Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:55, контрольная работа

Описание работы

Необходимо отметить, что описанные в данной статье права ПФР как страховщика частично пересекаются с его полномочиями, установленными Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. от 05.08.2000).

Содержание работы

1 Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования……………………………………………………..3
2 Задача….…………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

РГЗ.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1 Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования……………………………………………………..3

2 Задача….…………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Права и  обязанности Пенсионного фонда  РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования

пенсионный страхование  фонд внебюджетный

В статье 12 Закона об обязательном пенсионном страховании определены права, обязанности  и ответственность ПФР в качестве страховщика.

Необходимо отметить, что описанные в данной статье права ПФР как страховщика частично пересекаются с его полномочиями, установленными Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. от 05.08.2000). В соответствии с п. 1 данного Положения ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и в этих целях был наделен рядом полномочий, свойственных федеральному органу исполнительной власти. В связи с тем, что в ходе проведения пенсионной реформы статус и задачи ПФР изменились, поменялся также и подход к определению сферы его компетенции как страховщика в области обязательного пенсионного страхования, в связи, с чем права, которыми он наделяется в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, точно соответствуют тем задачам, которые перед ним стоят в рамках создания и функционирования полноценной системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Первым и основным правом страховщика в связи с осуществлением обязательного пенсионного страхования является право проведения у страхователей проверок документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. При этом в ходе проверки орган ПФР вправе требовать необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке. Данное положение требует особого разъяснения.

В соответствии со ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на органы ФНС России, поэтому полномочия по проведению проверок правильности, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также возлагаются на налоговые органы. ПФР вправе осуществлять лишь проверку правильности и достоверности тех документов, которые непосредственно связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а также с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об индивидуальном учете представление сведений об уплачиваемых страховых взносах осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, а сведений о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

С проведением вышеуказанных проверок связано и еще одно право ПФР, а именно право требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании от руководителей и должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Дополнительно вопрос проведения органами ПФР проверок страхователей отражен  в Методических рекомендациях по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления ПФР от 30.01.02 N 11п (в соответствии с письмом Минюста России от 12.04.02 N 07/3522-ЮД данный документ в государственной регистрации не нуждается).

Несмотря на то что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  возложен на налоговые органы, именно ПФР несет ответственность за исполнение обязательств, возникающих при поступлении страховых взносов, перед застрахованными лицами.

В этой связи ПФР предоставлено  право получать у налоговых органов  любую информацию, необходимую ему  для осуществления обязательного пенсионного страхования, включая налоговую отчетность и информацию, составляющую налоговую тайну. Регулирование информационного обмена в этой сфере между налоговыми органами и органами ПФР в настоящее время осуществляется в соответствии с Порядком обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.02 N МЗ-16-25/1043/БГ-15-05/65.

При этом следует отметить, что  право органов ПФР на получение  информации, отнесенной к налоговой тайне, не противоречит режиму налоговой тайны, установленному НК, поскольку в соответствии со ст. 102 НК органы государственных внебюджетных фондов (т.е. и органы ПФР) включены в перечень органов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Еще одним важным правом ПФР является право осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием.

Данная норма корреспондируется  с определениями понятий «средства  обязательного пенсионного страхования» и «бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации» и вытекает из статуса ПФР как государственного учреждения, которое в соответствии со ст. 296 ГК в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Причем в рассматриваемом случае пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом об обязательном пенсионном страховании и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

Новеллой в законодательстве являются такие права страховщика, как  право представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями и право  осуществлять возврат страховых  взносов в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены.

Данные полномочия ПФР непосредственно  связаны с переходом учета  пенсионных прав граждан с начисленных  страховых взносов на поступившие. Поскольку в отличие от прежнего пенсионного законодательства для определения прав застрахованных лиц имеют значение только те суммы страховых взносов, которые поступили в бюджет ПФР за конкретное застрахованное лицо, ПФР не вправе присваивать себе те деньги, которые не персонифицированы, т.е. в отношении которых на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета нельзя установить, за какое конкретное застрахованное лицо они перечислены.

Из учета поступивших  страховых взносов возникает  и право осуществлять представление  интересов застрахованного лица перед страхователем. Поскольку в правоотношениях, связанных с возникновением пенсионных прав исключительно по факту поступления денежных средств в пенсионную систему, ответственности за то, что страхователь не заплатил денег и у застрахованного лица не возникло вследствие этого пенсионных прав, ПФР в принципе не несет, бремя защиты пенсионных прав застрахованных лиц перед недобросовестным страхователем в значительной степени смещается в сторону самого застрахованного лица. И в этой ситуации ПФР в силу предоставленных ему законом прав может помогать застрахованному лицу защитить свои права и представлять интересы застрахованного лица перед страхователем.

Обязанности, возлагаемые  на ПФР, можно условно разделить  на три группы:

- обязанности, связанные  с управлением финансовыми потоками  в сфере обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации;

- обязанности, связанные  с учетом пенсионных прав граждан;

- обязанности, связанные  с взаимоотношениями между ПФР,  страхователями и застрахованными  лицами.

В числе обязанностей, связанных с управлением финансовыми  потоками в сфере обязательного  пенсионного страхования, следует  отметить такие, как подготовка обоснования размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составление проекта бюджета ПФР и обеспечение его последующего исполнения, а также обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и контроля за их использованием.

Указанные положения  Закона об обязательном пенсионном страховании  корреспондируются с п. 1 ст. 145 БК, согласно которому проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных  фондов, а также подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которому обязанность по обоснованию тарифов страховых взносов возлагается на страховщика.

На практике это означает, что ПФР обязан подготовить обоснование тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на основе подготовленных тарифов составить проект бюджета ПФР, который затем утверждается по представлению Правительства РФ федеральным законом, и впоследствии обеспечить исполнение утвержденного бюджета, включая осуществление контроля за правильностью и обоснованностью расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования, т.е. за их целевым использованием.

В числе обязанностей, связанных с учетом пенсионных прав граждан, следует выделить обязанности ПФР и его территориальных органов по ведению государственного банка данных по всем категориям страхователей, включая лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также по ведению индивидуального (персонифицированного) учета информации обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, включая ведение специальной части ИЛС застрахованного лица.

В числе обязанностей, связанных с взаимоотношениями  между ПФР, страхователями и застрахованными  лицами, следует отметить регистрацию  страхователей, назначение и выплату  застрахованным лицам страхового обеспечения  по обязательному пенсионному страхованию, консультирование и информирование страхователей и застрахованных лиц о законодательстве по вопросам обязательного пенсионного страхования, а также информирование общественности о финансовом состоянии ПФР.

Обязанности по назначению (перерасчету) и своевременной выплате трудовых пенсий, а также предусмотренных законодательством РФ других видов пенсий и социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, вытекают из статуса ПФР как страховщика в одном из видов обязательного социального страхования и предусмотрены также п. 2 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования.

В отношении же консультирования и информирования страхователей  и застрахованных лиц необходимо отметить следующее.

ПФР и его территориальные органы и ранее осуществляли консультирование и информирование плательщиков страховых взносов в ПФР по всем вопросам, регулируемым законодательством РФ в данной сфере. При этом, по мере создания в различных регионах единых пенсионных служб и возложения на органы ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, осуществлялось и взаимодействие с гражданами по всем вопросам, касающимся назначения и выплаты пенсий.

Информирование различных  органов и общественных организаций  о финансовом состоянии ПФР - обязанность достаточно условная, поскольку, как уже указывалось выше, бюджет ПФР и отчет о его исполнении имеют правовую форму федерального закона, который согласно ст. 15 Конституции подлежит официальному опубликованию. Таким образом, информирование о финансовом состоянии ПФР осуществляется в рамках конституционно установленной законодательной процедуры и не требует дополнительного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Задача

Вариант 1

Гражданин А, 1941 года рождения, обратился за назначением трудовой пенсии по старости в октябре 2002 года. В 2001 году ему исполнилось 60 лет. Общий трудовой стаж – 40 лет. Среднемесячная заработная плата – 4 000 руб. Средний заработок в стране в 2001 году составлял 1671 руб. Определить общий размер трудовой пенсии по старости.

Решение:

1.       Определим пенсионные права заявителя по состоянию на 1 января 2002 г. и сумму страховых взносов, реально уплаченных в Пенсионный фонд РФ работодателем на момент назначения пенсии.

Определим стажевый коэффициент  пенсионера (СК).

 

Таблица стажевых коэффициентов

Мужчины

при стаже

Женщины

при стаже

Стажевый коэффициент

25 лет

20 лет

0,55

26 лет

21 лет

0,56

27 лет

22 лет

0,57

28 лет

23 лет

0,58

29 лет

24 лет

0,59

30 лет

25 лет

0,60

31 лет

26 лет

0,61

32 лет

27 лет

0,62

33 лет

28 лет

0,63

34 лет

29 лет

0,64

35 лет

30 лет

0,65

36 лет

31 лет

0,66

37 лет

32 лет

0,67

38 лет

33 лет

0,68

39 лет

34 лет

0,69

40 лет

35 лет

0,70

41 лет

36 лет

0,71

42 лет

37 лет

0,72

43 лет

38 лет

0,73

44 лет

39 лет

0,74

45 лет

40 лет

0,75

Информация о работе Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования