Предмет, объект, цели и задачи курса «Прогнозирование и планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

Содержание работы

Введение
1. Предмет, объект, цели и задачи курса «Прогнозирование и планирование в организации».
2. Виды экономической информации
3. Характеристики экономической информации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Планирование и прогнозирование контрольная работа.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

1. Предмет, объект, цели и задачи курса «Прогнозирование и планирование в организации».

2. Виды экономической информации

3. Характеристики экономической информации

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, каким должно быть воздействие на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью  экономики прогнозирование и  планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической  теории. Если последняя изучает глубинные  процессы экономического развития, устанавливает  их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет, объект, цели  и задачи курса «Прогнозирование  и планирование в организации»

Планирование охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Планирование –  это функция менеджмента, заключающаяся в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Объектом планирования как научной дисциплины является внутренняя и внешняя среда предприятия.

Предмет планирования – ресурсы компании, распределение и эффективное и рациональное использование которых позволит достичь основной цели коммерческого предприятия – получение прибыли.

Рыночное планирование на предприятии  должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Основная цель планирования на предприятии – осуществление высокодоходной деятельности при максимальном удовлетворении общественных потребностей.

В рамках этой общей цели предприятия  могут ставить перед собой  и другие цели: увеличение объема выпуска  продукции, снижение издержек производства, завоевание определенного сегмента рынка и т.д. Но все эти цели, в конечном счете, должны быть направлены на достижение основной цели планирования.

Задачи планирования:

1. Формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

2. Обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

3. Планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

4. Определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

5. Проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Формы экономического предвидения:

1. Прогнозирование представляет собой форму экономического предвидения, опережающую отображение действительности. Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо научных методов в прогнозировании могут использоваться предчувствие, основанное на эрудиции, работе подсознания, а также предугадывание, основанное на житейском опыте и знании обстоятельств.

2. Планирование как форма экономического предвидения выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, оно представляет собой процесс разработки конкретных действий, обязательных к выполнению при наличии необходимых ресурсов.

3. Программирование представляет собой процесс разработки алгоритма действий по достижению плановых показателей.

Прогноз – результат предвидения развития событий во времени, констатирующий вероятность события, явления. Прогноз в большей степени имеет информационный характер, не содержит обязательных показателей, никому не адресуется, не предполагает принятие обязательных решений, действий или ответственности за их осуществление.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План отражает определенные, детерминированные условия. Он носит функциональный характер, ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, разработка исходных нормативов, точных норм. План имеет не познавательное или рекомендательное, а обязательное директивное значение.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических  выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует  состав применяемых на том или  ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды экономической информации.

Статистическая  теория информации и аналогичные  ей теории не получили распространения в обработке информации для управления экономическими объектами. Это связано с тем, что такой подход не учитывает специфику экономических данных, характер их использования в управлении. Не учитываются смысловые взаимосвязи, степень необходимости для управления, формы представления, уровень и частота использования, достоверность и другие важные характеристики.

Информация, используемая для принятия управленческих решений на всех уровнях, весьма разнообразна по своему содержанию. На уровне фирм (предприятий) к ней относятся:

- технические  характеристики средств производства (в первую очередь, оборудования);

- описание  технологии и условий производства;

- рыночная  конъюнктура (цены, объемы спроса);

- сведения  об оборотных средствах; 

- сведения о кадровом составе;

- сведения  о наличии и потребностях в  ресурсах;

- нормативы,  плановые задания; 

      - совокупность расчетных показателей (таких, как фондоемкость, рентабельность, себестоимость);

- различные приказы, инструкции, методики.

 

Содержательная классификация циркулирующей в разных объектах информации зависит от отраслевой принадлежности и уровня управления. Тем не менее, в процессе обработки информация проходит аналогичные стадии, общие в управлении разными экономическими объектами. Виды информации различаются:

  • формой представления;
  • организацией хранения;
  • характером обработки.

Входная информация поступает в орган управления извне. Часть ее, первичная информация, поступает от объекта управления и получается в результате непосредственного измерения или подсчета. Допустим, для фирм, занятых в сфере промышленного производства, это объем выпущенной продукции, количество брака, численность рабочих, время простоев, запасы на складе и т. д., для банков и финансовых компаний - ставка рефинансирования, объем активов и пассивов, кредитов и депозитов, действующие нормы выплат по ним и т. д. Первичная информация теснее всего соприкасается с конкретной стороной деятельности управляемых экономических объектов, причем включает, как медленно изменяющиеся (условно постоянные), так и оперативные данные.

Особенностью первичной информации является то, что она очень часто  содержит объемные характеристики работы объекта. На основании этих объемных характеристик с использованием нормативно-справочных данных в дальнейшем получается подробная оценка фактического состояния и динамики управляемого объекта. С точки зрения процесса управления, первичная информация выполняет роль обратной связи, поступающей от управляемого объекта и показывающей достигнутые результаты, а также отклонения от нормативного функционирования объекта. Остальная часть входной информации - ее иногда называют внешней и условно делят на осведомляющую и директивную - поступает из сторонних по отношению к управляющей системе органов. Директивная информация исходит из вышестоящих органов и в зависимости от характера подчиненности может включать параметры и условия формирования обязательных (налоговых) выплат, плановые задания и их корректировки, выделенные лимиты. Осведомляющая информация поступает от вышестоящих органов, а также от фирм, предприятий и организаций, связанных с объектом управления. Это поставщики, подрядчики, транспортные организации, финансовые институты (банки, пенсионные фонды, страховые компании), территориальные органы государственной власти. Если директивные данные непосредственно влияют на цели функционирования объекта, то осведомляющие определяют условия его работы.

Директивные и осведомляющие данные, в отличие от первичных, преимущественно  имеют стоимостной или безразмерный характер.

По частоте изменения и форме  использования выделяют нормативно-справочную информацию. Это экономические, технологические, материальные и трудовые нормативы, расчетные коэффициенты, каталоги, номенклатурные справочники. Нормативно-справочная информация отличается большей стабильностью и, как правило, проще организуется в однородные массивы. Нормативно-справочная информация так же, как и входная, является исходным материалом для последующей обработки и поступает в орган управления извне. По этому признаку ее можно было бы отнести к входной информации, но в отличие от последней нормативно-справочная информация используется многократно и после первоначального ввода длительное время хранится в системе управления. Из нормативно-справочной и входной информации в результате обработки получается все обилие производной информации. Производная информация, полученная в результате таких расчетов, отражает более сложные экономические характеристики производства: себестоимость разных видов продукции, производительность труда, рентабельность. Для сравнения текущей работы объекта с директивными заданиями часть производной информации выражается в тех же показателях, что и директивные задания. Однако производная информация неизмеримо шире по составу и форме представления, чем входная и выходная, поскольку она отражает все разнообразие используемой информации и сложность ее обработки. Она во многом зависит от типа экономико-математических моделей, которые используются при организации процессов управления.

В обработке как процессе преобразования информации можно выделить этап получения  прогнозной, плановой и учетной информации. Учетная информация относится к фактическому процессу производства и его конкретным экономическим условиям. В нее входят как первичная информация, так и часть производной. Это данные о фактическом выпуске продукции по стоимости, номенклатуре и качеству, о затратах ресурсов, потерях, запасах, использовании оборудования, начисленной заработной плате, налоговых и премиальных выплатах и др. Они получаются из первичных данных с использованием принятых нормативов, тарифов, цен, ставок и других видов нормативно-справочной информации. Специфика учета как функции управления определяет специфику обработки учетной информации и необходимость ее первоочередной автоматизации.

Учетная информация описывает уже  совершившиеся процессы, реально  существующие условия. Она определенна  и не зависит от последующих действий или принимаемых решений. В отличие  от нее прогнозная и плановая информация может корректироваться при изменении условий или целей.

Информация о работе Предмет, объект, цели и задачи курса «Прогнозирование и планирование в организации