Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:02, курсовая работа
Основной целью данной работы является раскрытие сущности безработицы, рассмотрение теоретического аспекта проблемы и методов регулирования безработицы.
Из цели вытекают следующие задачи: во-первых, дать определение понятию безработица; во-вторых, раскрыть основные понятия и характеристики безработицы; в-третьих, проанализировать меры регулирования занятости.
Введение 3
1 Безработица – сущность и виды 5
1.1 Понятие безработицы, её причины 5
1.2 Виды безработицы 6
1.3 Измерение безработицы 8
1.4 Социально-экономические последствия безработицы 10
2 Теоретические основы безработицы 11
2.1 Основные понятия и характеристики безработицы 11
2.2 Уровень безработицы 12
3 Методы регулирования безработицы 14
3.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости 14
3.2 Меры регулирования занятости 17
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Приложения
Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день5. В России в последнее время неполная занятость стала обычным явлением. По теории безработными их назвать нельзя, но в действительности их положение, по заработной плате и трудовой активности, можно назвать даже худшим, чем у официальных безработных. В условиях массового высвобождения работников, введения на ряде предприятий и организаций режимов неполной занятости, в 2009 году возросла востребованность государственных услуг (см. приложение В.). В органы службы занятости в субъектах РФ обратилось свыше 14 миллионов человек6.
Безработный, по определению Международной Организацией Труда (МОТ), относится человек, который: в данный момент не имеет работы, предпринимает активные и конкретные попытки найти работу и в настоящее время готов приступить к работе.
В реальной жизни безработица проявляется как уменьшение спроса на рабочую силу. По статистике, к безработным относятся лица, которые в момент опроса, находились в поисках работы в течение четырех недель и были зарегистрированы на бирже труда.
Продолжительность безработицы характеризует средняя длительность поиска работы лицами, которые имеют статус безработного на конец анализируемого периода. Временная продолжительность безработицы продолжается в течении четырех месяцев, если же человек не может найти работу боле года, тогда продолжительность безработицы переходит в хроническую.
2.2 Уровень безработицы
Одним из важных показателей экономического положения страны является уровень безработицы, хотя на него и нельзя полностью ориентироваться. Большие социальные и экономические издержки влечет за собой чрезмерная безработица. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономического активного населения7. Что можно записать по формуле: Уб = Кб х 100 /Кр, где Уб – уровень безработицы, Кб – количество безработных, Кр – количество работающих.
Естественным, или полным уровнем безработицы называют такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Это наивысший уровень занятости, соответствующий потенциальному ВНП8. Естественный уровень безработицы характеризируется стабильными темпами роста и умеренной инфляцией, поэтому дать конкретное определение довольно сложно. Такой уровень, в какой-то степени, представляет собой положительное явление. Ведь и «структурным» и «фрикционным» безработным необходимо определённое количество времени для нахождения подходящей вакансии, приобретения квалификации или переезда в другое место жительства. Если количество вакансий меньше, чем ищущих работу, то можно наблюдать дефицит спроса и циклическую безработицу. При нехватке рабочей силы естественный уровень безработицы понижается. Например, в США, из-за высокой мобильности рабочей силы спрос и предложение быстро приходят в соответствие, поэтому там уровень естественной безработицы гораздо выше, чем в других странах.
В нашей стране пытаются установить статистические данные по количеству работающих и безработных, проводя опрос, серди Российского населения (см. приложение В), но оценить точное положение дел на рынке труда сложно из-за многих факторов, например:
неполная занятость, по статистике эта категория людей считается работающей;
ложная информация, в том случае, если граждане утверждают, что они ищут работу, хотя в действительности это не так;
граждане, утратившие надежду на получение работы, не включаются в статистику безработных.
3.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
Одна из важных проблем в экономике - это социальные последствия безработицы. При проведении ряда исследований выяснилось, что существуют определенные проблемы, связанные с последствиями безработицы: эмоциональные, финансовые, социальные, семейные, медицинские и др. Однако почти не исследуют периоды, когда человек имел работу и после его увольнения. Поэтому имеет смысл задаться вопросом: отрицательные последствия возникли из-за безработицы или нет? Разные результаты исследований можно объяснить наличием некоторых факторов. Например, поддерживают ли безработного семья и друзья, есть ли в наличии накопления, чтобы пережить сложный период в семье, как долго длится безработица и т.д.
Как эмоциональные проблемы
при безработице можно
Можно предположить, что безработица воздействует отрицательно на тех людей, кого она косвенно или прямо затрагивает. Например, в семье, у супруга, наблюдается те же симптомы психического самочувствия, что и у безработного. У дети в семьях безработных также можно наблюдать отклонение в поведении, нарушение сна и другие заболевания. Вследствие чего могут ухудшиться семейные отношения (вплоть до развода), повыситься детская смертность, возникают конфликты между детьми и родителями.
По мнению ученых, несомненно, есть связь между насилием, убийствами, проституцией, заключением в тюрьму и безработицей. Около семидесяти процентов правонарушений совершили люди, не имеющие работы. Очень сильно безработица влияет и на финансовое положение в семье. Людям приходится опускаться на более низкий уровень жизни, продавать ценные вещи, как-то жить на сбережения, социальное пособие. Однако, несмотря на бедственное положение, безработные не торопятся к политической активности, возможно из-за боязни не найти новую работу.
В обществе, где нет полной занятости, невозможно полностью осветить все трудности, связанные с поиском работы. В государственных службах занятости регистрируется очень мало вакантных мест, по сравнению с желающими получить работу. Человек испытывает сильнейший стресс, в процессе поиска работы, при получении отказа в трудоустройстве или невозможностью четко представить, где найти работу. Работающим гораздо проще узнать о наличии вакантных мест, которых не заявили в центр занятости.
Так же растёт число безработных, которые не обращаются в службу занятости и официально нигде не зарегистрированы. Возможно, они находят какие-то другие источники существования, которые не учтены статистикой. По мнению опрошенного населения, безработный в первую очередь может рассчитывать только на себя. Поэтому можно понять, что люди в основном проявляют в поисках работы собственную инициативу и выходят из неблагополучной ситуации самостоятельно, не ожидая сторонней помощи.
В приложении Г приведена таблица уровня безработицы по образованию.
До конца еще не поняты отрицательные последствия безработицы, хотя уже отмечено, что увеличивается потребность в программах социальной помощи, повышается нужда в больницах, в том числе психиатрических. Одновременно можно отметить, что с ростом безработицы снижается поступление налоговых выплат в местный бюджет.
Тем не менее, можно отметить и ряд позитивных последствий безработицы:
формирование «резерва»
снижается предполагаемый уровень
инфляции при сдерживании требований
профсоюза о повышении
улучшается трудовая дисциплина, ответственность работающих, так как опасение потерять работу выступают в качестве стимула к более добросовестному труду.
Одним из важнейших направлений в экономической и социальной политике страны явятся управление занятостью. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами. Непосредственно управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости9.
Можно выделить два типа политики занятости: активную и пассивную. В первом случае государство стремится обеспечить безработным помощь в трудоустройстве и выплате пособий, работающим обеспечить сохранение рабочих мест, а работодателям помогает поддерживать спрос на продукцию. При активной политике занятости подразумевается, что человек самостоятельно стремиться сохранить свою занятость, чувствуя свою ответственность за материальное благополучие семьи, а при потере занятости находится в активном поиске работы. Однако можно предположить, что это деление достаточно условно. Во многих странах пробуют проводить активную политику, помогая в трудоустройстве, стимулируя к участию в создании общественных продуктов.
Активная политика занятости может
проявляться в следующих
помощь в трудоустройстве
организовываются общественные работы;
оказывается содействие в предпринимательстве и самозанятости;
оказывается содействие в профессиональной переподготовке;
оказывается помощь в трудоустройстве.
Рассматриваемые выше направления активной политики занятости на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2,5 тысяч центров занятости, в которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников. В 1991 – 1997 годах при содействии службы занятости было трудоустроено около семи миллионов человек.
3.2 Меры регулирования занятости
Государство играет важную роль в
обеспечении занятости
пособие по безработице;
принимаются программы по социальному страхованию безработицы (выделятся средства на пособия для безработных);
создаются программы по содействию найма рабочей силы;
проводится подготовка и переподготовка рабочей силы.
Государство при этом ставит перед собой цель в обеспечении полной занятости, создание «гибкого» рынка труда.
В развитых странах в первую очередь проводится активная политика занятости. К основным мерам в области этой политики можно отнести инвестирование в экономику, что создаёт условия для создания новых рабочих мест; переквалификацию и переобучение безработных; развитие служб занятости; предоставление информации о наличии вакантных мест; оказывается содействие в малом бизнесе; стимулирование налоговыми и законодательными мерами; содействие в перемене места жительства для получения работы; международное сотрудничество; создание рабочих мест в государственном секторе.
Перечисленные выше меры не исчерпывают всё воздействие государства на рынок труда. Вместе с ними можно упомянуть косвенное регулирование рынка рабочей силы, это налоговая, амортизационная и денежно-кредитная политика правительства. Также значимое влияние на рынок труда оказывает законодательство в области гражданских прав, трудовых отношений, социальных обеспечений и т.д.
Уровень безработицы выступает как один из важнейших индикаторов демографической и социальной безопасности. С одной стороны, может показаться, что отмена обязательного трудоустройства и возможность для населения свободно выбирать работать или нет, является в какой-то степени прогрессом, однако правовая незащищённость работников, снижение жизненного уровня основной массы населения за последние годы свидетельствует о том, что люди в основном больше потеряли, чем приобрели. Вследствие чего государству следовало бы активнее реагировать на все изменения в экономике, которые можно наблюдать в нашей стране. Очевидно, что, не решив проблему безработицы, невозможно наладить эффективно экономическую деятельность.
Ели рассматривать экономические издержки безработицы, то можно выделить отставание объёмов ВНП, что выражается в услугах, товарах которые общество может потерять, находясь в вынужденном простое.
Кроме экономических последствий, безработица негативно влияет и на социальную сферу общества. Она проявляется в виде политических потрясений, беспорядков. Так же она является причиной потери жизненного интереса, общественных ценностей, оказывает отрицательное влияние и на социальный и моральный климат.
На рынке труда в России сложилась довольно сложная ситуация. Увеличились масштабы скрытой безработицы, спрос на рабочие места заметно уменьшился. В России в основном безработицу определят по показателям государственной службы занятости, что приводит к значительной недооценке в сложившийся ситуации, так как из-за низкого пособия, люди не всегда регистрируются в центрах занятости населения. В западных же странах наоборот выплачивают щедрое социальное пособие, что понижает стимул к поиску работы, увеличивая длительность безработицы.
Можно предположить, чем более кратковременной будет проблема занятости, тем действенней можно использовать прямое административное воздействие. Так как приоритетным вопросом в Российской экономике является решение вопроса по урегулированию экономических отношений занятости, то при разработке концепции регулирования нужно учитывать меры по снижению безработицы. Они могут в себя включать: макроэкономическое (создание благоприятных условий для малого бизнеса, приватизация, структурная и инвестиционная политика); активизация действий кадровых служб на предприятиях для их сотрудничества с центрами занятости; урегулирование занятости при помощи общественных организаций.
Для регулирования занятости нужно повысить экономическую и социальную эффективность за счёт изменения ее форм, структуры, создать условия развития человеческого капитала, усовершенствовать экономические отношения занятости. Для чего нужно понизить уровень избыточной занятости в организациях, освобождаемых работников перераспределять в другие отрасли. Чтобы более эффективно проводились подобные мероприятия нужно, чтобы центры занятости населения активно взаимодействовали с отделами кадров предприятий. Хотя в настоящее время такое взаимодействие и имеет место, но оно существует в виде каких-то разовых или единовременных мероприятиях, проводящихся по инициативе центров занятости. Поэтому желательно создавать активные кадровые службы на предприятиях, с внесением изменений в их должностные инструкции, и если это потребуется, то проводить их переподготовку или обучение.
Очевидно, что государство должно проявлять свою заботу в важнейшем аспекте регулирования рынка труда для достижения в стране полной и наиболее эффективной занятости, для изменения структуры производства, для построения более эффективной социальной политики, для совершенствования рынка труда относительно новых условий развития рыночной экономики.