Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение поведения фирмы в различные временные отрезки.
В первой главе рассматриваются понятия производства, производственной деятельности, производственной функции и масштаба производства.
Вторая глава посвящена исследованию издержек производства, для чего дается их характеристика, и рассматриваются виды.
В третьей главе анализируется деятельность фирмы в краткосрочном, долгосрочном и среднесрочном периодах, определяются условия максимизации прибыли и минимизации затрат, изучается инвестиционная деятельность.
При написании курсовой работы использовались данные учебной литературы, периодической печати, а также ресурсы информационной системы Интернет.
Введение
3
Глава 1 Производство и производственная функция
5
1.1. Понятие производства
5
1.2. Понятие производственной деятельности и производственной функции
6
1.3. Масштаб производства
10
Глава 2. Издержки производства
12
2.1. Характеристика издержек
12
2.2. Виды издержек
13
Глава 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периоде
18
3.1. Краткосрочный период
18
3.2 Долговременный период
20
3.3. Минимизация издержек: выбор факторов производства
21
3.4. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде
23
3.5. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде
25
Заключение
28
Список литературы
31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1 Производство и производственная функция |
5 |
1.1. Понятие производства |
5 |
1.2. Понятие производственной деятельности и производственной функции |
6 |
1.3. Масштаб производства |
10 |
Глава 2. Издержки производства |
12 |
2.1. Характеристика издержек |
12 |
2.2. Виды издержек |
13 |
Глава 3. Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периоде |
18 |
3.1. Краткосрочный период |
18 |
3.2 Долговременный период |
20 |
3.3. Минимизация издержек: выбор факторов производства |
21 |
3.4. Динамика издержек производства в среднесрочном периоде |
23 |
3.5. Инвестиционная деятельность фирмы в долгосрочном периоде |
25 |
Заключение |
28 |
Список литературы |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в рыночной экономике играют фирмы. Под последними понимаются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, использующие факторы производства, чтобы создать товары и услуги, с целью реализации их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Фирма выступает как организационная форма предпринимательства.
Изучение поведения фирм-товаропроизводителей необходимо для раскрытия закономерностей формирования предложения товаров и услуг, принципов ценообразования в различных рыночных структурах, минимизации издержек производства, оптимального соотношения используемых ресурсов.
Основной целью любого частного предпринимательства является возможность по лучения прибыли. В целом, теория рыночной экономики строится на положении о том, что главным побудительным мотивом является максимизация прибыли. Для этого любая фирма старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров. Таким образом, исследование деятельности фирмы в рыночной экономике приобретает важное значение. Все сказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение поведения фирмы в различные временные отрезки.
В первой главе рассматриваются понятия производства, производственной деятельности, производственной функции и масштаба производства.
Вторая глава посвящена исследованию издержек производства, для чего дается их характеристика, и рассматриваются виды.
В третьей главе анализируется деятельность фирмы в краткосрочном, долгосрочном и среднесрочном периодах, определяются условия максимизации прибыли и минимизации затрат, изучается инвестиционная деятельность.
При написании курсовой работы использовались данные учебной литературы, периодической печати, а также ресурсы информационной системы Интернет.
Глава 1 ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
Производство — процесс изготовления, создания экономического продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар; это создание услуг, таких, как выполнение строительных работ, транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги и т. д.
Услуга — это вид трудовой деятельности, который не воплощается в материальном продукте, но создает условие для непосредственного удовлетворения личных и общественных потребностей [3, 128].
Рассматривая производство, независимо от ассортимента его товаров и услуг, можно заметить некоторые общие черты. Это процесс приспособления, преобразования продуктов природы, создание совершенно нового продукта для удовлетворения определенных потребностей личности или общества в целом.
В основе общественного производства лежат предприятия или организации, которые по роду своей деятельности объединяются в отрасли.
Отрасли общественного производства подразделяются на сферы материального производства и нематериального производства.
Таблица 1 Структура производства
Общественное производство | |
1 |
2 |
Сфера материального производства |
Сфера нематериального производства |
Промышленность |
Здравоохранение |
Сельское хозяйство |
Социальное обеспечение |
Транспорт |
Образование |
Связь |
Культура и искусство |
Строительство |
Наука и научное обслуживание |
Продолжение таблицы 1 | |
1 |
2 |
Геология и разведка недр |
Страховые компании |
Водное хозяйство |
Банковская система |
Торговля и общественное питание |
Органы управления |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Общественные фонды |
Бытовое обслуживание населения |
и т. д. |
В отраслях — промышленности, сельском хозяйстве, строительстве — непосредственно создается материальное благо. Отрасли: транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание — заняты в сфере производства материальных услуг.
В сфере нематериального производства создаются духовные ценности. Одновременно оказываются нематериальные услуги такими отраслями, как образование, здравоохранение, юридические консультации и т. д.
Под «производством» в современной экономической науке принято так же понимать любую деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы включаются и ресурсы человека. Целью производственной деятельности является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Нередко в обиходе под «производственной деятельностью» понимается лишь создание вещественных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категории унаследована от марксистско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом «материальном производстве», а все остальные виды деятельности считались второсортными [2, 49] . Вместе с тем следует учитывать и значительные различия между деятельностью работников в различных сферах производства.
Одно дело - работа на машиностроительном заводе по производству персональных компьютеров, другое — их проектирование и третье - их продажа. Большей частью под «теорией производства» понимается теория процессов превращения, или трансформации, ресурсов в многообразные виды продуктов и услуг.
Поскольку производственный процесс имеет затраты (издержки) и результаты, то естественна постановка вопроса о производственной функции. Нередко производственную функцию относят к чисто техническим категориям. Это представляется неточным. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбежно как бы соприкасается с эффективностью самой функции и ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производственной функции как категории промежуточной. Более эффективным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объема ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических способов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической. Это имеет существенное значение для общества в целом и для каждого экономического агента.
Итак, продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Обычно эти точки составляют линии, имеющие изогнутую форму и называются «изоквантами». Разные сочетания факторов производства имеют различные объемы выпуска. Поэтому на графике производственной функции наблюдают семейство изоквант. Разрыв между изоквантами в системе координат характеризует различия в объемах выпуска продукции.
Изменение соотношения между используемыми факторами производства отражается движением по каждой изокванте. Один фактор замещает другой при создании определенного объема продукта. Это принято называть «замещением», а наклон изокванты — «предельной нормой замещения». Понятно, что изокванты могут иметь самые разнообразные формы: прямая линия (совершенная замещаемость; постоянная норма замещаемости); два отрезка, соединенные вместе под прямым углом; несколько отрезков, соединенных под тупыми углами, и т.п. [15, 139]
Обратимся еще к одному существенному моменту. До сих пор, когда речь шла об изоквантах, не ставился вопрос об их границах. Это означало, что теоретически у изоквант не существует границ. Безусловно, это так. Но предпринимателя интересует не вся длина изокванты, а лишь тот ее участок, на котором предельные продукты каждого из ресурсов остаются положительными, хотя и убывают; Все точки на изоквантах, отражающие нулевые предельные продукты, образуют границы эффективной области изоквант (рисунок 1).
Рисунок 1 семейство изоквант с выделенной эффективной областью
Хотя производственные функции различны для разных видов производств, все они обладают общими свойствами [9, 121] .
1. Существует предел
для увеличения объема
2. Существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов.
Работники выполняют более эффективно свою работу, если они снабжены всеми необходимыми инструментами. Точно так же инструменты могут оказаться бесполезными в том случае, если работники не будут обладать необходимой для их применения квалификацией. Тем не менее, в производстве возможно заменить один ресурс на другой. Например, данное количество и качество мебели может быть произведено высокомеханизированным способом или при использовании меньшего количества капитала и большего количества труда.
Существует, тем не менее, предел того, насколько труд может быть замещен большим количеством капитала, не вызывая сокращения выпуска продукции. И, напротив, существует предел использования ручного труда без применения оборудования. Например, на фабрике можно сократить применение машин и увеличить количество ручного труда. Однако при меньшем количестве машин и большем количестве рабочих на фабрике для замещения каждого часа работы машин потребуется большее количество рабочих часов.
1.3. Масштаб производства
На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию прибыли одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями:
1) интенсифицировать
использование наличных
2) осуществить инвестиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работников. С расширением производственных мощностей возникает эффект масштаба.
Эффект масштаба — изменение эффективности производства при изменении его размеров. Возможны варианты эффекта масштаба, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 Эффект масштаба: а- убывающая отдача от масштаба; б – постоянная отдача от масштаба; в – возрастающая отдача от масштаба.
Во-первых, при увеличении факторов в несколько раз в таком же отношении возрастает объем выпуска. Это будет постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба может быть возрастающим, если объем продукции возрастает. Если п = 1, то функцию принято называть «однородной» и п будет показателем однородности. Если это условие не выполняется, то функция неоднородна. При п = 1 эффект масштаба постоянен и функция называется «линейно-однородной». Таким образом, при п < 1 имеет место убывающий эффект масштаба, При п > 1 отдача от масштаба возрастает. Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых производствах. Отрицательный эффект масштаба – по преимуществу в сложных производствах, например с наукоемкой технологией [15, 140].
Информация о работе Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периоде