Предпринимательство, его виды. Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 04:06, реферат

Описание работы

Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.

Файлы: 1 файл

Общая часть.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)


2 Общая часть

2.1 Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство

Предпринимательство, как  и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие  его сущность. Понятия «предприниматель»  и «предпринимательство» в современном  смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский  экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».

Английский ученый-экономист  А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе  и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь  собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения  прибыли идет на риск.

И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение  и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.

По-новому взглянул на эту  проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства  – это поиск и изучение новых  экономических возможностей, характеристика полведения, а не вид деятельности.

Вплотную к понятию  «предприниматель» примыкает понятие  «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь  можно выделить два подхода:

1-ый подход, фокусирующийся  на предпринимателе и его деятельности  к конкретным условиям внешней  среды, воспринимаемой исследователем  в качестве объективного и  не изменяющегося во времени  фактора (линейный равновесный  подход, исходящий из замкнутости  системы «предприниматель/предприятие  – среда его развития»);

2-ой подход, акцентирующий  взаимозависимость предпринимателя/предприятия  и его среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный  или синергетический подход, исходящий  из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его разв 

 2.2 Основные  черты  и  функции  предпринимательской  деятельности

«Три  волны»  развития  теории  предпринимательской    функции  – так  условно  можно  охарактеризовать  развитие  процесса  научного  осмысления    практики  предпринимательства.  

«Первая волна», которая  возникла еще в XVII веке, была связана с концентрацией внимания на несение предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII века впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства.

«Вторая волна» в научном  осмыслении предпринимательства связана  с выделением инновационности как  его основной отличительной черты. Основоположником этого направления  является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли  Йозеф Шумптер (1883-1950).

И первая, и вторая «волны»  развития теории предпринимательской  функции были основаны на многофункциональности  предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в  толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства  связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий  Й. Шумптера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой  были Л. Мизес и Ф.Хайек.

  «Третья волна» отличается сосредоточием внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный  этап  развития  теории  предпринимательской  функции  можно   отнести  к  «четвертой  волне»,  появление  которой  связывается  с  переносом  акцента  на  управленческий  аспект  в  анализе  действий  предпринимателя, а,  следовательно – с  переходом  на  недисциплинированный  уровень  анализа  проблем  предпринимательства

Сироткин  С.П.  основные  черты  предпринимательской  деятельности:

1. Владение  капиталом,  собственным  или  заемным   совершающим  кругооборот.

2. Управление,  надзор  и  контроль  за  процессами  производства  и  обращения   капитала.

3. Подчинение  процесса  движения  капитала  в  любой   сфере извлечению  максимальной  прибыли.

4. Учет  и  использование   рыночной  конъюнктуры – конкуренции   спроса  и  предложения  и   т.п.,  вплоть  до  вкусов  потребителей.

5. Свобода  принятия  хозяйственных  решений  с   целью  обеспечения  технических   и  экономических  способов  и  методов  предпринимательской   деятельности  с  наименьшими   издержками  производства.

6. Направленность  производителей,  как  оферентов – носителей   предложения  на  удовлетворение  потребностей,  конкурентов –  носителей  спроса,  на  обеспеченность  общества  товарами  и  услугами  за  счет   возрастающей  производительности  труда.

7. Способность  к   экспериментам,  новаторству   и  риску  для  достижения  максимального успеха.

Перечисленные  важнейшие  признаки  предпринимательства    взаимосвязаны  и  действуют  одновременно.  Сущность  предпринимательской  деятельности  через  выполнимые  его  функции. «Функции  предпринимательства» -  это  осуществление  по  производству  и  отменными   операциями  между  предпринимателем  и  другими  элементами  хозяйственной  среды.

1. Предприниматель  берет   на  себя  инициативу  соединения  факторов  производства  в   единый  процесс  производства  товаров  и  услуг  с   целью  получения  прибыли;

2. Предприниматель  есть  организатор  производства,  настраивающий   и  задающий  тон  деятельности  фирмы  и  принимающий   на  себя  бремя  ответственности   за  успех  их  проведения;

3. Предприниматель – это   новатор,  внедряющий  на  коммерческой  основе  новые  продукты, новые  технологии, новые формы организации  дела;

4. Предприниматель – это  человек, не боящийся риска  и сознательно идущий на него  ради достижения цели бизнеса 

К перечисленным функциям можно добавить:

1. Поддержку предпринимательству.  Распределение предпринимательских  идей, инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента.

2. Определение нужд потребителей  и управление процессом обмена  между предприятием и его контрагентами,  что является функцией менеджмента.

3. Связи с общественностью  (так называемые «паблик-рилейшиз»)  Осуществление и управление отношениями  между предприятием и общественными  структурами или средства массовой информации.

Таким образом, можно выделить достоинства и недостатки предпринимательской  деятельности.

Несомненными достоинствами  частнопредпринимательской фирмы  являются:

1. Простота организации  (учреждения, управления и т.д.);

2. Свобода действий (не  связанная с необходимостью согласования  в принятии решений и т.д.);

3. Сильный экономический  стимул (получение всей прибыли  одним лицом);

Среди очевидных недостатков  частнопредпринимательской фирмы  следует назвать в первую очередь:

1. Ограниченность финансовых  и материальных ресурсов (связанная  как с недостатком средств  собственника фирмы, так и с  трудностью получения кредитов);

2. Отсутствие развитой  системы внутренней специализации  производственных и управленческих  функций (особенно в условиях  малого и среднего производства наиболее типичного для данной формы собственности);

3. Существование неограниченной  ответственности (когда собственник  в случае банкротства рискует  не только капиталом, вложенным  в дело, но и своей личной собственностью).

Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным  использованием всех факторов производства в целях экономического роста  и удовлетворения потребностей отдельных  граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в  России должна состоять в том, чтобы  производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и  получать за это материальное и моральное  вознаграждение.

2.3. Виды  предпринимательской  деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или  назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др.

По виду или назначению предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Для малого предприятия характерны все эти виды предпринимательской деятельности.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

2.4 . Производственное  предпринимательство.

Производственное предпринимательство  можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

Следующий этап производственного  предпринимательства -приобретение или  аренда (наем) факторов производства.

Информация о работе Предпринимательство, его виды. Малое предпринимательство