Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Эффективная ценовая политика, оптимизация производственной стратегии невозможны без наличия достоверной информации об издержках на производство и реализации конкретной продукцию или ее партии. В связи с этим повышается значимость планирования и учета произведенных затрат, калькулирования себестоимости продукции (услуг).
Калькулирование (лат. calculatio, calculo – считаю, подсчитываю) – это исчисление себестоимости определенной продукции (ее единицы или части), а также работ и услуг. Калькулирование осуществляется с помощью определенных методов, приемов организации документооборота и отражения затрат.

Файлы: 1 файл

Управление затратами.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

Позаказный метод  калькулирования себестоимости продукции  

 

Эффективная ценовая политика, оптимизация производственной стратегии  невозможны без наличия достоверной  информации об издержках на производство и реализации конкретной продукцию  или ее партии. В связи с этим повышается значимость планирования и  учета произведенных затрат, калькулирования себестоимости продукции (услуг).

Калькулирование (лат. calculatio, calculo – считаю, подсчитываю) – это исчисление себестоимости определенной продукции (ее единицы или части), а также работ и услуг. Калькулирование осуществляется с помощью определенных методов, приемов организации документооборота и отражения затрат.

Согласно Методическим рекомендациям  по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях, утвержденным приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 30 сентября 1998 г. № 296, в отечественной практике используются нормативный, попередельный и позаказный методы калькулирования затрат.

Рассмотрим позаказный метод  калькулирования себестоимости продукции.

Сущность и  область применения 

 

Позаказный  метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, т.е. в качестве объекта калькулирования выступает отдельный заказ. Данный метод калькулирования используется в тех отраслях, где единица продукции обладает определенными свойствами и легко идентифицируется. Это индивидуальные и мелкосерийные типы производства, к которым в первую очередь относятся предприятия машиностроения. Аналогично организуется учет в строительстве, типографиях, издательствах, рекламных и консалтинговых компаниях, ремонтных организациях, работающих на заказ и предоставляющих услуги в соответствии с требованиями покупателей.

Преимущества  позаказного метода калькулирования в том, что он позволяет:

  • более точно определить затраты на конкретный заказ и, соответственно, его цену;
  • оценить эффективность отдельных заказов, выявить наиболее прибыльные заказы как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах;
  • осуществлять действенный контроль затрат по заказам путем расчета отклонений между плановыми (нормативными) и фактическими данными;
  • сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам.

Недостаток позаказного  метода калькулирования: учет и исчисление себестоимости, контроль затрат ведутся по отдельным заказам, что требует значительной детализации и, следовательно, большой счетной работы.

Применение позаказного  метода калькулирования требует соблюдения следующего условия: продукт производится отдельной партией в строго определенных количествах, т.е. должны быть соблюдены отличия в количестве, виде, размере или качестве продукта, что влечет различия затрат каждой партии производимой продукции. При этом любая попытка усреднить затраты по двум или более партиям приведет к ошибочному определению себестоимости каждой партии.

Организация позаказной системы  калькулирования себестоимости продукции на предприятии включает следующиеэтапы:

·  планирование затрат производства в целом по предприятию и в разрезе отдельных заказов;

·  учет затрат по заказам;

·  анализ фактической себестоимости заказа.

Рассмотрим данные этапы  более подробно.

Планирование  затрат производства в целом по предприятию  и в разрезе отдельных заказов

Планирование затрат на выполнение отдельного заказа осуществляется с  целью определения необходимой  величины материальных, трудовых и  финансовых ресурсов, расчета прибыли  и установления цены.

Плановая себестоимость  заказа включает расчет величины материальных затрат, расходов на оплату труда и  накладных расходов. Она рассчитывается исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива  и энергии, рационального или  возможного использования производственных фондов, действующих тарифных ставок и заданий по производительности труда, утвержденных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. При этом оценка материальных ресурсов производится по средневзвешенным ценам, сложившимся в отчетном периоде.

В отличие от затрат материальных ресурсов и расходов на оплату труда  накладные расходы нельзя прямо  отнести на конкретный заказ. Поэтому  в данном случае используют нормативный  коэффициент накладных расходов. Этот коэффициент обусловлен свойством  накладных расходов переносить свою часть на отдельные виды продукции  или работы и рассчитывается в 5 этапов:

  1. Составление плановой сметы накладных расходов с учетом динамики данного вида затрат за предшествующий период.
  2. Выбор критерия для распределения накладных расходов (базового параметра).
  3. Прогноз объема производства продукции исходя из портфеля заказов.
  4. Определение плановой величины базового параметра на основе прогноза объема производства продукции.
  5. Расчет нормативного (планового) коэффициента накладных расходов:

нормативный коэффициент = планируемое значение накладных  расходов / планируемое значение базового параметра.

Для достижения оптимального результата и контроля над потоками затрат необходима координация всех подразделений предприятия. Поэтому  необходимо составить схему движения и накопления затрат. Для этих целей  на каждый заказ открывается задание, которое содержит перечень конкретных операций с выделением центра затрат. При этом должны быть определены место (подразделение предприятия) и момент возникновения затрат.

Для обеспечения возможности  ежемесячного определения фактической  себестоимости выпускаемой продукции  заказы лучше всего открывать  на такое количество единиц изделий  или работ, которое выпускается  в течение месяца. При производстве крупных изделий (оборудования) с  длительным технологическим процессом  заказы могут открываться не на изделие  в целом, а на отдельные его  части.

Учет затрат по заказам 

 

Достоверность калькуляций  во многом зависит от выбора методов  сбора, группировки и учета статей расходов, распределения косвенных  затрат.

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и накладные расходы, а также  распределение накладных расходов, производимое на требуемом уровне детализации. Данная детализация зависит от условий  выполнения конкретного заказа, целей  контроля и анализа затрат. Для  надлежащей организации учета и  контроля все учетные записи должны быть скоординированы со структурными подразделениями. В бухгалтерском  учете на каждый заказ открывается  отдельный субсчет.

Основным учетным регистром  затрат является карточка учета затрат на производство (см. приложение 1). На основании договоров с покупателями на предприятии открываются заказы, каждому из которых присваивается номер.

Карточки учета затрат по заказу могут отличаться по форме  и содержанию, однако во всех присутствуют следующие показатели: номер заказа, временной промежуток для выполнения заказа, количество продукции, которое  необходимо произвести. Во многих случаях  в карточку производственного заказа могут включаться дополнительные сведения (наименование покупателя, стоимость  заказа и т.д.).

Карточка учета заказа выполняет контрольную функцию. Затраты отражаются по мере прохождения  изделиями стадий производства, которые  обычно осуществляются в определенных цехах, участках. В результате разграничивается персональная ответственность руководителей  подразделений за выполнение заказа. Кроме того, по карточке учета заказа сравнивают планируемые и фактические  затраты на заказ, выявляются отклонения и причины, их вызвавшие.

Прямые материальные и  трудовые затраты учитываются в  разрезе каждого заказа на основании  первичных документов.

Величина материальных затрат базируется на нормах расхода материальных ресурсов и соответствующих им ценах.

Для заполнения необходимых  граф карточки, аккумулирования материальных затрат для целей калькулирования себестоимости заказа служат лимитно-заборные карты, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. В данных первичных документах указываются тип и количество отпускаемых со склада сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (количественные показатели); сумма, на которую материальные ценности списываются на производство конкретного заказа (стоимостные показатели); разрешение на их отпуск со склада (основание для передачи со склада в производство).

При систематическом  отпуске в производство лимитируемых материалов экономический отдел выписывает лимитно-заборную карту формы М-8 (см. приложение 2).

Один экземпляр карты  передается потребителю (цех, участок), а второй – на склад. Отпуск материалов в производство осуществляется складом  при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха, что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых записей. По окончании месяца выводится остаток лимита, оба экземпляра передаются в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты значительно сокращают число разовых документов. Для упрощения процедуры идентификации прямых материальных затрат на конкретный заказ в данном документе целесообразно указывать номера заказов.

При разовом отпуске  материальных ценностей внутри предприятия (внутреннее перемещение) применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-10 (см. приложение 3). Ее целесообразно использовать для покупных комплектующих изделий (ПКИ). На каждый заказ отдельно выписывается накладная-требование. При этом отдел главного конструктора на основании разработанной комплектовочной ведомости заполняет графу «Материальные ценности» и графу «Количество затребованных ПКИ». При изготовлении стандартных изделий вышеприведенные данные заполняются экономическим отделом.

Величина трудовых затрат определяется на основе трудоемкости изделий и цены труда (ставок заработной платы).

Наиболее распространенными  формами учета труда являются наряды на сдельную работу, маршрутные листы, ведомости, акты о приемке  работ и т.д. Наиболее приемлемым видом первичного документа в  единичном и мелкосерийном производстве выступает наряд на сдельные работы (см. приложение 4).

Для обеспечения эффективной  системы позаказного калькулирования наряд на сдельную работу должен содержать следующие данные: дату совершения работы, описание производственной операции, количество отработанных часов и расценки за труд.

Наряды заполняются для  каждого рабочего отдельно. Совокупность нарядов за месяц является основой  для учета трудовых затрат. При  этом учетные записи должны обеспечивать накопление трудозатрат в рамках конкретных заказов.

Накладные расходы – это расходы, сопровождающие основное производство, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ. Распределение накладных расходов влияет на прибыльность подразделений и заказов. Нормативов, согласно которым можно было бы выбрать базу распределения, не существует. Решение зависит от специфики и целей предприятия.

При выборе базы распределения  обычно учитывают:

  • причинно-следственными связи;
  • полезность;
  • способность нести затраты.

Базовый параметр, на основе которого распределяются накладные  расходы, должен обеспечивать максимально  точное отражение затрат на конкретный заказ, т.е. должен занимать значительный удельный вес в структуре общих  затрат.

Распределение по полезности предполагает учет выгод, получаемых от данных затрат, и, соответственно, разделение ответственности. Способность нести  затраты означает наличие достаточного уровня прибыли подразделения.

В соответствии с Методическими  рекомендациями по планированию, учету  и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях, утвержденными приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 30 сентября 1998 г. № 296, распределение вышеназванных затрат можно проводить пропорционально:

·  основной заработной плате производственных рабочих (накладные расходы относятся на конкретный заказ в таком же соотношении, как распределяется совокупный фонд заработной платы производственных рабочих по заказам);

·  прямым материальным и трудовым затратам (накладные расходы распределяются между заказами в тех же долях, в каких распределяются прямые издержки между отдельными заказами);

·  объему выпуска продукции по плану (накладные расходы распределяются между заказами в тех же долях, какие занимает объем производства в общем объеме выпуска).

Сведения, содержащиеся в  формах по учету использования материалов и затраченного труда, регулярно  обобщаются и включаются в карточку заказа. Таким образом, в карточке учета затрат отражаются все понесенные на выполнение конкретного заказа затраты, включая отнесенные на него накладные  расходы.

Информация о работе Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции