Предмет и задачи истории экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:58, доклад

Описание работы

Предметом ИЭУ является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества. ИЭУ изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий на экономику и политику государства.
ИЭУ – это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее развитие и законы.
Являясь составной частью экономических наук, ИЭУ считается самостоятельной научной историко-экономической дисциплиной.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи истории экономических учений.

Предметом ИЭУ является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических  взглядов на экономическую жизнь  на всем протяжении развития человечества. ИЭУ изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий на экономику и политику государства.

ИЭУ – это история попыток  ученых понять экономику, изучить и  объяснить ее развитие и законы.

Являясь составной частью экономических наук, ИЭУ считается самостоятельной научной историко-экономической дисциплиной.

Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально.

1 в. до н.э. – Древняя  Греция, Аристотель,  Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии.

      17-18вв  – Россия, «Домострой».

  Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие  эк. теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука.

Все наиболее общие экономические  проблемы носят исторический характер. Не зная прошлого, не видишь правильно  настоящего и не можешь предсказать  будущее.

Верность того или иного взгляда  на экономическую жизнь, верность экономической теории проверяется тем, насколько точно она отражает экономическую действительность. А экономическая действительность, экономическая теория и экономическая политика государств находятся в неразрывной связи. На практике как стратегические, так и тактические решения должны приниматься в соответствии с экономич. теорией. В современных условиях ни одно нормальное государство не может развивать экономику без правильной экономической политики, а она основывается на знании экономической теории, экономической мысли, накопленной за всю историю человечества.

Правильное отражение  экономич. действительности даст нам  возможность не только верно объяснить  то или иное явление экономической  жизни, увидеть исторические корни  современных социально-экономических проблем, но и спрогнозировать его развитие и разработать экономическую политику, которая будет стимулировать экономический рост и повышение эффективности экономики.


 
2. Методы познания экономических  процессов и явлений. 
3. Структура курса истории экономических учений в системе экономических наук. 
4. Этапы развития истории экономических учений. 
5. Экономическая мораль в Междуречье (Урукагина, Хаммураппи). 
6. Экономическая мысль в Древней Индии (Законы Ману) 
7. Экономическая мысль в Древнем Китае (Конфуций 4-3 вв. до н.э.). 
8. Экономическая мысль в Древнем Риме (Катон Старший, Варрон, братья Гракхи)  
9. Экономическая мысль в Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель) 
10. Социально-экономические взгляды Ибн-Хальдуна. 
11. Учения Фомы Аквинского. 
12. Русская Правда - свод прав и норм хозяйственных отношений. 
13. Предмет и метод экономической теории марксизма 
14. Начало формирования экономического учения марксизма 
15. Основные теоретические положения марксизма 
16. Общая характеристика эпохи меркантилизма 
17. Основные черты раннего и позднего меркантилизма 
18. Особенности меркантилизма в разных странах 
19. Роль меркантилизма в развитии экономических идей 
20. Учение физиократов о классовой структуре общества. 
21. Развитие физиократических воззрений у Ж.Тюрго. 
22. Экономическая таблица Ф. Кенэ. 
23. Т.Мальтус и его теория народонаселения. 
24. Экономические взгляды П. Буагильбера. 
25. Различные трактовки Смитом стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Догма Смита. 
26. Д.Рикардо – экономист промышленного переворота. 
27. Завершение классической политической экономии. Экономическое учение Дж. Милля. 
28. Учение Д.Рикардо о прибыли, заработной плате, земельной ренте. 
29. Экономическое учение Ж.-Б.Сэя и его теория трех факторов производства. 
30. «Капитал» - главный труд К.Маркса.  
31. Экономические взгляды и вклад в науку Дж. Локка, Д. Норса, Д. Юма 
32. Общая характеристика и этапы развития классической школы политической экономии 
33. Зарождение классической политэкономии в трудах У. Пети. 
34. Экономическое учение физиократов 
35. Зарождение идей маржинализма в трудах представителей математического направления в экономике 
36. Основные теоретические положения учения маржинализма 
37. Австрийская школа маржинализма 
38. Английская школа маржинализма 
39. Лозаннская школа маржинализма 
40. Кембриджская школа, идеи Дж. Кларка и А. Пигу 
41. Развитие классической политэкономии в начале XIX в. 
42. Завершение классической политической экономии в трудах Дж. С. Милля. 
43. Мелкобуржуазная политическая экономия С. Сисмонди и П.-Ж. Прудона. 
44. Экономические взгляды социалистов-утопистов. 
45. Основные экономические взгляды Дж. Кейнса. 
46. Роль сбережений и инвестиций в теории Дж. Кейнса. Теория мультипликатора. 
47. Развитие кейнсианской теории Дж. Хиксом. 
48. Условия возникновения учения и метод исследования А. Смита. 
49. Основные теоретические положения теории А. Смита. 
50. Экономическая теория Д. Риккардо. 
51. Зарождение и развитие исторического направления. 
52. Новая историческая школа в Германии. 
53. Экономическая мысль в России XVII–XVIII вв. 
54. Экономическая мысль в России XIX – начала XX вв. 
55. Математическая школа в экономике 
56. Марксистская школа в России. Экономические взгляды В.И.Ленина 
57. Отечественная экономическая мысль XX в. в трудах А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева и Л.В.Канторовича 
58. Общая характеристика институционализма 
59. Американский (ранний) институционализм 
60. Развитие идей институционализма в трудах Дж. Гелбрейта, Ф.Перу 
61. Обновленный институционализм 
62. Основные экономические взгляды Дж. Кейнса 
63. Роль сбережений и инвестиций в теории Дж. Кейнса. Теория мультипликатора 
64. Развитие кейнсианской теории Дж. Хиксом 
65. Общая характеристика неолиберальных идей Неоавстрийская школа 
66. Немецкий неолиберализм: ордолиберализм и теория социального рыночного хозяйства 
67. Экономическая теория предложения 
68. Современный монетаризм 
69. Теория рациональных ожиданий 
70. Особенности и структура неоинституциональной концепции 
71. Основные понятия неоинституционализма 
72. Теория экономической организации 
73. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена 
74. Новая экономическая история 
75. Создание российской экономико-математической школы (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий). 
76. Математические методы организации и планирования производства. Л.Канторович. В.Леонтьев. 
77. Научные школы в отечественной экономической науке 50-90 гг. 
78. Трансформация идей «государственного социализма»: дискуссии послевоенного периода. 
79. Проблемы и теории переходной экономики. 
80. В.В. Новожилов. В.С. Немчинов. Представители экономико-математической школы в СССР. 
81. Теория экономического роста Р.Харрода. 
82. Неокейнсианская теория цикла. Э. Хансена. 
83. Теория циклов Н.Д. Кондратьева. 
84. А.В.Чаянов и формирование российской школы экономистов-аграрников.  
85. Вольное экономическое общество (Г.Орлов, А.Т.Болотов, А.А.Нартов, Г.Р.Державин, Д.А.Голицын). 
86. Русская экономическая мысль в 19 веке. 
87. Народничество в России (П.Л.Лавров, М.А.Бакунин, Н.Ф.Даниельсон, В.П.Воронцов). 
88. Крестьянский вопрос в трудах русских ученых (А.Н.Радищев, А.Н.Герцен, Н.П.Огарев, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин). 
89. Разработка экономических проблем в работах Г.В.Плеханова, В.И.Ленина. 
90. Учение марксизма о прибавочной стоимости.


Информация о работе Предмет и задачи истории экономических учений