Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:08, реферат
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок.
Введение 3
1. Преимущества создания свободных экономических зон 4
2. Основные проблемы свободных экономических зон в России 6
3. Особые экономические зоны России: современное состояние и проблемы развития 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Содержание
Создание свободных
экономических зон –
В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок.
В связи быстрым
развитием свободных
Объектом являются свободные экономические зоны.
Предметом является создание и функционирование свободных экономических зон.
Цель - изучить преимущества и проблемы свободных экономических зон.
Задачи:
Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показывает, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии определенных условий, определяющих успешность зоны.
К преимуществам создания СЭЗ можно отнести следующее:
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
В результате применения льгот норма прибыли в свободных экономических зонах составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б) наличие локальной,
относительно обособленной системы
управления зоной, наделенной правом принимать
самостоятельные решения в
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Зарубежный опыт развития СЭЗ доказывает, что они могут быть полезными для стимулирования общего развития экономики стран, особенно отсталых. Надо только более жестко контролировать их деятельность. Особое значение СЭЗ имеют для возрождения депрессивных, деградирующих и приграничных территорий.
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна.
Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.
Вместо инструмента
Слишком большие размеры территории СЭЗ. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что, скажем, могла рассчитывать «Даурия», включив в СЭЗ всю территорию области - свыше 400 тыс. км2 или «Ева» (Еврейская автономная область) - 360 тыс. км2. Другие зоны также стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны. Исходя из мировой практики для нормального обустройства 1 км2 зоны экспортного производства требуются вложения порядка 45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны - 15-20 млн. долл. Таким образом, одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.
Нахождение большинства
СЭЗ во внутренней части страны.
Успешность функционирования СЭЗ во
многом зависит от ее экономико-географического
положения, важной составляющей которого
является близость к основным транспортным
магистралям и
Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 - 1998 гг. составило 71,2%. Это один из самых худших показателей в Российской Федерации: в среднем но стране падение производства за данный период было равно 49,7%.
Затем постановлениями правительства было введено квотирование импорта па территории области, однако это не способствовало улучшению ситуации, так как в состав квотируемой попала продукция, не производимая в области и необходимая промышленным предприятиям (например, бензин). А также отсутствие четкого контроля со стороны государства дают возможность злоупотреблений на территории СЭЗ.
Слабое звено в деятельности российских СЭЗ - отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.
Недостаточное и неэффективное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствовании. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.
Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, служат слабая эффективность этих зон и иррациональность.
Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. Однако сегодня многие указывают, что они не оправдывают надежд. Им не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые планировались. Сегодня требуется совершенствование нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотр других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов.
По оценке председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, экономическая автономия ОЭЗ сегодня находит не у всех понимание. В связи с чем, следует подготовить предложения по совершенствованию работы ОЭЗ как в нормативной, так и в практической части.
Сегодня в России насчитывается 26 ОЭЗ, общий объем заявленных инвестиций в которые достигает 12 млрд. долларов. В зонах трудятся 306 компаний-резидентов, среди которых – крупные мировые производители из разных стран. Несмотря на пробелы в нормативной базе, инфраструктурные сложности, международный бизнес тянется к России.
Основными услугами
ОЭЗ резидентам является строительство
базовых элементов
Развитие таких ОЭЗ, как «Алабуга» в Татарстане, а также ОЭЗ в Томске и Дубне, можно смело назвать успешным: объем заявленных инвестиций в «Алабугу», где формируется центр развития авто- и судостроительных технологий, составляет 2,2 млрд. рублей при осуществленном объеме инвестиций в 4,132 млрд. рублей. Объем заявленных инвестиций в ОЭЗ Томска, где развиваются беспроводные технологии, составляет 352,3 млрд. рублей. В ОЭЗ Дубны (медицинские приборы) – 1,3 млрд. рублей. Хорошие перспективы развития у ОЭЗ Липецка и Тольятти. Общий объем частных инвестиций в российские ОЭЗ превысил объем бюджетных ассигнований на 19,5 млрд. рублей.
Вместе с тем инфраструктурные проблемы препятствуют естественному росту ОЭЗ. Особенно это касается туристско-рекреационных и портовых зон, частные инвестиции в которые пока измеряются чрезвычайно скромными цифрами. Среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, – многочисленные проволочки, вызванные пробелами в Земельном кодексе. Кроме того, набор льгот пока не является безусловно привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.
Структуры, аналогичные российским ОЭЗ, действуют во многих странах, в том числе в Китае, Индии, Турции, Израиле и Казахстане, где развитие зон идет более динамично. Множество просчетов наблюдается еще на этапе планирования деятельности ОЭЗ. Эксперты отмечают неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие долгосрочной бизнес-модели у управляющих компаний. Кроме того, в России необычайно продолжителен подготовительный этап, поэтому льготы не всегда являются решающим фактором при выборе площадки.
Кроме того, российские ОЭЗ сегодня сильно зависимы от действий местных администраций, притом, что уровень контроля за деятельностью инвесторов довольно низок. Этот комплекс проблем и не дает особым экономическим зонам страны двигаться вперед.
Главным препятствием на пути развития туристско-рекреационной зоны на Байкале является отсутствие продуманной стратегии развития туризма в стране, а также грамотно сформированного туристического продукта. Отмечается также недостаточный уровень маркетинга туристических услуг, отсутствие сети по их продвижению.
По словам президента ТПП города Дубны Владимира Боброва, развитие ОЭЗ города сдерживает дефицит жилых помещений, из-за чего сильно ограничены возможности привлечения и закрепления на производстве молодых и высококвалифицированных специалистов, а также недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности.
Последние изменения закона «Об особых экономических зонах в РФ», вступившие в силу с 1 января 2012 года, увеличили период действия режима ОЭЗ с 20 до 49 лет, а также закрепили функции управляющей компании для ОЭЗ и ввели понятие «кластер», означающий совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, управление которыми может осуществляться одной УК.
В результате изменений налоговые льготы получили резиденты технико-внедренческих зон, судостроительные компании. Иностранные работники, привлекаемые в ОЭЗ, получили статус высококвалифицированных специалистов, что означает упрощение миграционного режима для них, а также снижение налоговой ставки по НДФЛ.
В то же время в нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы. В частности, нормы по раскрытию информации в стандартном плане резидента ОЭЗ представляются инвесторам чрезмерными. Проблемой является требование о получении положительного заключения на представленный бизнес-план, которое отказываются выдавать даже крупные кредитные организации.
Информация о работе Преимущекства и проблемы свободных экономических зон