Предпринимательство формы и методы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели. Любое государство гордиться плодами деятельности своих предпринимателей. Предпринимательство как одна

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Предпринимательство формы и методы предпринимательской деятельности» 

Введение

Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом  реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в  которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели. Любое государство  гордиться плодами деятельности своих предпринимателей. Предпринимательство  как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению государства, сохранению его национального  духа и национальной гордости.

Предпринимательство 

Предпринимательство - это особый вид деятельности. Его  неизменными условиями являются: ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределенность ситуации. Главными инструментами предпринимателя  являются: бережливость, кооперация, инновации. Между работником, менеджером и предпринимателем нет антагонизма, речь не идет о “классовых врагах” - скорее, о людях, стоящих  на разных ступенях экономической эволюции.

Условия предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность всегда и везде ведется в одинаковых условиях.

• Ограниченность ресурсов – фундаментальный экономический закон. У людей безграничное количество потребностей, но ограниченное количество возможностей для их удовлетворения.

• Конкурентная борьба – основа экономических отношений. Ограниченные ресурсы стремятся получить все. Но в силу объективных законов, получить их смогут только некоторые. Между людьми (компаниями, отраслями) разгорается борьба.

• Неопределенность ситуации – суровая экономическая реальность. Множество принимаемых решений заставляют ситуацию непрерывно меняться. Поскольку никто не в состоянии контролировать решения, принимаемые всеми субъектами, экономическая реальность по определению неопределенна, а, следовательно связана с риском.

Ключевые инструменты  предпринимателя

Было бы крайне наивно полагать, что за тысячи лет экономической  деятельности предприниматели не выработали специфических инструментов, позволяюзщих эффективно работать в достаточно суровых и жестких условиях.

• Бережливость стала ответом на ограниченность ресурсов – всегда и во всем предприниматели подсчитывают в какую стоимость им обойдется то или иное мероприятие и сколько они получат взамен.

• Кооперация позволила победить конкуренцию – прекрасно подобранная команда, связанна доверием, способна бесконечно долго противостоять даже значительно более сильному, но разобщенному конкуренту.

• Инновации сразили неопределенность – на рыночную неопределенность, мы отвечаем бешеной креативностью, чем сложнее ситуация, тем напряженнее мы думаем, тем более неожиданными являются наши решения.

Практика предпринимательской  деятельности заключается в эффективном  управлении этими инструментами.

Всегда и во всем предприниматель  должен придерживаясь “золотых правил предпринимателя”:

• Беречь ресурсы, а значит, быть прагматиком

• Создавать альянсы, а  значит, быть коммуникабельным

• Генерировать идеи, а значит, быть креативным

Ступени экономической эволюции

Наш рассказ о предпринимательской  деятельности был бы не полон, если бы мы не разграничили понятия “предприниматель”, “менеджер”, “работник”.

Все они относятся к  видам экономической активности. Между ними нет онтологического  противоречия, скорее мы можем говорить о некой эволюции экономической  активности.

• Работник способен создать богатство.

• Менеджер способен организовать людей, а, значит, сделать процесс более эффективным.

• Предприниматель находит наилучшие возможности для приложения своих усилий, “быть там, где выгодней” - девиз предпринимателя.

 

 

1. История возникновения  и сущность предпринимательства

1.1 История развития  предпринимательства

История предпринимательства  начинается со средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и  предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. В данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникающих рыночных неравновесий, а его доминирующим предлогом была сопряженность с высокой степенью риска. [7, 227]. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные кампании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива.

С середины XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX в.в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.

В России предпринимательство  существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится  к годам правления Петра I (1689–1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли  промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был  тульский купец.

Дальнейшее развитие предпринимательства  сдерживалось существованием крепостного  права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. Начинается строительство  железных дорог, реорганизуется тяжелая  промышленность, оживляется акционерная  деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный  капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства [7,5–6]. В XVIII – первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям [7, 139]. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России. Начинается процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвелом», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и другие.

К сожалению, в России после  окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.

Некоторое оживление в  предпринимательскую деятельность внесла новая политика – НЭП (1921–1926 гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

В настоящее время в  России насчитывается около 10 000 акционерных  предприятий и свыше 1 500 акционерных  коммерческих банков. На 1-е января 2003 года из общего числа 3 573 тысяч предприятий и организаций 2 973 тысячи, или 70%, находятся в частной собственности [2,7].

1.2 Понятие предпринимательства

Понятие «предпринимательство»  и «предприниматель» имеют многовековую историю. Впервые в экономической  литературе этот термин появился во Всеобщем Словаре Коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где в статье по предпринимательству  указывается, что под ним подразумевается  взятие на себя обязательств по производству или строительству объекта [6]. В  качестве научного термина понятие  предприниматель впервые появилось  в работах французского экономиста Ричарда Кантильона в восемнадцатом веке. Он не только использовал этот термин в экономическом смысле, но и дал его четкое определение. По Кантильону, предприниматель – это человек с непостоянными доходами: фермер, ремесленник, сапожник, портной. Предпринимателем он считал любого, кто покупает по твердым ценам, а продает по ценам неопределенности. Риск – главная черта предпринимателя.

В дальнейшем, с развитием  экономической жизни общества, развивалась  и экономическая мысль относительно научного понимания предпринимательства, создавались различные теории и  концепции этой категории.

В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство  характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Наиболее типичное и емкое  определение предпринимательства  дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [12].

Существенное значение в  развитие теории и практики предпринимательства  внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.

В большинстве научных  определениях предпринимательства  учеными Запада, по сути, речь идет о  таком поведении (процессе), в котором  требуется проявление инициативы, организации  и реорганизации социально-экономического механизма, с тем, чтобы суметь с  выгодой использовать имеющиеся  ресурсы и конкретную ситуацию и  взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать.

Для развития предпринимательства  в нашей стране существенное значение имеет понимание того, что не любое  новое дело является предпринимательством.

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным  использованием всех факторов производства в целях экономического роста  и удовлетворения потребностей отдельных  граждан и общества в целом  в товарах (работах, услугах) и получения  прибыли (дохода), необходимой для  саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими  хозяйствующими субъектами, получения  в конечном итоге материального  и морального вознаграждения.

Предпринимательство – по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому  должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и  конкурентов, не пренебрегая при  этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах) [10].

Итак, предпринимательство  в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями  своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода). Предпринимательство отражает и систему отношений, которые возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные), а также с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.), с банками и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами  и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального  дохода, повышения эффективности  общественного производства.

Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование  материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует  к себе и государственного регулирования  в направлении создания определенных благоприятных для этого условий.

Предпринимательство как  экономическое явление отражает товарный характер отношений с хозяйствующими субъектами на основе действия экономических  законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции  и др.) и всех инструментов товарного  производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).

Информация о работе Предпринимательство формы и методы предпринимательской деятельности