Правовое положение финансово-промышленных групп и холдингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании правовых основ финансово-промышленных групп и холдингов.
Объект исследования данной работы - правоотношения возникающие по поводу правового регулирования финансово-промышленных групп и холдингов в законодательстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 ФПГ и холдинги: понятие и образование
1.1 Понятие финансово-промышленных групп и холдингов 5
1.2 Причины появления ФПГ и холдингов 7
1.3 История образования ФПГ и холдингов 9
Глава 2 ФПГ и холдинги: проблемы и перспективы развития
2.1 Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ и холдингов 13
2.2 Перспективы развития ФПГ и холдингов в России 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

правовое обеспеч.экономики.docx

— 46.73 Кб (Скачать файл)

Статус консолидированного налогоплательщика  позволяет центральной компании ФПГ прежде всего беспрепятственно перераспределять собственные и  привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями в  деятельности ФПГ. Эта свобода перемещения  активов внутри ФПГ выражается в  том, что перераспределение собственных  средств в рамках группы может  происходить между формально  различными юридическими лицами. При  этом такое перемещение средств  не должно сопровождаться соответствующими изъятиями в бюджет налога на прибыль  и на добавленную стоимость. Вне  ФПГ любое перемещение средств  от одного юридического лица к другому  без налогового обложения, если только это не банковская ссуда, обязательно  оформляется либо как авансовый  платеж, либо как временная финансовая помощь. Однако, в обоих случаях  все это требует отчисления в  бюджет и НДС, и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение  средств в соответствии с договором  о совместной деятельности, но возможности  использования такого рода договоров  весьма ограничены. Это связано с  множеством формальных условий применения договоров о совместной деятельности, при нарушении которых указанные  налоги взыскиваются с начислением  штрафных санкций.

Если предприятия-участники группы будут иметь различные системы  планирования и учета, консолидировать  их в единый денежный поток, а тем  более эффективно управлять этим потоком будет весьма затруднительно. В связи с этим, без унификации планово-контрольных функций и  отчетов на каждом предприятии-участнике  преждевременно говорить о возможности  создания единого денежного потока ФПГ, так же как и о консолидированных  балансе и отчете о прибылях и  убытках.

Подводя итоги, надо сказать, что решение  проблем государственной поддержки  ФПГ позволит значительно увеличить  эффективность работы этих объединений. При этом необходима разработка методик  создания ФПГ и осуществления  в них инвестиционных проектов, с  тем чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы и меры государственной  поддержки.

 

2.2 Перспективы развития ФПГ и холдингов в России   

 

Перспективы развития финансово-промышленных групп и холдингов тесно связаны  с перспективами дальнейшего  развития российской экономики. При  расширении долговременных взаимовыгодных экономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья следует  ожидать активизации процесса создания межгосударственных и транснациональных  ФПГ и других крупных корпоративных  структур.

Осуществляемый процесс реорганизации  банковской системы существенно  влияет на изменение механизма взаимодействия ФПГ с банковскими структурами. Речь идет о взаимодействии ФПГ с  мелкими и средними банками в  составе финансовых консорциумов и  банковских синдикатов, а также об интеграции нескольких ФПГ с крупными банками.

В условиях относительной стабилизации промышленного производства и расширения спроса на продукцию российских товаропроизводителей на товарных рынках можно ожидать  активизации создания диверсифицированных ФПГ, в том числе с участием предприятий оборонного комплекса.

Следует ожидать активизации процесса создания вертикально интегрированных  корпоративных структур, в т.ч. ФПГ  холдингового типа. При этом необходимо развитие дифференцированного подхода  к государственному регулированию  экономической интеграции в отдельных  отраслях исходя из экономической целесообразности.

Перспективы создания и деятельности российских ФПГ во многом зависят  от четкого определения их места  и роли в реализации экономической  программы и промышленной политики, проводимой государством.

Формирование и развитие межгосударственных и транснациональных ФПГ будет  являться серьезным фактором для  усиления взаимовлияния и взаимопроникновения  национальных экономических элит.[9]

Государство в лице всех ветвей и  уровней власти должно срочно осуществить  масштабный комплекс мер помощи отечественному производителю на внутреннем и внешнем  рынках. Стимулировать взаимодействие разных форм национального капитала (государственного, частного, смешанного, отраслевого), рассматривая их как части  единого целого. Наладить денежно-кредитное  обеспечение реального сектора, навести порядок в источниках финансирования, изменить хозяйственную  политику.

Финансово-промышленным группам и  холдингам очень не хватает законодательно сформированного механизма краткосрочного и «сверхкороткого» кредитования текущих  расходов. Финансовой стабилизации ФПГ  не добиться, если не утвердить новую  редакцию законов, регулирующих фискальное обложение материального производства; если не устранить из текста действующих  законов положения, которые мешают финансово-промышленным группам снижать  цены, приводят к огромному авансированию  бюджетов всех уровней со стороны  налогоплательщиков.

Финансово-промышленным группам и  холдингам и обслуживающим их банкам требуется совершенно иной механизм инвестиционных накоплений. Для этого  нужны работающие законы об обязательном страховании депозитов юридических  лиц и вкладов физических лиц, о банкротстве и санации кредитных  институтов. Многие инвесторы категорически  отказываются вкладывать капиталы в  реальный сектор и финансово-промышленные группы, пока не будут приняты юридические  нормы, ускоряющие процедуру банкротства  предприятий до трех-пяти месяцев, пока банки и иные непосредственные кредиторы, а также потенциальные поставщики инвестиций не получат действительно  гарантированное право активно  участвовать (например, на долевой основе) в управлении имуществом санируемых производств.

Для мобилизации внутренних и внешних  инвестиционных ресурсов для ФПГ  власти должны помогать банкам эффективней  координировать одновременное использование  традиционных источников капиталовложений (собственные средства предприятий, бюджетные средства, средства населения) и новых (долгосрочные кредиты других коммерческих банков, включая иностранные, средства от эмиссий акций АО, средства пенсионных, паевых и иных негосударственных  фондов, страховых компаний) в России и за рубежом.

Правительству необходимо ради национальных интересов стимулировать все  формы вертикальной и горизонтальной интеграции банков, производства, торговли, страхования.

Фундаментальным условием для решения  проблемы инвестиций в ФПГ и реальный сектор в целом остается земельная  реформа, которая задействует механизм ренты, обеспечит вкладчика капитала надежным, недевальвируемым залогом, позволит реально оценить стоимость инвестиционного  проекта, издержки, цены будущей продукции, использовать полновесные рыночные инструменты, законы, гарантии.

Чтобы помочь нашим банкам и финансово-промышленным группам привлекать инвестиции из ЕС, российскому правительству и  Центробанку необходимо оказывать  ФПГ и банкам помощь в урегулировании валютных условий с государствами  еврозоны по внешнеторговым контрактам и инвестиционным программам.

 

                  

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе всего вышеизложенного  можно заключить, что ФПГ и  холдинги - бурно развивающиеся формы  взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющие финансовым учреждениям  наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом  управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры  получают надежного и постоянного  контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и  финансовое обслуживание его нужд. Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила  функционирования ФПГ и холдингов. Единственным крупным недостатком  данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более  чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов  не видят в участии банка в  нескольких ФПГ ничего дурного.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования  эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках  единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных  финансово-промышленных групп, которые  в течение последнего десятилетия  были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой, как  общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты  менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая  дочерним предприятиям большую свободу  деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

Однако, несмотря на полезность и необходимость  для нашей экономики, как холдингов, так и ФПГ, они относятся к  монопольным структурам. И при  их создании необходимо устанавливать  их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной  программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Основным содержанием антимонопольных мероприятий правительства должно стать развитие рыночных институтов, механизмов координации интересов, легальной системы взаимных соглашений об уровне цен и их изменений, синдицировании участников хозяйственной деятельности, гарантирующих равноправие и свободу конкуренции.

Результаты деятельности российских ФПГ позволяют говорить о положительном  влиянии интеграции финансового  и промышленного капиталов не только на макро -, но и на микроуровне. Больше половины из работающих ныне групп  можно назвать “островками устойчивости”  в море хаоса, захлестнувшего все  отрасли экономики. Только по данным 15 ФПГ, в 2002 году их объемы производства выросли на пять процентов, объемы реализованной  продукции – на 40%, экспорта –  на 28%, инвестиций – на 250%. В портфеле ФПГ имеется свыше 200 инвестиционных проектов с общим финансированием 65 миллиардов руб.

В заключение хотелось бы отметить, что  ФПГ могут содействовать стабилизации производства; усилению конкуренции  с иностранными фирмами; ускорению  научно-технического и экономического развития России; улучшению инвестиционной ситуации, влиянию на структурные  сдвиги в экономике различных  отраслей; укреплению социально-экономической  базы экономических реформ; оживлению  производства товаров народного  потребления; созданию новых рабочих  мест и т.д.

          

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства/С. Авдашева//Вопросы экономики – М.: 2009

2. Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов http://articles.excelion.ru/science/em/61553633.html

3. Валь А.А. Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ/А.А. Валь//Менеджмент в России и за рубежом – 2009. - №2. http://www.mevriz.ru/articles/2002/2/1028.html

4. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России/Э.П. Дунаев//Вестник Московского университета, серия Экономика – 2010. - №4.

5. Зиновьева М.Ю. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы/М.Ю. Зиновьева//Право и экономика – 2010. - №4.

6.  Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия/под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 1997. – с.24

7. Пономарёв А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп/А. Пономарёв//Экономист. – 2009. - №12.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 3е издание

9. Торкановский Е. ФПГ: перспективы и проблемы/Е. Торкановский//Хозяйство и право – 2012. - №5. – с.135-146

10. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д. Апостолов, В.Г. Баев, А.Х. Бец, В.Н. Брайко, А.К. Бульхин, Б.В. Прилепский)//ЭКО – 2011. - №8

11. Федеральный закон РФ от 30 ноября № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"//Финансовая газета – 1996. - №1

 


Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп и холдингов