Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:28, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Предпринимательство в сегодняшней России, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том , что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.
Введение……………………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Экономическая природа бизнеса
1.1 Необходимость возникновения предпринимательства в
экономике……………………………………………………………………………………....4-5
1.2 Экономическая основа предпринимательства……………………………………...…..5-10
1.3 Экономическая свобода – основное условие развития предпринимательства…………………………………………………………………….....11-18
Глава 2. Формирование структур предпринимательского бизнеса и его развитие в России
2.1 Государственная поддержка предпринимательства………..……………………...…19-27
2.2 Основные шаги при создании собственного дела.........................................................28-30
2.3 Объективная необходимость предпринимательства в экономике…………………..30-32
2.4 Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе ……………………………………………………...…………….........32-37
Заключение……………………………………………………………………………...............38
Список используемой литературы……………………………………………………..……...39
Поэтому, прежде чем реализовывать свою идею, человек, открывающий собственное дело, должен сконцентрироваться на исследовании рынка, чтобы конкретнее ответить на такие вопросы:
Бизнес состоится только в том случае, если цены сложившиеся на рынке на будущий продукт и объёмы продаж позволят иметь достаточную прибыль для развития.
2.3 Объективная необходимость
В России с начала проведения экономических реформ в 1990-е годы значительное распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как предприятие. Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития бизнеса.
Значение предпринимательства в рыночной
экономике, очень велико. Без производственного
предпринимательства и малого предпринимательства
рыночная экономика ни функционировать,
ни развиваться не в состоянии. Становление
и развитие его является одной из основных
проблем экономической политики в условиях
перехода от административно-командной
экономики к нормальной рыночной экономике.
Предпринимательство в рыночной экономике
- ведущий сектор, определяющий темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта; во всех развитых
странах на долю малого бизнеса приходится
60 - 70 процентов ВНП.
Основа для развития малых предприятий
формируется на региональном уровне, причем
в последнее время наметилась устойчивая
тенденция к дальнейшей децентрализации
и расширению прав регионов и местного
самоуправления в сфере поддержки малого
предпринимательства.
Областной комитет государственной
статистики осуществляет текущее статистическое
наблюдение за деятельностью малых предприятий
в режиме выборочных обследований по основным
показателям финансово-хозяйственной
деятельности:
- распределение числа малых предприятий
по отраслям экономики;
- численность работников малых предприятий
по отраслям экономики;
- объем произведенной продукции по отраслям
экономики;
- объем инвестиций в основной капитал
по отраслям экономики.
Нельзя также забывать, что
предприятия оказывают меньше воздействие
и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль
предпринимательства в осуществление
прорыва по ряду важнейших направлений
НТП, прежде всего в области электроники,
кибернетики и информатики. В нашей стране
эту роль трудно переоценить, имея в виду,
развернувшийся процесс конверсии. Все
эти и многие другие свойства предпринимательства
делают его развитие существенным фактором
и составной частью реформирования экономики
России.
Предпринимательство —
сектор бизнеса, во многом определяющий
темпы экономического роста, состояния
занятости населения, структуру и качество
валового национального продукта. «Лицо»
любого развитого государства составляют
крупные предприятия и корпорации, а наличие
мощной экономической силы - крупного
капитала - во многом определяет уровень
научно-технического и производственного
потенциала.
Так предпринимательство
играет в экономике любой страны довольно
большую роль. Оно является неотъемлемой
частью социально-экономической системы
страны, обеспечивая стабильность рыночных
отношений, втягивая большую часть граждан
страны в эту систему отношений путем
открытия ими собственного дела, обеспечивая
высокую эффективность производства путем
глубокой специализации и кооперации
производства, что благоприятно сказывается
на экономическом росте национальной
экономики.
Бизнес присутствует
во всех сферах и областях экономики. Сегодня
преимущества бизнеса по сравнению с другими
секторами экономики в России выражены
намного ярче, чем недостатки. Развитие
малого бизнеса ведет к насыщению рынка
товарами и услугами, лучшему использованию
местных сырьевых ресурсов Он является
надежным источником бюджетных поступлений,
доля просроченной задолженности малых
предприятий местным и федеральному бюджету
ниже, чем у других предприятий.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.
2.4 Пути совершенствования предпринимательской
деятельности в России на современном
этапе
В текущих экономических условиях для совершенствования предпринимательской деятельности в России и ее отдельных аспектов, например планированию, существуют определенные предпосылки. Так, на основе обобщения результатов эмпирических исследований моделей планирования различных промышленных предприятий и анализа публикаций в российских научно-практических периодических изданиях можно выделить две фазы развития систем планирования отечественных промышленных предприятий (изображенных на рисунке 2.1).
Рис.2.1 Совершенствования планирования предпринимательской
деятельности в России.
На первой фазе изменения
связаны, прежде всего, с необходимостью
адаптации сформированных в плановой
экономике систем внутрифирменного планирования
к новым условиям. К основным внешним факторам,
влияющим на развитие систем планирования
отечественных предприятий на данном
этапе, можно отнести:
Отказ от централизованной системы планирования
в масштабах народного хозяйства потребовал
внедрения на уровень предприятий подсистем
стратегического планирования. На предприятиях,
как правило, создавали должность консультанта
по стратегическому планированию или
закрепляли задачи по разработке стратегии
за функциональными подразделениями.
В редких случаях направления деятельности
предприятия разрабатывались Комитетами
по стратегическому планированию или
другими коллегиальными органами управления
предприятием. При этом работники среднего
и нижнего звена могли ничего не знать
о целях и задачах предприятия и не осознавали
своей роли в деятельности по реализации
стратегии. Однако практика показала несостоятельность
попыток подвергнуть институционализации
процесс разработки стратегии, требующий
развитой интуиции и способности к творчеству.
В связи с этим особое значение при формировании
стратегии должно придаваться обучению
и стимулированию творческой активности
работников.
Рост неопределенности
развития и повышение динамизма внешней
среды указали на необходимость сокращения
шага и цикла планирования, внедрения
скользящего и многовариантного планирования
деятельности предприятия. Это позволило
повысить оперативность учета текущих
изменений во внешней и внутренней среде
при разработке внутрифирменных планов,
но в то же время привело к увеличению
объема обрабатываемой информации и плановых
расчетов. При этом, недооценка важности
автоматизации труда плановых работников
и совершенствования информационных систем
на многих предприятиях привела к необоснованному
увеличению затрат на планирование.
Особую актуальность приобрело
внедрение систем оперативного планирования,
увязывающих в единый цикл планирование
производства, закупок и производственных
мощностей. Необходимая оперативность
достигается благодаря использованию
автоматизированных корпоративных информационных
систем стандарта MRP II и более современных
ERP-систем.
Связанные с выживанием проблемы снижения
различного рода издержек и обеспечения
платежеспособности потребовали внедрения
технологии финансового планирования,
анализа и контроля доходов, расходов,
денежных поступлений и выплат. Формирование
систем бюджетирования на уровне коммерческих
предприятий позволило укрепить финансовую
дисциплину и повысить финансовую обоснованность
принимаемых управленческих решений.
Однако без эффективных систем мотивации,
обучения и качественно разработанной
нормативной базы бюджетный процесс не
только не позволяет выявить резервы повышения
эффективности производства, но и наоборот,
стимулирует руководителей подразделений
необоснованно скрывать данные резервы.
Вторая фаза развития систем планирования
предпринимательской деятельности связана
с необходимостью приведения данных систем
в соответствие с требованиями модели
организации будущего. К основным факторам,
влияющим на наметившиеся тенденции в
развитии систем планирования можно отнести:
Выходя на зарубежные рынки, отечественные предприятия столкнулись с проблемой необходимости приведения систем управления с требования международных стандартов систем менеджмента. В связи с этим, была осознана необходимость дополнения существующей практики планирования подсистемами планирования качества, экологии, охраны и безопасности труда, планирования инноваций. Однако, практика показала, что лишь формальное выполнение требований международных стандартов без проработанных механизмов интеграции данных подсистем в действующую систему внутрифирменного планирования не приводит к желаемым результатам: качество так и остается не высокое, инновационная активность слабая и т.п.
Современный этап развития экономики характеризуется повышением роли корпоративного звена. Практика показала, что высокая централизация плановых решений в крупных корпорациях приводит к потере адаптивности и гибкости, увеличивает затраты на планирование и не стимулирует поиск и реализацию резервов повышения эффективности. Решение данной проблемы связано с формированием децентрализованных структур и предпринимательских подразделений. В настоящее время активно ведутся исследования, направленные на разработку систем корпоративного планирования, позволяющих найти компромисс между необходимостью обеспечения синергии и желанием стимулирования реализации предпринимательского потенциала внутри предприятий. Особое внимание уделяется планированию внутрифирменных трансфертных цен для перераспределения получаемых прибылей в интересах корпорации в целом.
Принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития, стабилизация экономической ситуации и развитие фондового рынка в России приводит к изменению ключевых факторов успеха отечественных предприятий. Долгое успешное развитие предприятия требует формирования необходимого экономического потенциала, что зачастую идет в разрез с целями максимизации прибыли и рентабельности капитала в краткосрочной перспективе. В связи с этим, корпорации при оценке результативности деятельности предприятия все чаще используют показатель "экономической прибыли", учитывающий внереализационные изменения стоимости активов. На изменение рыночной стоимости предприятия оказывает влияние большое количество факторов, многие из которых не носят чисто финансовый характер. Ключевые факторы успеха организаций смещаются в сторону качества продукции и процессов, инноваций, экологической и социальной гармонизации. Это требует серьезного пересмотра системы плановых показателей результативности предприятия в целом и его отдельных подразделений. В состав плановых показателей отечественных предприятий начинают включать наряду с финансовыми показателями целый ряд нефинансовых. Особо следует отметить возрастание роли планирования нематериальных активов. Сегодня конкурентные преимущества намного труднее приобрести за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в финансовые активы. Напротив, способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы становится все более значимым фактором.
Изменение ключевых факторов успеха требует усиления кооперации между конкурентами, поставщиками и потребителями. В этой связи особую актуальность приобретает решение проблем интеграции систем планирования предпри-ятий, связанных цепями поставок. Для решения данных проблем внедряются автоматизированные системы планирования потребности в распределении - DRP-системы и планирования ресурсов в распределении.
Опыт показал, что в условиях рыночной экономики реактивное планирование, базирующееся на анализе предшествующего опыта и экстраполяции выявленных в прошлом тенденций на будущее, очень часто приводит к потере конкурентных преимуществ предприятия. Для того чтобы выиграть к конкурентной борьбе предприятия должны в процессе планирования использовать не только информацию о прошлом и имеющихся возможностей развития в настоящий момент времени, но и проектировать желаемое будущее, изыскивая пути его построения. Переход на интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, позволяет повысить уровень индивидуального, организационного и общественного развития предприятия.
В настоящее время стало очевидно, что ни одно управленческое решение не должно приниматься без всестороннего рассмотрения последствий его осуществления как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. В начале 90-х годов Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном была предложена концепция стратегических карт, построенных на основе системы сбалансированных показателей. Данная концепция приобрела широкую популярность в научном и деловом мире, так как позволяет согласовывать краткосрочные цели деятельности подразделений организации с ее миссией и стратегией. Подводя итог, можно выделить следующие перспективные направления совершенствования планирования предпринимательской деятельности в России:
Экономика любого общества представляет собой совокупность различных видов деятельности, результатом которой является создание материальных благ и их движение к потребителю. Эта деятельность осуществляется на основании взаимодействия производительных сил и производственных отношений, характеризующихся их проникновением и взаимовыражением. Бизнес тоже деятельность, исторически возникшая в процессе развития общества.
Что же касается экономической
свободы - важного фактора развития
бизнеса - она представляет собой
свободу хозяйственной
Информация о работе Предпринимательство в экономике: объективная необходимость