Правовое обеспечение продовольственной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Среди различных видов безопасности объектов социальной природы особое место занимает национальная безопасность государства, под которой понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее важных интересов. Другими словами, национальная безопасность есть защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.).

Содержание работы

1 Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства……………………………………………………………. 3
2 Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России………………………………………………………………………………….. 5
3 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации………………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

реферат по аграрному праву.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Продовольственная безопасность Российской Федерации может рассматриваться  в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения.

«Под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей». [2]

Необходимо отметить, что регионы  России находятся в различном  положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят  продовольствие, другие за счет внутреннего  производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его). Таким образом, регионы Российской Федерации можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. К первой категории относятся регионы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Западно-Сибирского регионов. Во вторую группу входят регионы Северного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного экономических районов.

В Российской Федерации имеются  также регионы, которые испытывают постоянную потребность в продовольственном  обеспечении. К ним в первую очередь следует отнести районы и территории Крайнего Севера, Якутии, Бурятии, Камчатской области и др. [3]

Для поддержания продовольственной  безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать  и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:

- обеспеченность земельными ресурсами;

- степень деградации сельскохозяйственных земель;

- степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса;

- уровень монополизации продовольственного рынка;

- степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок;

- уровень безработицы в сельском хозяйстве;

- уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;

- уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

Программы должны обеспечиваться выделением необходимых финансовых средств  на региональном и федеральном уровнях  из бюджета, а их реализация может  гарантировать продовольственную безопасность регионам России.

Проблема продовольственного неблагополучия в России сегодня является настолько  острой, что представляет серьезную  угрозу самим биологическим основам  здоровья и жизнедеятельности россиян. Сегодня, не теряют своей актуальности слова, высказанные В.В. Маслаковым почти 10 лет назад: «Российская Федерация до сих пор пассивно созерцает мировой бум вокруг продовольственной безопасности, не решаясь определить свою государственную стратегию между принятием условий ВТО и вступлением в эту организацию, сохранением импортной интервенции со стороны международных продовольственных пиратов и самообеспечением страны» Маслаков В.В. Концепция системы продовольственной безопасности индустриально-аграрного региона (на примере Урала и Сибири). В современных условиях, обеспеченность внутреннего рынка России за счет импорта по многим группам продуктов питания значительно колеблется и составляет по мясу 53%, по птице 58%, молочным продуктам - 12%, сахару - 83%.

Большинство продовольственных товаров поставляются в Россию по демпинговым ценам. К тому же нередко импортные продукты питания бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах. Главной причиной роста импорта продовольствия в России является разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Реформы привели к абсолютному и относительному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике.

На положение отечественных  сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям.

Для насыщения рынка продовольственными товарами и восстановление продовольственной  безопасности необходимо, определить критерии оценки, пересмотреть программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности.

Основные критерии оценки продовольственной безопасности России:

 

- степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

- соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;

- степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

- размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.

Необходимо разработать стратегию  и тактику обеспечения продовольственной  безопасности, определить цели и основные направления её осуществления. В  первую очередь, необходимо восстановить уровень потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания. Нужно определить среднесрочные и долгосрочные цели обеспечения продовольственной безопасности.

Среднесрочная цель - обеспечение  продовольственной независимости  по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России.

Долгосрочная цель - выход страны с учетом обострения продовольственной  проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата  в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.

Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:

- через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

- через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

- путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;

- через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

- проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, проблему продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики.

Продовольственная безопасность будет  достигнута частично, если выполняются следующие условия:

- население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее чем на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

- цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;

- стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;

- производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;

- научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

- население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80%;

- цены на эти продукты основной массе трудового населения не доступны;

- стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;

- производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

Подводя итог, можно сказать, что  продовольственная безопасность - это  прежде всего обеспечение определенного  отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно-критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.

Обеспечение продовольственной независимости  страны может быть достигнуто двумя путями. Первый связан с самообеспечением продовольствием. Примером может служить опыт США и Китая, которые всячески защищают свой внутренний рынок от импорта продовольствия и стимулируют экспорт сельскохозяйственной продукции, тем самым проводят политику поддержания продовольственной независимости. Второй путь обеспечения продовольственной независимости заключается в сочетании использования возможностей собственного производства продовольствия и импортных поставок недостающего количества продовольствия. Так, например, в Англию поставляется продовольствие из экономически зависимых от нее стран - бывших колоний. Применительно к России такой подход может использоваться для обеспечения продукцией, производство которой на территории страны невозможно из-за природно-климатических условий, таких как чай, кофе, растительное масло и др. [4]

Cреди приоритетных направления внешнеторговой политики России, связанных с обеспечением продовольственной безопасности можно выделить следующие:

- налаживание механизмов поставки в Российскую Федерацию недостающего количества продовольствия из стран-импортеров;

- создание единого продовольственного рынка стран СНГ на основе межправительственных соглашений, предусматривающих свободное перемещение сельскохозяйственных товаров и продовольствия на их территории;

- постепенный отказ от таможенных пошлин и других сборов со странами СНГ;

- координация и согласование ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики;

- осуществление совместных программ по поддержке отраслей сельского хозяйства.

Фундаментальной основой продовольственной  безопасности России может служить  только высокоэффективно работающее продовольственное  хозяйство, поэтому поддержка и  стимулирование его со стороны государства  является чрезвычайно важным. Осуществить  это можно только через систему государственного регулирования. Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технологического и сервисного обеспечения необходима активная государственная поддержка отрасли. Необходимость государственной поддержки обусловлена также социальными и демографическими особенностями сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Безопасность России. Разд. II «Продовольственная  безопасность». М.: МГФ «Знание», 2001.

2. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия  в системе глобальной продовольственной  безопасности. М. 1999 г.

3. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н.  Продовольственная безопасность (международные  и внутренние аспекты) // М. «Экономика». 2002.

4. Файззулин Г. Г. Правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством в России. М. Право и государство, 2004.

5. Федеральный закон О продовольственной  безопасности Российской Федерации  от 26 марта 1999 года

 




Информация о работе Правовое обеспечение продовольственной безопасности России