Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:55, реферат
Среди различных видов безопасности объектов социальной природы особое место занимает национальная безопасность государства, под которой понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее важных интересов. Другими словами, национальная безопасность есть защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.).
1 Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства……………………………………………………………. 3
2 Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России………………………………………………………………………………….. 5
3 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………………9
Продовольственная безопасность Российской
Федерации может
«Под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей». [2]
Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его). Таким образом, регионы Российской Федерации можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. К первой категории относятся регионы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Западно-Сибирского регионов. Во вторую группу входят регионы Северного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного экономических районов.
В Российской Федерации имеются
также регионы, которые испытывают
постоянную потребность в
Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:
- обеспеченность земельными ресурсами;
- степень деградации сельскохозяйственных земель;
- степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса;
- уровень монополизации продовольственного рынка;
- степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок;
- уровень безработицы в сельском хозяйстве;
- уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;
- уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.
Программы должны обеспечиваться выделением необходимых финансовых средств на региональном и федеральном уровнях из бюджета, а их реализация может гарантировать продовольственную безопасность регионам России.
Проблема продовольственного неблагополучия в России сегодня является настолько острой, что представляет серьезную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности россиян. Сегодня, не теряют своей актуальности слова, высказанные В.В. Маслаковым почти 10 лет назад: «Российская Федерация до сих пор пассивно созерцает мировой бум вокруг продовольственной безопасности, не решаясь определить свою государственную стратегию между принятием условий ВТО и вступлением в эту организацию, сохранением импортной интервенции со стороны международных продовольственных пиратов и самообеспечением страны» Маслаков В.В. Концепция системы продовольственной безопасности индустриально-аграрного региона (на примере Урала и Сибири). В современных условиях, обеспеченность внутреннего рынка России за счет импорта по многим группам продуктов питания значительно колеблется и составляет по мясу 53%, по птице 58%, молочным продуктам - 12%, сахару - 83%.
Большинство продовольственных товаров поставляются в Россию по демпинговым ценам. К тому же нередко импортные продукты питания бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах. Главной причиной роста импорта продовольствия в России является разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Реформы привели к абсолютному и относительному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике.
На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям.
Для насыщения рынка
Основные критерии оценки продовольственной безопасности России:
- степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
- соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;
- степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;
- размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.
Необходимо разработать
Среднесрочная цель - обеспечение
продовольственной
Долгосрочная цель - выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.
Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:
- через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;
- через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);
- путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;
- через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;
- проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.
Таким образом, проблему продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики.
Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются следующие условия:
- население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее чем на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);
- цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;
- стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;
- производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;
- научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.
Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:
- население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80%;
- цены на эти продукты основной массе трудового населения не доступны;
- стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;
- производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.
Подводя итог, можно сказать, что
продовольственная безопасность - это
прежде всего обеспечение
Обеспечение продовольственной
Cреди приоритетных направления внешнеторговой политики России, связанных с обеспечением продовольственной безопасности можно выделить следующие:
- налаживание механизмов поставки в Российскую Федерацию недостающего количества продовольствия из стран-импортеров;
- создание единого продовольственного рынка стран СНГ на основе межправительственных соглашений, предусматривающих свободное перемещение сельскохозяйственных товаров и продовольствия на их территории;
- постепенный отказ от таможенных пошлин и других сборов со странами СНГ;
- координация и согласование ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики;
- осуществление совместных программ по поддержке отраслей сельского хозяйства.
Фундаментальной основой продовольственной безопасности России может служить только высокоэффективно работающее продовольственное хозяйство, поэтому поддержка и стимулирование его со стороны государства является чрезвычайно важным. Осуществить это можно только через систему государственного регулирования. Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технологического и сервисного обеспечения необходима активная государственная поддержка отрасли. Необходимость государственной поддержки обусловлена также социальными и демографическими особенностями сельской местности.
Список литературы
1. Безопасность России. Разд. II «Продовольственная безопасность». М.: МГФ «Знание», 2001.
2. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия
в системе глобальной
3. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты) // М. «Экономика». 2002.
4. Файззулин Г. Г. Правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством в России. М. Право и государство, 2004.
5. Федеральный закон О
Информация о работе Правовое обеспечение продовольственной безопасности России