Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Несмотря на то что определенное, вполне устойчивое место в аграрном секторе нашей страны заняли фермерские и личные подсобные хозяйства, основной объем сельскохозяйственной продукции производят крупные сельскохозяйственные организации. Они функционируют в рамках определенных, установленных законодательством организационно-правовых форм. Право регулирует особенности статуса каждого вида организаций. Ведение сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики связано в большинстве случаев с предпринимательством. Субъектами предпринимательства являются как юридические, так и физические лица.

Содержание работы

3.1. Хозяйственные общества и товарищества
3.2. Сельскохозяйственные кооперативы
3.3.Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия
2.4. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Файлы: 1 файл

3 (1).doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Исключения участника из общества регулируются ст. 10 Закона, оно возможно лишь в судебном порядке и только по требованию участников, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества.

Данным законом предусматривается право выбора участниками форм управления: совет директоров; наблюдательный совет общества; может избираться ревизионная комиссия (ревизор). Количество голосов, которым располагает каждый участник ООО, пропорционален его доле в уставном капитале общества. Однако следует отметить, что устав общества может предусматривать и иной порядок исчисления голосов (п.1 ст.32).

Не смотря на довольно льготные условия существования ООО целесообразно выделить ряд проблем, которые могут возникнуть у аграрных предприятий такого рода. В частности:

  1. Минимальный размер уставного капитала. Согласно п.1 ст.14 рассматриваемого закона он должен быть не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ на дату предоставления документов для государственной регистрации.
  2. Предел численности участников – не более 50 (п.3 ст.7). Если участников оказывается больше, то общество обязано преобразовываться в течение года в открытое АО или производственный кооператив.

 

3.2. Сельскохозяйственные  кооперативы

 

Данная форма организации наиболее приемлема для сельского хозяйства, которая существовала в России еще с дореволюционных времен.

Цель кооперации – совместная деятельность в общих интересах, а не в объединении капиталов с целью извлечении прибыли.

Сельскохозяйственные кооперативы регулируются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» (с последующими изм. и доп.). В нем решены вопросы выхода гражданина из членов кооператива с целью создания крестьянского хозяйства; выдачи земельного участка выходящему члену кооператива; порядка образовании кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и др.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Это кооперативы, занимающиеся обслуживанием сельских товаропроизводителей, прежде всего крестьянских (фермерских) хозяйств, а также производственных кооперативов  и других аграрных организаций: переработкой и сбытом производимой ими продукции, поставкой и ремонт техники, ветеринарией, агрохимией и проч.

Однако почти всеми из перечисленных направлений деятельности занимаются и производственные кооперативы, но разница заключается в следующем: производственные кооперативы объединяют граждан, личным трудом участвующих в производстве определенной продукции, оказании услуг в целях получения кооперативом прибыли, а потребительские – объединяют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, передающих кооперативу часть функций по какому-либо виду деятельности, а непосредственно их выполняют наемные работники кооператива. В потребительских кооперативах размер паевых взносов пропорционален объему участия члена кооператива в его хозяйственной деятельности.

Таким образом, получение прибыли не является главной целью деятельность потребительских кооперативов, поэтому они отнесены к некоммерческим организациям. Однако на потребительские кооперативы не распространяется Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и их деятельность регулируется в настоящее время только Законом о сельскохозяйственной кооперации.

Цель потребительских кооперативов является помощь фермерам и сельскохозяйственным предприятиям противостоять монополизму перерабатывающих, закупочных снабженческих и других организаций.

 

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

Сельскохозяйственные производственные кооперативы занимают одно из ведущих мест в сельскохозяйственном производстве. Их правовой статус определяется нормами, содержащихся как в ГК РФ, так и в специальном законе от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственный производственный кооператив – это кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном труде членов кооператива.

В законе определены три вида сельскохозяйственных кооперативов:

  • сельскохозяйственная артель (колхоз);
  • рыболовецкая артель (колхоз);
  • кооперативное хозяйство (коопхоз).

Однако данный перечень не является исчерпывающим. В Законе предусмотрена возможность создания и иных кооперативов при соблюдении требований, установленных данным Законом. Сельскохозяйственная (рыболовецкая) артель создается гражданами на основе добровольного членства, объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества и передачи их в паевой фонд кооператива.

Коопхоз – понятие, введенное Законом о сельскохозяйственной кооперации. В отличие от сельскохозяйственных и рыболовецких артелей, коопхоз создается главами крестьянских (фермерских) хозяйств и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Он создается на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для иной связанной с сельским хозяйством деятельности, основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. Однако земельные участки остаются в собственности крестьянских или личных подсобных хозяйств и передаче в паевой фонд коопхоза не подлежат, за исключением земель, предназначенных для его общественных нужд. Кооператив подлежит обязательной государственной регистрации.

После принятия Закона о сельскохозяйственной кооперации был принят более общий Закон о производственных кооперативах. В пункте 2 ст.2 этого закона указано, что особенности создания и действия производственных кооперативов определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации. Таким образом, по общим нормам права Закон о производственных кооперативах распространяется и на сельское хозяйство, устанавливая основные принципы образования и функционирования аграрных производственных кооперативов. При этом если по какому-то конкретному вопросу норма Закона о сельскохозяйственной кооперации отличается от нормы права Закона о производственных кооперативах, то в отношении аграрных кооперативов действует норма специального Закона.

Порядок образования сельскохозяйственного кооператива

При создании сельскохозяйственного кооператива, прежде всего, формируют организационный комитет, который готовит проект производственно-экономической деятельности кооператива. В проект в обязательном порядке включается размер паевого фонда, проект устава, в комитет принимаются заявления о вступлении в члены кооператива и в конце проводится организационное собрание членов кооператива. После того как комитет принимает решение, подается заявление о государственной регистрации кооператива.

В уставе кооператива в обязательном порядке указываются сроки функционирования кооператива: на определенный срок или он будет носить бессрочный характер. Наряду с этим устав должен содержать следующие сведения: наименование, местонахождение кооператива, условия членства в нем, размер паевых взносов и порядок их внесения, сведения о создаваемых фондах кооператива, порядке распределения прибыли и убытков, органы управления кооперативом, времени начала и конца финансового года, порядок реорганизации и ликвидации кооператива. Изменения, вносимые в устав кооператива, направляются в органы, осуществляющие государственную регистрацию кооператива.

Членство в сельскохозяйственном кооперативе

Членами производственного кооператива по закону могут быть только граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста. Членами потребительского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста, а также иностранные граждане и юридические лица. Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких кооперативов.

В сельскохозяйственных кооперативов членство может быть двух видов: полное (или «просто» членство) и ассоциированное.

Ассоциированными членами кооператива могут выступать как юридические лица, так и граждане, которые внесли паевой взнос. С ассоциированными членами кооператив заключает договор, в котором указываются размеры их паевых взносов и условия выплаты по ним дивидендов. Ассоциированный член кооператива имеет право голоса в кооперативе, однако их общее число с правом решающего голоса не должно превышать 20% числа членов кооператива.

Член сельскохозяйственного кооператива может выйти из него по своему желанию. Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок выхода, а производственные – по закону обязаны подать заявление в письменной форме в правление кооператива не позднее сем за две недели до своего выхода.

Порядок исключения из сельскохозяйственного кооператива регламентируется в ст.17 Закона о сельскохозяйственной кооперации. Исключение может быть проведено по окончанию финансового года. Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок исключения из кооперативов, а в производственных – вопрос сначала рассматривается правлением кооператива, решение которого подлежит утверждению наблюдательным советом, а затем общим собранием членов кооператива.

Органы управления сельскохозяйственного кооператива

Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооператива. В ст.20 Закона о сельскохозяйственной кооперации перечислены ряд вопросов, которые может решать только общее собрание членов кооператива.

Исполнительными органами сельскохозяйственного кооператива, осуществляющими текущее руководство его деятельности, является председатель и правление кооператива. Председатель и правление избираются общим собранием кооператива на срок не более пяти лет, им же они могут быть досрочно освобождены от исполнения своих обязанностей.

Уставом кооператива может быть предусмотрена передача ряда полномочий председателя и правления кооператива исполнительному директору, с которым заключается договор.

Наблюдательный совет, также является управляющим органом кооператива. Он избирается из числа членов кооператива, в количестве трех человек. Основная функция данного органа управления заключается в контроле над деятельностью правления кооператива и председателя, а также проведение ревизии деятельности кооператива. Наблюдательный совет обязан проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет, давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов и о результатах проверки докладывать общему собранию.

 

3.3.Государственные и  муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия

Государственные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на осуществленную приватизацию и реорганизацию совхозов, составляют и в настоящее время значительную часть аграрных товаропроизводителей.

ГК РФ предусматривает два вида государственных и муниципальных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, имеющая не общую правоспособность, а специальную, целевую. Таким образом, в уставе данного вида предприятия обязательно должно содержаться сведения о предмете и целях его деятельности. Органом управления унитарным предприятием является его единоличный руководитель (директор), который назначается собственником предприятия, а не избирается коллективом.

Правовой статус унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно данному Закону на территории РФ действуют два вида унитарных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом такого предприятия является его устав, учрежденный уполномоченным органом. Данное вид предприятия вправе создавать дочерние предприятия, также основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, действуют от имени государства в целом и в его интересах. Государство берет на себя определенную ответственность за их деятельность, а права самих таких предприятий значительно сужены. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Учредительным документом такого предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.

Следует отметить, что в отношении любого унитарного предприятия собственник его имущества определяет цели, предмет, виды его деятельности, дает согласие на участие в ассоциациях и иных юридических лицах, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и др.

2.4. Особенности банкротства  сельскохозяйственных организаций

Действующим законодательством предусмотрены особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Ст.177 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, установлено, что для целей настоящего Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами, деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки.

Информация о работе Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций