Предпосылки интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Международное разделение труда (МРТ) с неизбежностью порождает кооперацию, взаимодействие между странами. Усиление конкурентной борьбы на мировых рынках товара, капитала и труда является катализатором интеграции территориально сопряженных государств.
Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

Файлы: 1 файл

2_Predposylki_integratsii.docx

— 25.00 Кб (Скачать файл)

Немного о сущности интеграции

Международное разделение труда (МРТ) с неизбежностью порождает кооперацию, взаимодействие между странами. Усиление конкурентной борьбы на мировых рынках товара, капитала и труда является катализатором интеграции территориально сопряженных государств.

Экономическая интеграция (лат. Integratio — целый) — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг,капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

 

Предпосылки интеграции

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое. В экономической литературе указаны различные предпосылки для более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира. Наиболее часто встречаются следующие:

1. Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран представляет собой одну из наиболее важных предпосылок международной экономической интеграции.

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции,безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

За редким исключением  межгосударственная интеграция развивается  либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в  рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между  государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного  типа между индустриальными и  развивающимися государствами, хотя и  имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономические связи.

Это территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран;

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном  континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие соседние государства.

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед  интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

4. Это так же демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  экономические сдвиги (ускорение  темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое  воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран  бывшей рублевой зоны как можно быстрее  стать членами ЕС, даже не имея для  этого сколько-нибудь серьезных  макроэкономических предпосылок.

5. Так же стоит выделить  и «Эффект домино».

После того как большинство  стран того или иного региона  стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные  с переориентацией экономических  связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся  за пределами интеграции. Некоторые  из них, даже не имея существенного  первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в  подключении к интеграционным процессам  просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

6. Еще одной немаловажной  предпосылкой является культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

7. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки;

8. Социально-политические предпосылки (Наличие политической воли)

Следующая предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

Для осуществления процессов  экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны  подавляющей части населения  этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора  экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого  процесса им приходится поступаться  определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического  руководства в данном случае состоит  в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут  быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения.

Для политического руководства  центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно  передать органам нового межгосударственного  объединения или союза, а какие  необходимо сохранить на данном этапе  за собой и отказаться от них в  будущем. Это обстоятельство очень  важно, поскольку без создания соответствующих  наднациональных структур экономическое  сближение невозможно.

 

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных условий:

1. Нужен достаточно высокий  уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства  взаимодополняющими, все более заинтересованными  в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо  лишь между странами, имеющими  развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные  отрасли. Что же касается менее  развитых стран, производящих  и экспортирующих преимущественно  базовые товары, то они выступают  по отношению друг к другу  не как взаимодополняющие, а  как конкурирующие хозяйственные  системы. Им почти нечего предложить  друг другу: в сырье они почти  не нуждаются из-за отсутствия  собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими  готовые изделия по качеству  значительно уступают тем, какие  можно ввезти из развитых стран.  К тому же из-за постоянных  финансовых трудностей они ограничены  в предоставлении друг другу  как правительственных, так и  коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними  развита очень слабо: и как  экспортеры, и как импортеры они  гораздо сильнее привязаны к  промышленно развитым странам,  чем друг к другу.

2. Даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

3. Интегрирование может  стать устойчивым и необратимым  процессом лишь при наличии  в государствах-партнерах высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической  демократии, способной учитывать  и обеспечивать экономические,  социальные и культурные интересы  различных групп населения. В  противном случае и внутренняя  ситуация, и внешняя политика  остаются спонтанными, трудно  предсказуемыми и не внушающими  доверие со стороны других  стран-партнеров. А в таких  условиях невозможно ни открытие  таможенных границ, ни формирование  и проведение совместной экономической  политики, ни создание наднациональных  фондов для финансирования мероприятий  такой политики.

Опираясь на указанные  предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике  и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели.

Вывод

Экономическая интеграция (economic integration) — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА и международные
экономические
отношения; Под редакцией члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук Р. И. Хасбулатова; ЧАСТЬ 2



Информация о работе Предпосылки интеграции