Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:52, научная работа
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов всех уровней власти в рамках решения вопросов социально-экономического развития Республики Калмыкия и смягчения социальных проблем. Малое предпринимательство, как динамичная форма хозяйствования, способствует постепенному созданию среднего класса собственников, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни. В процессе своего функционирования субъекты малого бизнеса ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов всех уровней власти в рамках решения вопросов социально-экономического развития Республики Калмыкия и смягчения социальных проблем. Малое предпринимательство, как динамичная форма хозяйствования, способствует постепенному созданию среднего класса собственников, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни. В процессе своего функционирования субъекты малого бизнеса ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников.
Малое предпринимательство занимает все более заметное место в экономике республики, оно демонстрирует свою жизнеспособность, позитивное воздействие на состояние общества, занятость населения, деловую активность, инициативное отношение к собственности, поступление налогов в бюджеты всех уровней, наполнение прилавков товарами. Динамика развития малого предпринимательства за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности, осуществление структурных сдвигов.
Малое предпринимательство по своей сущности является более динамичной и гибкой формой ведения бизнеса. Малыми предприятиями проще управлять. Чаще всего руководители малых предприятий знают практически всех своих работников лично. Это способствует выстраиванию адекватной системы мотивации сотрудников, соответствующей их потребностям и нуждам.
Предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной сферы, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения и социальную реструктуризацию общества, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
На сегодня, по данным Минэкономразвития, в Калмыкии насчитывается около 10 тысяч предприятий малого, среднего бизнеса. Общий объем оборотных средств в 2011 от них составил 16 миллиардов рублей, налог по упрощенной схеме составил 62 миллиона, что на 55 процентов выше, чем в прошлом году. Глава республики Алексей Орлов неоднократно поднимал вопрос о том, чтобы у людей, пополняющих казну региона, была возможность беспрепятственно осуществлять деятельность и создавать рабочие места.
Общий объем оборота предприятий и организаций республики составил 14,5 млрд. рублей. На долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится 7,1 млрд. рублей или 48,9% от общего объема оборота. Невелика пока еще роль предприятий малого и среднего бизнеса в части инвестиционной деятельности. Удельный вес инвестиций в основной капитал предприятиями малого и среднего бизнеса составляет всего 9,3%. [1]
Возникает закономерный вопрос: почему на фоне стабилизации экономики в стране региональное развитие Калмыкии и, прежде всего, малого бизнеса, безнадежно отстает, есть ли вообще потенциал роста предпринимательства в регионе? Конечно, причины столь неблагоприятной ситуации очень обширны. Безусловно, основным фактором является общий экономический потенциал субъекта и, к сожалению, для РК он очень ограничен. Экономически активное население покидает регион из-за высокого уровня безработицы, отсутствия развитого производства, что стимулирует ввоз товаров из-за пределов республики. Все это формирует высокие цены на потребительском рынке, что при низкой оплате труда снижает и качество, и уровень жизни населения.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.
В соответствии с указом Владимира Путина [2] при оценке работы губернаторов должно учитываться мнение предпринимателей об общих условиях ведения бизнеса, наличие стандарта для работы правительства в этом направлении, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда, ситуация на рынке труда и подготовки-переподготовки высококвалифицированных кадров, качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, развитие среднего и малого предпринимательства, предпринимательский климат в сфере строительства и доступность энергетической инфраструктуры.
Во всех регионах должны начать свою работу управления по защите прав предпринимателей. Основная цель – способствовать развитию в регионе частного бизнеса, а значит, и увеличению поступлений в бюджет. В республике существует организация по развитию малого и среднего бизнеса, но она не может в полной мере осуществить защиту их прав и является лишь консультативным органом. Уполномоченный же будет иметь возможность приостановить деятельность того или иного ведомства, если его действия не законны. [3]
Таким образом, реализация государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
• содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,
создание в Республике Калмыкия бизнес-инкубатора для поддержки начинающих субъектов предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и информационно-коммуникационных услуг на безвозмездной основе;
• снижение административных барьеров
посредством создания общедоступных информационных
систем в целях обеспечения субъектов
малого и среднего предпринимательства
и организаций, образующих инфраструктуру
их поддержки, экономической, правовой,
статистической, производственно-
• развитие отраслевой и технологической диверсификации малого и среднего бизнеса, создание условий для освоения малым бизнесом новых рыночных ниш;
• расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и производственным ресурсам, развитие микрофинансирования и системы гарантийного обеспечения коммерческого кредитования;
• содействие росту конкурентоспособности
и продвижению продукции
Развитие малого предпринимательства посредством снижения административных барьеров, создания «одного окна» должно способствовать решению не только социальных проблем: снижению уровня безработицы и социальной напряженности, но и послужит основой экономического подъема малого бизнеса, формирования благоприятного инвестиционного климата. Реализация указанных мероприятий позволит создать экономические условия для развития малого и среднего предпринимательства, что отразится на эффективности деятельности малых и средних предприятий, выраженной в увеличении основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства:
- постепенное увеличение числа малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей;
- устойчивый рост оборота малых предприятий.
Список литературы
1. Правительство Республики Калмыкия - Проект концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gov.kalmregion.ru
3. Государственная телерадиокомпания «Калмыкия» [Электронный ресурс] http://www.creativeconomy.ru
Информация о работе Предпринимательство в Республике Калмыкия