Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:56, реферат
Нет ничего более трудного в планировании, более сомнительного в успехе, более опасного в управлении, чем создание нового порядка вещей... Всякий раз, когда враги имеют возможность напасть на инноватора, они делают это с искренней страстью, в то время как сторонники защищают его лениво и осторожно, так что инноватор и его последователи всегда весьма уязвимы...
^ Никколо Макиавелли, 1513 г.
Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания.
Фред Смит
Для объективной оценки направлений государственной поддержки инновационной политики необходимо проанализировать актуальность, необходимость и предпосылки государственного регулирования инновационной деятельности.
Предпосылки государственного
регулирования инновационной
Нет ничего более
трудного в планировании, более сомнительного
в успехе, более опасного в управлении,
чем создание нового порядка вещей...
Всякий раз, когда враги имеют
возможность напасть на инноватора,
они делают это с искренней
страстью, в то время как сторонники
защищают его лениво и осторожно,
так что инноватор и его
последователи всегда весьма уязвимы...
^ Никколо Макиавелли,
1513 г.
Вам непременно придется
проводить инновации, если перед вами
будет стоять проблема выживания.
Фред Смит
Для объективной оценки направлений государственной
поддержки инновационной политики необходимо
проанализировать актуальность, необходимость
и предпосылки государственного регулирования
инновационной деятельности.
Инновационная деятельность — это комплекс
научных, технологических, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий,
направленный на коммерциализацию накопленных
знаний, технологий и оборудования. Результатом
инновационной деятельности являются
новые или дополнительные товары и услуги
с новыми качествами.
Также инновационная деятельность может
быть определена как деятельность по созданию,
освоению, распространению и использованию
инноваций.
Различают несколько видов инноваций:
На данный момент исторического
развития государственное регулирование
экономики и инновационных
Ныне инновационная деятельность переживает
трудные времена, т.к. Правительство РФ
долгое время не уделяло достаточно внимания
инновационной деятельности, что привело
к ряду проблем. В недалеком прошлом роль
нормативно-финансового регулятора инноваций
выполняла государственная командно-распределительная
система. Крупномасштабные инновации
осуществлялись за счет командной директивы,
внедрение новшеств обеспечивалось централизацией
и концентрацией различного рода ресурсов
на приоритетных направлениях развития
науки и техники, что упустило шанс своевременного
внедрения инноваций в предпринимательскую
сферу экономики страны. В свою очередь
это тормозит формирование инновационной
деятельности в такую систему, которая
с высокой эффективностью использует
интеллектуальный и научно-технический
потенциал страны.
Существующая научно-техническая база
изрядно устарела, разрознена, не актуализирована
для широкой массы населения. Россия не
сможет долго оставаться мировой державой
в сфере науки в условиях ухудшения инновационной
инфраструктуры. Основные трудности связаны
с нехваткой средств у промышленных предприятий,
ограниченностью бюджетного и внебюджетного
финансирования, в том числе заемных и
привлеченных средств. Макроэкономическая
стабилизация является необходимым, но
недостаточным условием для выхода экономики
из кризиса. Состав инновационно-активных
организаций остается постоянным: около
70% организаций, намечающих технологические
нововведения, осуществляли их и в предшествующие
годы. В целом по промышленности лишь 5%
предприятий самостоятельно занимаются
исследованиями. Состояние научно-технической
инфраструктуры является неудовлетворительным.
Свыше 40% научных организаций в области
машиностроения не имеют своей экспериментальной
базы и средств для ее создания. Для решения
данной проблемы, необходимо сформировать
осознанную потребность в инновационно-активной
деятельности.
В отличие от основных фондов, которые
«погребены» в устаревших, неудачно расположенных
предприятиях, существующий человеческий
капитал в сфере науки и технологии потенциально
является намного более гибким и мобильным
ресурсом. Это может оказаться как благом,
так и недостатком. Как и в случае с финансовыми
ресурсами, это может быть источником
утечки капитала или «утечки мозгов».
Но он также может явиться и потенциальной
движущей силой, стимулом экономического
роста и развития частного сектора экономики
в случае, если его правильно использовать,
а также при условии правильного управления
государственным сектором и проведения
эффективной политики развития частного
сектора.
Унаследованные от прошлого недостатки
в сочетании с сокращением бюджетных расходов
не только отрицательно влияют на доступ
к образованию и качество самого образования,
но начинают отрицательно сказываться
и на количестве выпускников вузов, обладающих
знаниями новых технологий и способностью
к творческому мышлению, что в свою очередь
приводит к снижению предложения на рынке
высокообразованных трудовых ресурсов.
Последние десятилетия финансирование
отечественной науки – и фундаментальной,
и прикладной – характеризуется резким
спадом. В результате по уровню инновационной
активности Россия уступает многим развитым
странам. К примеру, в общем объёме продаж
наукоёмкой продукции на мировом рынке
доля РФ составляет всего 0,3%, тогда как
доля США – 20%, Японии – 11%, а Германии –
8%.
Удельный вес новой или значительно усовершенствованной
продукции во Франции, Австрии и Бельгии
– 20-30%, в Германии – 40%. Примерно половина
предприятий государственного и частного
сектора в этих странах имеют статус инновационных.
В России таких предприятий в разы меньше.
Да и на многих из тех, что есть, работают
на оборудовании, не обновляемом 30-40, а
то и все 50 лет. Российская техника пока
не в состоянии удовлетворить потребности
развивающейся экономики, она устарела
идейно и технически, не способна конкурировать
с мировыми аналогами. В результате из
года в год растет импорт машин, технологий
и современного оборудования. За последние
время ввоз продукции отрасли машиностроения
увеличился в 7,5 раза, а спрос на российскую
продолжает падать. В то же время ежегодный
спрос на российские сырьевые товары и
энергоносители оценивается примерно
в $500-600 млрд., а на инновационную продукцию
– лишь в $5-6 млрд., что лишний раз доказывает
необходимость модернизации инновационной
инфраструктуры. Особенно низким уровнем
инновационной активности отличаются
отрасли, ориентированные на потребности
внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность,
промышленность строительных материалов,
а это в значительной мере тормозит развитие
социальной сферы жизни населения, не
отвечает современным потребностям граждан.
В условиях низкой конкурентоспособности
отечественных потребительских товаров,
сопровождаемой импортной интервенцией,
спад объемов производства в этих отраслях
продолжает расти. Перелом тенденции возможен
только на основе активизации инновационной
деятельности.
Дефицит средств является главным, но
не единственным фактором спада инновационной
активности. Существуют проблемы правового
и организационного порядка в охране и
передаче интеллектуальной собственности,
сертификации инновационной продукции
в связи со значительной бюрократизацией
страны. Особый режим для нововведений,
страхование рисков, венчурные фонды,
инновационная инфраструктура и отдельное
внимание к кадровой политики в отношении
молодежи – вот условия, без которых нельзя
обеспечить инновационный прорыв в экономическом
развитии нашей страны.
Основные трудности в реализации инновационного
потенциала связаны как с ограниченностью
бюджетного и внебюджетного финансирования,
в т.ч. заёмных и привлечённых средств,
так и с нехваткой собственных средств
у организаций, поскольку спад производства
и постоянный дефицит денежных средств
у организаций, а порой и неумение грамотно
распределить ресурсы, нехватка высокопрофессиональных
менеджеров не оставляют ресурсов для
инновационной деятельности. В связи с
этим в последние годы в стране резко упала
инновационная активность промышленных
предприятий и в ближайшее время не прогнозируется
и не наблюдается предпосылок её существенного
роста.
Если Россия не будет предпринимать срочных
широкомасштабных мер для приостановления
этих негативных тенденций, то она может
потерять один самый важный фактор производства,
без которого сложно добиться успеха на
пути создания экономики, базирующейся
на знании, – высокообразованные трудовые
ресурсы, способные как потреблять, так
и производить знания мирового класса.
Информация о работе Предпосылки государственного регулирования инновационной деятельности