Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Процесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Содержание работы

Введение
1. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
1.1 Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия
1.1.1 Экономическое содержание дохода и прибыли
1.1.2 Классификация доходов и расходов предприятия
1.1.3 Функции прибыли
1.1.4 Виды прибыли
1.1.5 Формирование и распределение прибыли
1.1.6 Факторы роста прибыли
1.2 Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО
«Сибур – Волжский»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Сибур – Волжский»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
ОАО «Сибур – Волжский»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 93.35 Кб (Скачать файл)

 деятельности предприятия

 

Для оценки эффективности работы промышленного  предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

 Рентабельность  — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [3, 235].

 Показатели  прибыли характеризуют абсолютный  финансовый эффект хозяйственной   деятельности  предприятия.  А  рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия [2, 434].

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста  производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

В мировой  практике в условиях рыночной экономики  показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятия является норма прибыли — отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу[2, 434].

Различают следующие виды рентабельности:

1) общая  рентабельность рассчитывается  по формуле 1.2.1:

 

         Пб

R =               ,                                                                                         (1.2.1)


          Ф

где: R – общая рентабельность

       Пб – балансовая прибыль (убыток);

       Ф – среднегодовая стоимость  основных производственных средств, 

       нематериальных активов и материальных  оборотных средств.

Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным [2,434].

2) рентабельность  реализованной продукции детализирует  общий показатель рентабельности и рассчитывается по формуле 1.2.2:

 

             Пр

R =                       ,                                                                                  (1.2.2)


                        Z

где: R – рентабельность реализованной продукции;

       Пр – прибыль от реализации  продукции (работ, услуг);

       Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

 

3) рентабельность  активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается по формуле 1.2.3:

 

Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)

    активов           =                                                           •  100             (1.2.3)


(имущества)                 средняя стоимость активов

                                     (расчет по данным баланса)

Причинами ухудшения рентабельности активов  могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если  на ухудшение показателя в большей  степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

- продажи  или списания неиспользуемого  или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

- снижения  запасов сырья и материалов, незавершенного  производства, готовой продукции;

- уменьшения  дебиторской задолженности.

Рентабельность  активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется  собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в  бизнес. Для проведения подобного  анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов [6, 52-53].

4) Рентабельность  собственного капитала показывает  эффективность использования средств,  принадлежащих собственникам предприятия.  Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже и рассчитывается по формуле 1.2.4:

 

Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)

 собственного       =                                                           •  100           (1.2.4)


    капитала                источники собственных средств

                                   (итог раздела III пассива баланса)

5) Рентабельность  продаж (оборота) показывает, какую  прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по формуле 1.2.5:

 

Рентабельность             прибыль от реализации

      продаж          =                                                           •  100             (1.2.5)


    (оборота)                         объем продаж

 

На  величину рентабельности продаж оказывают  влияние различные факторы. Основными  факторами ее снижения являются:

- рост  затрат на производство и реализацию  продукции;

- падение  объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего – проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить  наиболее весомые статьи себестоимости  и исследовать возможности их снижения;

- произвести  разделение затрат на постоянные  и переменные и рассчитать  точку безубыточности;

- проанализировать  прибыльность отдельных видов  продукции на основе коэффициента  маржинальной прибыли, изучить  необходимость и возможность  изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во  втором случае следует сосредоточить  на маркетинговых факторах, а также  качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия – производство, маркетинг и сбыт [6, 52].

6) рентабельность  инвестиций – способ оценки  «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле 1.2.6:

 

Рентабельность          прибыль до налогообложения

 инвестиций       =                                                           •  100              (1.2.6)


                                    Валюта              краткосрочные 

                                    баланса      -       обязательства

 

Любые расчеты нормы прибыли несут  в себе те или иные допущения и  условности. В идеале следует анализировать  все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности [10, 44].

 

 

2 Анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия ОАО 

«Сибур  – Волжский»

 

2.1 Анализ  финансового состояния предприятия  ОАО 

«Сибур - Волжский»

 

Волжский  завод синтетического волокна сдан в 1966 г. с пуском в работу потока по производству полиамидного корда. В 1968 г. пущена в эксплуатацию вторая очередь производства — мощности по производству полиамидного шелка. В 1975 г. введено в строй производство полиуретановой нити спандекс. В 1983 г. Волжский завод синтетического волокна преобразован в производственное объединение «Химволокно», на базе которого учреждено ОАО «Волжское Химволокно».

На  основании решения учредителя ОАО  «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания» (АК «Сибур») №1 от 25.09.2000г. образовано новое предприятие ОАО «Сибур-Волжский», присвоен регистрационный № АО-138.

Предприятие расположено в 8 км. От города Волжского. Общая площадь предприятия — 74,26 га, площадь под застройкой — 14,2 га. Производственные, вспомогательные и бытовые помещения расположены в 17 корпусах этажности от 1 до 6.

Среднесписочная численность работающих на 01.01.2000 г. составила 2302 человека.

В настоящее  время ОАО «Сибур - Волжский» производит следующие виды продукции:

- нити  полиамидные для кордной ткани  и изделий – 25,9 т.т/ в год;

- в  том числе кордной ткани 46 000 т. м2/ в год;

- нити  текстильные полиамидные комплексные,  используемые для изготовления текстильно-галантерейной продукции – 4,2 т.т./ в год;

- текстурированые  полиамидные нити, используемые  для производства колготок, чулочно-носочных изделий, трикотажа – 2,4 т.т/ в год;

- товары  народного потребления: веревки  хозяйственные, шнуры, тросы буксировочные.

Основными поставщиками сырья (капролактама), используемого  в производстве, являются отечественные производители:

- Тольяттинское  ЗАО «Куйбышевазот»;

- кемеровское  ОАО « Азот»;

- Щекинское  ОАО «Азот».

Снабжение предприятия ОАО «Сибур-Волжский»  электроэнергией, паром, горячей водой осуществляется от ТЭЦ- 1.

Потребность предприятия в азоте, воздухе  очищенном и технологическом, в хозпитьевой умягченной и технологической воде, обеспечивает азотно-кислородный завод.

Все виды стоков направляются на очистные сооружения азотно-кислородного завода.

Для контроля качеством за технологическими процессами на ОАО «Сибур Волжский» имеются  необходимые технические службы, за которыми закреплены функции контроля за безопасным ведением технологического процесса, выполнением операций, работ и т.д.

Служба  технического контроля обеспечивает проведение химических анализов, физико-химических испытаний и других исследований, обеспечивает контроль соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующими стандартами и ТУ.

В процессе функционирования организации величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее  представление о качественных изменениях в структуре средств и источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализов бухгалтерского баланса (приложение №1).

Таблица 2.1 – Вертикальный и горизонтальный анализ баланса ОАО «Сибур – Волжский»

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение (+,-)

руб.

в % к итогу

руб.

в % к итогу

руб.

в %

Актив

           

1.Основные средства

245200

27,32

389546

39,89

144346

58,87

2. Прочие внеоборотные активы

87324

9,73

79729

8,16

-7595

-8,7

3. Запасы и затраты

230747

25,71

214006

21,92

-16741

-7,26

4. Дебеторская задолженность

270868

30,18

179529

18,38

-91339

-33,72

5. Денежные средства и прочие  активы

63268

7,06

113810

11,65

50542

79,89

Баланс

897407

100

976620

100

79213

8,83

Пассив

           

6. Капитал и резервы

859994

95,83

860872

88,15

     -

     -

7. Долгосрочные кредиты и займы

4647

0,52

4424

0,45

-223

-4,8

8. Кредиторская задолженность

32766

3,65

111324

11,4

78558

239,75

Баланс

897407

100

976620

100

79213

8,83

Информация о работе Прибыль и рентабельность