Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:31, доклад
Опыт коллективного труда и управления хозяйством, частичного обобществления собственности был известен человечеству со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существовали ассоциации свободных ремесленников; в средние века —крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ремесленников.
Народный фольклор и литературные памятники прошлого свидетельствуют о том,что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.
Появление и развитие кооперативной мысли.
Опыт коллективного труда и управления хозяйством, частичного обобществления собственности был известен человечеству со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существовали ассоциации свободных ремесленников; в средние века —крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ремесленников.
Народный фольклор и литературные памятники прошлого свидетельствуют о том,что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.
Утопический образ будущего, созданный крестьянскими массами, оказал воздействие на мировоззрение гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков.Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в истории ранним утопическим социализмом. Его основоположником считают английского писателя гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора.
Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего справедливого общества. Т.Мор и Дж.Уинстенли считали семью главной хозяйственной ячейкой будущего идеального общества, где и должны были воспитываться члены семьи.
Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактурный период развития капитализма основной ячейкой будущего общества считали уже товарищества ремесленников и сельские или городские коммунистические общины.
Голландский ученый Петер Корнелиус Плокбой написал в 1659 году памфлет Кромвелю "Предложение способа сделать бедняков этой и других наций счастливыми". Он предложил создать хозяйственное товарищество, "маленькую республику" с ограниченной частной собственностью.Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто их вносил в общее пользование, однако доходов с них члены товарищества не получали.
Английский экономист Джон Беллерс предложил еще более совершенную форму организации товарищества ремесленников в книге "Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В "рабочем колледже" Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добровольным, предлагалось планомерное обучение, т.е. подготовка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предложившие организовать товарищества ремесленников на базе членских
взносов, явились, по существу, первыми теоретиками производственных кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал Р.Оуэн, который считал его своим учителем.
Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой будущего справедливого общества коммунистические общины.
Умеренный социалист-утопист XVIII века
Морелли в своем произведении "Кодекс
природы", написанном в 1755 году, и революционер-демократ
Жан Мелье в "Завещании" призывали
крестьян к вооруженной борьбе против
тиранов и построению нового общества
без частной собственности в форме производственно-
В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием отмены частной собственности и организации производства на коллективных началах выступали французский адвокат и публицист Буассель ,
французский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф ,итальянец, видный деятель революционного движения во Франции, коммунист-утопист Филиппо Буонаротти .
В Англии во второй половине XVIII века ломка общественных отношений и бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали питательную среду для распространения радикально-демократической идеологии.
Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс , социалисты-утописты Чарльз Голл и Уильям Годвин , отстаивая
интересы ремесленников и
В начале XIX века в Англии, Франции и других европейских странах радикальные и демократические идеи стали все шире распространяться среди обездоленных. Так постепенно под влиянием условий жизни и идей передовых мыслителей формировалось общественное сознание, шел поиск путей и средств к улучшению экономической жизни населения.
Информация о работе Появление и развитие кооперативной мысли