Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Она обладает совокупным экономическим эффектом, получаемым в результате реализации совокупности потенциалов экономики страны, накопленных в процессе функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и другие потенциалы. Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «КубГУ»)

Кафедра прикладной экономики и управление персоналом

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Национальная экономика

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил  студент 3 курса     Жданов Р.А.

Факультет Экономика

Бакалавр

 

 

Краснодар 2013

1. Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика»

Национальная  экономика любой страны - сложная  хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, получаемым в результате реализации совокупности потенциалов экономики страны, накопленных в процессе функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и другие потенциалы. Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих между собой в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

1. Межстрановый (межгосударственный) уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в различные региональные сообщества, союзы и соглашения.

2. Федеральный  (общенациональный) макроэкономический  уровень, т.е. уровень масштаба  внутрихозяйственных взаимоотношений  национальной экономики самой  РФ в целом. 

3. Региональный  уровень, т.е. уровень взаимосвязей  экономики каждого из субъектов РФ.

4. Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему многоаспектных (экономических, социальных, правовых и др.) взаимоотношений взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

5. Уровень  взаимоотношений комплексов отраслей  национальной экономики, таких как: Агропромышленный комплекс (АПК); Военно-промышленный комплекс (ВПК); Топливно-энергетический комплекс (ТЭК); Потребительский комплекс (ПК); Комплекс отраслей социальной сферы (КОСС) и др.

6. Уровень  отдельных отраслей национальной  хозяйственной системы. Таких, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и др.

7. Внутриотраслевой  уровень. Например, уровень взаимосвязей  животноводства и растениеводства  в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства  в строительстве и т. д. 24

8. Уровень  взаимосвязей объединений, предприятий,  организаций, всех видов организационно-правовых  форм хозяйствования, предусмотренных  действующим законодательством  РФ и не запрещенных им (ОАО,  ООО, ФПГ и т.д.).

9. Внутрипроизводственный  уровень: цеха и службы предприятий,  компаний, фирм, организаций, объединений  и т. п. 

10. Личностный  уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи)  формы, включая домашние хозяйства. 

В составе  национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития. Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

− формами  собственности на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда;

− движением  материальных потоков различных  видов ресурсов, участвующих в  хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный  оборот в форме затрат труда, сырья, материалов, топлива, энергии, капиталов;

− потоками денежной массы (наличных и безналичных  денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.).

Все взаимосвязи  и взаимоотношения, протекающие в национальной хозяйственной системе страны регулируются законодательными и нормативными актами органов государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права. Деятельность отдельных составляющих национальной хозяйственной системы страны (региона, отрасли, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру, роль и значение экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена и уровня функционирования национальной экономики.

В настоящее  время в национальной хозяйственной  системе России действуют автономные субъекты хозяйствования (предприятия, объединения и организации) различных отраслей и видов хозяйственной деятельности, совокупный результат хозяйственной деятельности которых в том или ином периоде хозяйствования может быть определен соответствующей системой макроэкономических показателей, таких как: Валовой внутренний продукт, Валовой национальный продукт, Национальный доход и др. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов, влияющих на формирование процессов динамики структурных и других транзитивных преобразований в экономике РФ.

Все социально-экономические  процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, затрагивают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности: производство; распределение; обмен; потребление. В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства, характеризуются тем, что они:

− развиваются  в единстве и взаимосвязи, по объективным  экономическим законам хозяйствования;

− не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства  в их содержание и развитие;

− находятся  под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;

− поддаются  научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;

− не допускают  разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем уровням, звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;

− требуют  комплексного, профессионального подхода  в своем познании и управлении.

Весь воспроизводственный  процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:

− объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;

− темп развития (спад или подъем);

− пропорция (соотношение) в развитии данного  социально-экономического, технологического или иного процесса с другими  процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно.

Несмотря  на наличие многих уровней хозяйствования и звеньев функционирования национальной экономики страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели состояния и развития национальной экономики какой либо страны, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы и особенно, с показателями стран конкурентов на мировом рынке товаров, работ или услуг. В эффективном управлении развитием национального хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет национальная экономика, которую можно рассматривать как отрасль экономической науки и хозяйственной практики, что решает ряд важнейших задач. Поэтому

1. На основе  изучения объективных экономических  законов она исследует специфические  формы их проявления в виде  закономерностей, объемов, темпов  и пропорций развития социально-экономических процессов расширенного воспроизводства.

2. Национальная экономика - это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.

3. Национальная  экономика как наука отражает  макроэкономический (интегральный) подход  к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную хозяйственную  систему в наиболее общем виде  и в таком виде характеризует  экономическую жизнь страны, оценивает  ее потенциалы, рынки, состояние,  достижения, недостатки, проблемы и  перспективы развития. Полученные  данные дают возможность осуществлять  межстрановые сравнения.

4. Национальная  экономика - это и область хозяйственной  практики, которая имеют дело  с социально-экономическими процессами  прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.

5. Национальная экономика - наука призванная изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития национальной хозяйственной системы страны, ее отраслей и регионов, чтобы вносить соответствующие коррективы в хозяйственные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совершенствованию экономики страны, в содержание и характер социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.

6. Национальная  экономика, анализируя обобщающие (интегральные) макроэкономические  показатели воспроизводственного  процесса в стране, отражает «лицо»  хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития, а через разработку и реализацию целевых программ всех видов и приоритетных национальных проектов способствует совершенствованию этого "лица". Поскольку национальные экономики отдельных стран отличаются по уровню своего развития, структуре, наличию ресурсов, накопленному потенциалу, используемым факторам экономического роста и т.д., то одной из важнейших задач национальной экономики как науки и сферы хозяйственной практики является анализ принадлежности национальной хозяйственной системы страны к конкретному типу хозяйствования, выявление сущности механизма управления данным типом и выявление направлений, форм и методов транзитивных преобразований, происходящих в экономике страны.

В конечном счете, национальная экономика сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом и каждого гражданина в отдельности.

Национальная  экономика как наука и область  хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части: объект науки, предмет науки, методологический инструментарий науки, субъект науки.

Объект  национальной экономики - это хозяйственная  система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают  социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Информация о работе Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика»