Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:28, курсовая работа
В условиях рыночной экономики важным фактором является развитие предпринимательства. Основной источник занятости населения - это расширение малого бизнеса, который является составляющей предпринимательской деятельности, примерно более 80% новых рабочих мест создаются путём расширения и открытия новых предприятий. Оно охватывает своим влиянием все ведущие страны мира и активно распространяется в России. Именно поэтому тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день.
Введение
1. Предпринимательство. Основные понятия предпринимательства.
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности
1.2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
1.3. Виды и функции предпринимательства.
1.4. Значение предпринимательства в социально-экономическом развитии общества.
2. Роль и проблемы развития предпринимательства в Российской Федерации
2.1. Роль предпринимательства в экономике Российской Федерации.
2.2. Проблемы развития предпринимательства Российской Федерации.
3. Анализ малого бизнеса в Нижегородской области. Целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.
3.1. Отраслевая и региональная структура предприятий малого бизнеса.
Заключение
Оценим теперь
С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно.
С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом, одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.
Довольно пестрым является и состав формирующегося российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, (например, в области управления, программного обеспечения). Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространенную в развитых странах.
2. Роль и развитие предпринимательства
в Российской Федерации
2.1. Роль предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.
Предпринимательская деятельность обеспечивает:
1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи. Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. Роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности. Большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых людей составляет до девяти человек. Просуществовав некоторое время после создания, остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А на выживающих и успешно развивающихся фирмах объем применяемой на них рабочей силы не растет. Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников. Их слабая социальная защищенность - важный мотив для
оценки потенциала
малого предпринимательства в деле
создания дополнительных рабочих мест. Вообще,
влияние занятости на малых предприятиях
на общую занятость в стране и в ее регионах
неоднозначно. Кроме вышеизложенного,
это связано со скромными размерами сектора
малого предпринимательства, увеличение
занятости, в котором пока не может значительным
образом сказаться на размере общей занятости.
Тем не менее, нынешние масштабы развития
малого бизнеса в России обычно считают
весьма скромными в сравнении со странами
развитой рыночной экономики, где удельный
вес занятых предпринимательством может
превышать 50%, а доля малых предприятий
в количестве всех хозяйствующих субъектов
– 90%. В то же время экстенсивно развивается
другая часть сектора малого бизнеса -
индивидуальное предпринимательство.
2.Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности. Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.
3.Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности. Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.
4.Увеличение налоговых поступлений.
5.Рост доли валового внутреннего продукта, создаваемой малыми предприятиями.
6. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.
Данное положение я объясню с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами: углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.
7. Увеличение численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности. Если брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством.
8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям. В российской экономике предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш. Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени. Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг. Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания.
9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.
2.2. Проблемы развития
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом противоречий и трудностей:
Во-первых, медленно и бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово - кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.
Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:
1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2. Финансовые проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности - затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
3. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая правовая защищенность деятельности, низкая квалификация персонала.
4. Кредитная необеспеченность. Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.
Рассмотрим подробнее основные проблемы
предпринимательства:
1. Недостаток финансовых
ресурсов.
Очень важной для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов для расширения деятельности. Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков.
2. Административные барьеры.
Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следует отметить, значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес - среды и созданием новых рабочих мест. Можно сделать вывод, чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, привлечении кредитов, получении лицензий, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт.
3. Уровень налогообложения,
сложность налоговой и бухгалтерской
отчётности.
4. Проблема
продвижения товаров и услуг на рынке.
Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Предприятия, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий.
5. Проблема нежилых помещений для предприятий.
Наиболее актуальной для бизнеса
является проблема доступа к недвижимому
имуществу. Существует значительный дефицит
приспособленных для осуществления предпринимательской
деятельности нежилых помещений. Именно
этот фактор во многом сдерживает развитие
инновационного и производственного предпринимательства.
Нехватку нежилых помещений испытывают
как начинающие предприниматели, желающие
открыть собственное дело, так и успешно
функционирующие предприятия, нуждающиеся
в помещениях для расширения своей деятельности.
6. Потребность
в деловой информации.
Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений.