниченном
количестве, имеют высокую цену и являются
доступными лишь тем людям, которые имеют
высокий материальный достаток, живут
в роскоши. Отсюда и название благ - предметы
роскоши.
♦ длительного пользования
(автомобили, мебель и др.);
♦ разового пользования (хлеб, сахар и
др.).
♦ находящиеся в личной собственности;
♦ находящиеся в коллективной собственности;
♦ находящиеся в государственной (общественной)
собственности.
Отношение человека к благу через призму
собственности определяет не только характер
владения, но и способ распоряжения и пользования
им.
♦ взаимозаменяемые;
♦ взаимодополняемые.
Взаимозаменяемые блага - это блага, которые
могут удовлетворять одну и ту же потребность
человека. Например, автомобиль марки
«Форд» и автомобиль марки «Мерседес».
Взаимодополняемые блага лишь в комплекте
могут быть полезны человеку. Например,
магнитофон и кассета к нему.
В рыночной экономике взаимозаменяемость
и взаимодополняемость благ является
одним из важнейших факторов потребительского
поведения на рынке и формирования покупательского
спроса.
Благо - это то, что
приносит человеку достаток, благополучие,
служит удовлетворению потребности. Как
правило они создаются или
природой без участия человека, или
природой при непосредственном участии человека. Блага созданные
природой без участия человека, в экономической
теории принято называть естественными
(свободными). Примером таких благ служит
вода, воздух, дикорастущие плоды и ягоды
и др. Блага, являющиеся продуктом взаимодействия
человека и природы, принято называть
экономическими. Наличие таких благ предполагает
существование организации процесса производства.
Но кем бы благо ни было создано, оно должно
обладать определенным свойством полезности,
служить удовлетворению потребностей
человека.
При товарно-денежных отношениях экономическое
благо, которое создано трудом человека
и предназначено для купли-продажи, становится
товаром. Причем следует заметить, что
благо-товар может принимать форму как
форму вещи, так и форму услуги. Поэтому
в экономической теории принято употреблять
понятие «товары и услуги».
Многообразие потребностей людей вызывает
необходимость производства разнообразных
экономических благ, каждое из которых
имеет свое функциональное предназначение.
В экономической науке принято классифицировать
экономические блага по следующим основным
признакам.
♦ предметы потребления
(продукты питания, обувь, одежда и др.),
предназначенные для удовлетворения личных потребностей;
♦ средства производства (станки, машины,
оборудование и др.), предназначенные для
производительного потребления;
♦ конечные, предназначенные для конечного
использования (хлеб, конфеты и др.);
♦ промежуточные (косвенные), поступающие
в дальнейшую переработку и используемые
в качестве сырья для производства нового
продукта. Например, сахар может быть использован
как конечный продукт при чаепитии и как
промежуточный продукт при изготовлении
конфет, тортов и др.
♦ первичные, или предметы
первой необходимости (пища, одежда, обувь,
жилье), которые затрагивают саму основу
жизни человека;
♦ вторичные, или предметы роскоши (ювелирные
украшения, картины и др.), которые не подрывают
основу человеческой жизни и без которых
человек может обойтись.
Примечание. Наличие предметов роскоши
обусловлено, как правило, редкостью ресурсов
и экономическим расслоением людей. Экономические
блага из редких ресурсов производятся
в ограниченном количестве, имеют высокую
цену и являются доступными лишь тем людям,
которые имеют высокий материальный достаток,
живут в роскоши. Отсюда и название благ
- предметы роскоши.
♦ длительного пользования
(автомобили, мебель и др.);
♦ разового пользования (хлеб, сахар и
др.).
♦ находящиеся в личной собственности;
♦ находящиеся в коллективной собственности;
♦ находящиеся в государственной (общественной)
собственности.
Отношение человека к благу через призму
собственности определяет не только характер
владения, но и способ распоряжения и пользования
им.
♦ взаимозаменяемые;
♦ взаимодополняемые.
Взаимозаменяемые блага - это блага, которые
могут удовлетворять одну и ту же потребность
человека. Например, автомобиль марки
«Форд» и автомобиль марки «Мерседес».
Взаимодополняемые блага лишь в комплекте
могут быть полезны человеку. Например,
магнитофон и кассета к нему.
В рыночной экономике взаимозаменяемость
и взаимодополняемость благ является
одним из важнейших факторов потребительского
поведения на рынке и формирования покупательского
спроса.
5. Проблема
выбора в экономике.
Информация о работе Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике