Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве
законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла
давно, однако целостная концепция сложилась
только в период становления буржуазного
общества, когда усилилась всесторонняя
критика феодального произвола и беззакония,
решительно осуждалась безответственность
органов власти перед обществом. Идеи
Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей
нашли воплощение в конституционном законодательстве
США и Франции в конце XVIII в. Сам термин
«правовое государство» утвердился в
немецкой литературе в первой трети XIX
в.
Признаки правового
государства:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
- равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
- признание прав и свобод человека высшей ценностью;
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового
государства являются:
- господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
- признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
- взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
- разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
- разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
- контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором
есть правовая система и законодательство,
можно считать правовым. Процесс
законотворчества может быть направлен
на обеспечение антидемократических,
деспотических форм правления. В
авторитарных и тоталитарных режимах
с мнимым конституционализмом лишь
провозглашаются права и свободы.
Поэтому во взаимоотношениях правового
государства и личности должен господствовать
приоритет прав человека, закрепленный
конституционно, который не может
быть нарушен законодателем и
представителями других органов
государственной власти.
Существует ряд документов, признанных
мировым сообществом, соблюдение которых
позволяет говорить о правовых отношениях
в обществе. К ним относятся
Устав Организации Объединенных
Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация
прав человека, Международный пакт
о гражданских и политических
правах от 16 декабря 1966 г. и др.
работу
выполнил :
Цымлов Антон 9 «Б»