Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
Анализ причин рассогласования в системе показателей может вызвать изменения стратегии предприятия, что потребует привести оргструктуру и оргмеханизм в соответствие с целями управления, т.е. упорядочения системы (ее реорганизации). Несвоевременность или задержка организационных перестроек в управлении предприятием снижает эффективность их функционирования и становится причиной тяжелых экономических последствий. В связи с их малой капиталоемкостью и потенциальной способностью быстро приносить отдачу организационные перестройки в переходный период приобретают особое значение и актуальность.
Введение
1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
1.3 Проблемы организационных структур и пути их решения
2. Анализ организационной структуры ООО "Экстрим"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности
3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО "Экстрим"
3.1 Недостатки настоящей организационной структуры
3.2 Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия
Заключение
Список литературы
Таблица 2.6 - Матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений
Структурное подразделение |
Полиграфический дизайн |
Реклама |
Представительские материалы |
Фирменный стиль и имидж-реклама |
Линейные: |
||||
Отдел полиграфии |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дизайн-бюро |
+ |
- |
+ |
+ |
Отдел сувенирной продукции |
- |
+ |
- |
- |
Отдел размещения |
- |
+ |
- |
- |
Отдел по рекламной деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Функциональные: |
||||
Коммерческий отдел |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бухгалтерия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел по управлению персоналом |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таким образом, ООО "Экстрим" является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Этап 3. Анализ эффективности системы целеполагания.
Цель анализа - оценка прогнозных возможностей системы управления, характеризующаяся ее способностью через свои организационные структуры вырабатывать комплекс реальных целей и задач, обеспеченных потенциалом организации.
Прежде всего, необходимо отметить, что практика построения дерева целей с адекватной системой показателей в ООО "Экстрим" отсутствует. Определена только главная цель предприятия как системы (в долгосрочном плане - лидерство на рынке полиграфических и рекламных услуг города Хабаровска, в краткосрочном плане - повышение доходности предприятия).
Системно не упорядоченные плановые показатели не согласуются со структурой организации, не соответствуют направлениям использования ресурсов и получению результатов, поэтому оценить вклад каждого блока в целевую эффективность системы сложно. Проведем оценку механизма целеполагания в ООО "Экстрим" на основе формулы (2.3).
Так как в краткосрочном плане целью предприятия является повышение доходности, возьмем в качестве результативного показателя - фактическую сумму чистой прибыли предприятия за 2004 год, в качестве цели организации - плановую величину чистой прибыли на 2004 год.
В соответствии с планом организации на 2004 год величина чистой прибыли предприятия составляла 2500 тыс. руб. Фактическая величина чистой прибыли в 2004 году составила 2166,1 тыс. руб. Соответственно, целевая эффективность ООО "Экстрим" в 2004 году составила:
.
Данный показатель необходимо скорректировать на сумму вклада подсистем в достижение цели организации. Для этого необходимо провести оценку показателей эффективности целеполагания каждой подсистемы. Для каждой подсистемы можно выделить собственные показатели эффективности. В таблице 2.7 для каждого структурного подразделения выделен один показатель эффективности работы подразделения, который наиболее характерен ему. В результате сбора информации по данным показателям по структурным подразделениям были получены данные по соотношению результатов и целей подразделений (таблица 2.7).
Таблица 2.7 - Оценка эффективности целеполагания структурных подразделений ООО "Экстрим"
Структурное подразделение |
Показатель эффективности |
Результативный показатель (результат - Рi) |
Целевой показатель (цель - Цi) |
Аi = Рi / Цi |
Коэффи-циент весомости (qi) |
Ai* qi |
Отдел полиграфии |
Общий тираж (тыс. экз) на одного работника отдела |
1,84 |
1,6 |
1,15 |
0,1 |
0,115 |
Дизайн-бюро |
Количество внедренных проектов на одного работника |
7 |
8 |
0,88 |
0,2 |
0,175 |
Отдел сувениров |
58 |
50 |
1,16 |
0,1 |
0,116 | |
Отдел размещения |
35 |
40 |
0,88 |
0,1 |
0,0875 | |
Отдел по рекламной деятельности |
Количество внедренных рекламных предложений на одного работника |
34 |
40 |
0,85 |
0,2 |
0,17 |
Отдел по работе с клиентами |
Рентабельность продаж |
4,5 |
6 |
0,75 |
0,1 |
0,075 |
Бухгалтерия |
Эффективность учетной политики (экспертная оценка от 1 до 10 баллов) |
9 |
10 |
0,90 |
0,1 |
0,09 |
Отдел по управлению персоналом |
Уровень текучести кадров,% |
8 |
8 |
1,00 |
0,1 |
0,1 |
0,929 |
Производим окончательный
Таким образом, отклонение коэффициента от единицы свидетельствует о сбоях в системе целеполагания ООО "Экстрим", а также об экономических проблемах предприятия. Как видим, проблемы возникли в дизайн-бюро (выполнение плана по выпуску дизайн-проектов в данном отделе составляет 88%), отделе размещения (соответственно, 88%), отделе по рекламной деятельности (85%), отделе по работе с клиентами (план по рентабельности продаж выполнен на 75%), бухгалтерии (по оценке руководителей, оперативность, точность и своевременность бухучета на предприятии составляет 90%). При этом в других подразделениях (например, в отделе полиграфии, отделе сувениров) наблюдается перевыполнение плана. Следовательно, работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована. Для повышения эффективности системы целеполагания в ООО "Экстрим" необходимо разработать дерево целей решения возникших экономических проблем в структурных подразделения организации. Решение проблем возможно при совершенствовании оргструктуры компании.
Этап 4. Анализ внешней эффективности организации (анализ степени использования организацией внешних возможностей).
Целью анализа является оценка степени использования системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, выявление причин рассогласования результата и цели в обнаруженных на предыдущих этапах проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления всей совокупности условий ее функционирования во внешней среде.
В таблице 2.8 приведен перечень возможностей и угроз деятельности ООО "Экстрим" на рекламно-полиграфическом рынке города Хабаровска.
Таблиц 2.8 - Возможности и угрозы внешней среды ООО "Экстрим"
Возможности |
Угрозы |
Возрождение традиций создания торговых марок, возрастание значения фирменного стиля компании |
Отсутствие полноценной |
Возрастание спроса на рекламную и полиграфическую продукцию |
Несовершенство системы средств массовой информации |
Открытие новых сегментов рынка |
Недостаточное количество хороших специалистов в сфере дизайна и рекламы |
Разработка новых видов |
Нестабильность структуры и объема спроса |
Появление новейших технологий рекламной деятельности |
Значительное усиление конкурентной борьбы |
Ограничения деятельности рекламных агентств со стороны государства | |
Низкая норма рекламных |
Возрождение традиций создания торговых марок, собственного фирменного стиля у российских предпринимателей открывает возможности для увеличения объемов деятельности ООО "Экстрим". Также в связи с развитием бизнеса в регионе возрастает спрос на рекламную и полиграфическую продукцию. ООО "Экстрим" также имеет возможности открытия новых сегментов рынка, например новой категории потребителей. У предприятия также имеются возможности разработки новых видов продукции и услуг в сфере рекламы, а также использования новейших технологий рекламной деятельности для создания нового и высококачественного продукта.
Отсутствие
полноценной инфраструктуры рекламного
бизнеса и несовершенство системы
СМИ привели к необходимости
создания внутри организации соответствующих
вспомогательных структурных
Недостаточное количество хороших специалистов, профессионалов в сфере рекламы и дизайна тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на продукцию компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов продукции.
Кроме того, существуют общие факторы, ограничивающие возможности как ООО "Экстрим", так и других рекламных и издательских организаций. Так, например, в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, относящихся на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобождаемых от налогов. С 1 апреля 2001 г. норма рекламных расходов была увеличена с 5 до 7,5%. В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Западные компании в среднем тратят на продвижение товара до 10-15% от выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со строго выверенной стратегией маркетинга. Существование данных нормативов в России ограничивает рекламные бюджеты компаний, соответственно, ограничивает спрос на услуги рекламных и полиграфических организаций.
Существующая организационная структура ООО "Экстрим" включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития рекламного бизнеса в связи с недостаточной ее гибкостью. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов продукции или услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности.
Отсюда появление причин рассогласования результата и поставленных целей: одни подразделения, причем наиболее главные, не достигли цели, результат работы других оказался выше ожидаемого.
Этап 5. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).
Целью анализа является оценка способности
организационной структуры
[0-3] - организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия; [3-6] - организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие; [6-8] - организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах; [8-10] - организационная структура и механизм управления являются эффективными.
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО "Экстрим" используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 2.9 - Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО "Экстрим"
Показатель |
Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер |
Директор рекламного отдела |
Коммерческий директор |
Начальник отдела полиграфии |
Средняя оценка | |
Длительность управленческого цикла |
7 |
7 |
8 |
8 |
7,5 |
Непрерывность управленческого цикла |
8 |
7 |
9 |
8 |
8,0 |
Ритмичность управления |
7 |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
Оперативность принимаемых решений |
5 |
6 |
7 |
7 |
6,3 |
Экономичность системы управления |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
8 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
8 |
8 |
8 |
9 |
8,3 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,3 |
Информация о работе Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО "Экстрим"