Появление и развитие кооперативной мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:31, доклад

Описание работы

Опыт коллективного труда и управления хозяйством, частичного обобществления собственности был известен человечеству со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существовали ассоциации свободных ремесленников; в средние века —крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ремесленников.
Народный фольклор и литературные памятники прошлого свидетельствуют о том,что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.

Файлы: 1 файл

Появление и развитие кооперативной мысли.docx

— 16.04 Кб (Скачать файл)

                                         Появление и развитие кооперативной мысли.

Опыт коллективного труда и  управления хозяйством, частичного обобществления собственности был известен человечеству со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существовали ассоциации свободных ремесленников; в средние века —крестьянские общины  и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ремесленников.

Народный фольклор и литературные памятники прошлого свидетельствуют о том,что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.

Утопический образ будущего, созданный крестьянскими массами, оказал воздействие на мировоззрение гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков.Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в истории ранним утопическим социализмом. Его основоположником считают английского писателя гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора.

Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего справедливого общества. Т.Мор и Дж.Уинстенли считали семью главной хозяйственной ячейкой будущего идеального общества, где и должны были воспитываться члены семьи.

Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактурный период развития капитализма основной ячейкой будущего общества считали уже товарищества ремесленников и сельские или городские коммунистические общины.

Голландский ученый Петер Корнелиус Плокбой написал в 1659 году памфлет Кромвелю "Предложение способа сделать бедняков этой и других наций счастливыми". Он предложил создать хозяйственное товарищество, "маленькую республику" с ограниченной частной собственностью.Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто их вносил в общее пользование, однако доходов с них члены товарищества не получали.

Английский экономист Джон Беллерс предложил еще более совершенную форму организации товарищества ремесленников в книге "Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В "рабочем колледже" Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добровольным, предлагалось планомерное обучение, т.е. подготовка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предложившие организовать товарищества ремесленников на базе членских

взносов, явились, по существу, первыми  теоретиками производственных кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал Р.Оуэн, который считал его своим учителем.

Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой будущего справедливого общества коммунистические общины.

Умеренный социалист-утопист XVIII века Морелли в своем произведении "Кодекс природы", написанном в 1755 году, и революционер-демократ Жан Мелье в "Завещании" призывали крестьян к вооруженной борьбе против тиранов и построению нового общества без частной собственности в форме производственно-потребительских сельских и городских общин.

В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием  отмены частной собственности и организации производства на коллективных началах выступали французский адвокат и публицист Буассель ,

французский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф ,итальянец, видный деятель революционного движения во Франции, коммунист-утопист Филиппо Буонаротти .

В Англии во второй половине XVIII века ломка общественных отношений и бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали питательную среду для распространения радикально-демократической идеологии.

Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс , социалисты-утописты Чарльз Голл  и Уильям Годвин , отстаивая

интересы ремесленников и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов.Они представляли себе будущий строй как совокупность небольших общин,образованных путем добровольных объединений производителей.

В начале XIX века в Англии, Франции  и других европейских странах радикальные и демократические идеи стали все шире распространяться среди обездоленных. Так постепенно под влиянием условий жизни и идей передовых мыслителей формировалось общественное сознание, шел поиск путей и средств к улучшению экономической жизни населения.

 

 


Информация о работе Появление и развитие кооперативной мысли