Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является раскрытие сущности безработицы, рассмотрение теоретического аспекта проблемы и методов регулирования безработицы.
Из цели вытекают следующие задачи: во-первых, дать определение понятию безработица; во-вторых, раскрыть основные понятия и характеристики безработицы; в-третьих, проанализировать меры регулирования занятости.

Содержание работы

Введение 3
1 Безработица – сущность и виды 5
1.1 Понятие безработицы, её причины 5
1.2 Виды безработицы 6
1.3 Измерение безработицы 8
1.4 Социально-экономические последствия безработицы 10
2 Теоретические основы безработицы 11
2.1 Основные понятия и характеристики безработицы 11
2.2 Уровень безработицы 12
3 Методы регулирования безработицы 14
3.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости 14
3.2 Меры регулирования занятости 17
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает  лишь часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день5. В России в последнее время неполная занятость стала обычным явлением. По теории безработными их назвать нельзя, но в действительности их положение, по заработной плате и трудовой активности, можно назвать даже худшим, чем у официальных безработных. В условиях массового высвобождения работников, введения на ряде предприятий и организаций режимов неполной занятости, в 2009 году возросла востребованность государственных услуг (см. приложение В.). В органы службы занятости в субъектах РФ обратилось свыше 14 миллионов человек6.

 

Безработный, по определению Международной Организацией Труда (МОТ), относится человек, который: в данный момент не имеет работы, предпринимает активные и конкретные попытки найти работу и в настоящее время готов приступить к работе.

В реальной жизни безработица проявляется  как уменьшение спроса на рабочую силу. По статистике, к безработным относятся лица, которые в момент опроса, находились в поисках работы в течение четырех недель и были зарегистрированы на бирже труда.

Продолжительность безработицы характеризует средняя длительность поиска работы лицами, которые имеют статус безработного на конец анализируемого периода. Временная продолжительность безработицы продолжается в течении четырех месяцев, если же человек не может найти работу боле года, тогда продолжительность безработицы переходит в хроническую.

 

2.2 Уровень безработицы

 

Одним из важных показателей экономического положения страны является уровень безработицы, хотя на него и нельзя полностью ориентироваться. Большие социальные и экономические издержки влечет за собой чрезмерная безработица. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономического активного населения7. Что можно записать по формуле: Уб = Кб х 100 /Кр, где Уб – уровень безработицы, Кб – количество безработных, Кр – количество работающих.

Естественным, или полным уровнем безработицы называют такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Это наивысший уровень занятости, соответствующий потенциальному ВНП8. Естественный уровень безработицы характеризируется стабильными темпами роста и умеренной инфляцией, поэтому дать конкретное определение довольно сложно. Такой уровень, в какой-то степени, представляет собой положительное явление. Ведь и «структурным» и «фрикционным» безработным необходимо определённое количество времени для нахождения подходящей вакансии, приобретения квалификации или переезда в другое место жительства. Если количество вакансий меньше, чем ищущих работу, то можно наблюдать дефицит спроса и циклическую безработицу. При нехватке рабочей силы естественный уровень безработицы понижается.  Например, в США, из-за высокой мобильности рабочей силы спрос и предложение быстро приходят в соответствие, поэтому там уровень естественной безработицы гораздо выше, чем в других странах.

В нашей стране пытаются установить статистические данные по количеству работающих и безработных, проводя  опрос, серди Российского населения (см. приложение В), но оценить точное положение дел на рынке труда сложно из-за многих факторов, например:

неполная занятость, по статистике эта категория людей считается работающей;

ложная информация, в том случае, если граждане утверждают, что они  ищут работу, хотя в действительности это не так;

граждане, утратившие надежду на получение работы, не включаются в статистику безработных.

3 Методы регулирования безработицы

 

3.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости

 

Одна из важных проблем в экономике  - это социальные последствия безработицы. При проведении ряда исследований выяснилось, что существуют определенные проблемы, связанные с последствиями безработицы: эмоциональные, финансовые, социальные, семейные, медицинские и др. Однако почти не исследуют периоды, когда человек имел работу и после его увольнения. Поэтому имеет смысл задаться вопросом: отрицательные последствия возникли из-за безработицы или нет?  Разные результаты исследований можно объяснить наличием некоторых факторов. Например, поддерживают ли безработного семья и друзья, есть ли в наличии накопления, чтобы пережить сложный период в семье, как долго длится безработица и т.д.

 Как эмоциональные проблемы  при безработице можно выделить  депрессию, низкую самооценку  и даже возможность самоубийства  или лечения в психиатрической  клинике. Безработица может повлиять  также и на ухудшение здоровья человека, вызванное стрессом. Отмечают такие заболевание как алкоголизм, гипертонию, болезни сердца и почек. Так как стресс, вызванный безработицей, может уменьшить продолжительность жизни, то можно сказать,  что последствия безработицы могут увеличить уровень смертности.

Можно предположить, что безработица  воздействует отрицательно на тех людей, кого она косвенно или прямо затрагивает. Например, в семье, у супруга, наблюдается  те же симптомы психического самочувствия, что и у безработного.  У дети в семьях безработных также можно наблюдать отклонение в поведении, нарушение сна и другие заболевания. Вследствие чего могут ухудшиться семейные отношения (вплоть до развода), повыситься детская смертность, возникают конфликты между детьми и родителями.

По мнению ученых, несомненно, есть связь между насилием, убийствами, проституцией, заключением в тюрьму и безработицей. Около семидесяти процентов правонарушений совершили люди, не имеющие работы. Очень сильно безработица влияет и на финансовое положение в семье. Людям приходится опускаться на более низкий уровень жизни, продавать ценные вещи, как-то жить на сбережения, социальное пособие. Однако, несмотря на бедственное положение, безработные не торопятся к политической активности, возможно из-за боязни не найти новую работу.

В обществе, где нет полной занятости, невозможно полностью осветить все  трудности, связанные с поиском  работы. В государственных службах  занятости  регистрируется очень мало вакантных мест, по сравнению с желающими получить работу. Человек испытывает сильнейший стресс, в процессе поиска работы, при получении отказа в трудоустройстве или невозможностью четко представить, где найти работу. Работающим гораздо проще узнать о наличии вакантных мест, которых не заявили в центр занятости.

Так же растёт число безработных, которые  не обращаются в службу занятости  и официально нигде не зарегистрированы. Возможно, они находят какие-то другие источники существования, которые  не учтены статистикой. По мнению опрошенного  населения, безработный в первую очередь может рассчитывать только на себя. Поэтому можно понять, что люди в основном проявляют в поисках работы собственную инициативу и выходят из неблагополучной ситуации самостоятельно, не ожидая сторонней помощи.

В приложении Г приведена таблица уровня безработицы по образованию.

До конца еще не поняты отрицательные  последствия безработицы, хотя уже  отмечено, что увеличивается потребность  в программах социальной помощи, повышается нужда в больницах, в том числе психиатрических. Одновременно можно отметить, что с ростом безработицы снижается поступление налоговых выплат в местный бюджет.

Тем не менее, можно отметить и ряд позитивных последствий безработицы:

формирование «резерва» рабочей  силы, им можно воспользоваться при  расширении производства;

снижается предполагаемый уровень  инфляции при сдерживании требований профсоюза о повышении заработной платы;

улучшается трудовая дисциплина, ответственность  работающих, так как опасение потерять работу выступают в качестве стимула  к более добросовестному труду.

Одним из важнейших направлений  в экономической и социальной  политике страны явятся управление занятостью. Эта политика осуществляется Министерством  экономики, Министерством труда  и социального развития, Федеральной  службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами. Непосредственно управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости9.

Можно выделить два типа политики занятости: активную и пассивную. В  первом случае государство стремится обеспечить безработным помощь в трудоустройстве и выплате пособий, работающим обеспечить сохранение рабочих мест, а работодателям помогает поддерживать спрос на продукцию. При активной политике занятости подразумевается, что человек самостоятельно стремиться сохранить свою занятость, чувствуя свою ответственность за материальное благополучие семьи, а при потере занятости находится в активном поиске работы. Однако можно предположить, что это деление достаточно условно. Во многих странах пробуют проводить активную политику, помогая в трудоустройстве, стимулируя к участию в создании общественных продуктов.

Активная политика занятости может  проявляться в следующих направлениях:

помощь в трудоустройстве людям, находящимся в сложной жизненной  ситуации (инвалидам, молодёжи, пожилым людям);

организовываются общественные работы;

оказывается содействие в предпринимательстве  и самозанятости;

оказывается содействие в профессиональной переподготовке;

оказывается помощь в трудоустройстве.

Рассматриваемые выше направления активной политики занятости на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2,5 тысяч центров занятости, в которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников. В 1991 – 1997 годах при содействии службы занятости было трудоустроено около семи миллионов человек.

 

3.2 Меры регулирования занятости

 

Государство играет важную роль в  обеспечении занятости населения. В основном выделяется несколько  направлений регулирования рынка труда государством:

пособие по безработице;

принимаются программы по социальному  страхованию безработицы (выделятся  средства на пособия для безработных);

создаются программы по содействию найма рабочей силы;

проводится подготовка и переподготовка рабочей силы.

Государство при этом ставит перед  собой цель в обеспечении полной занятости, создание «гибкого» рынка  труда.

В развитых странах в первую очередь  проводится активная политика занятости. К основным мерам в области  этой политики можно отнести инвестирование в экономику, что создаёт условия для создания новых рабочих мест; переквалификацию и переобучение безработных; развитие служб занятости; предоставление информации о наличии вакантных мест; оказывается содействие в малом бизнесе; стимулирование налоговыми и законодательными мерами; содействие в перемене места жительства для получения работы; международное сотрудничество; создание рабочих мест в государственном секторе.

Перечисленные выше меры не исчерпывают  всё воздействие  государства  на рынок труда. Вместе с ними можно упомянуть косвенное регулирование рынка рабочей силы, это налоговая, амортизационная и денежно-кредитная политика правительства. Также значимое влияние на рынок труда оказывает законодательство в области гражданских прав, трудовых отношений, социальных обеспечений и т.д.

Заключение

Уровень безработицы выступает  как один из важнейших индикаторов  демографической и социальной безопасности. С одной стороны, может показаться, что отмена обязательного трудоустройства и возможность для населения свободно выбирать работать или нет, является в какой-то степени прогрессом, однако правовая незащищённость работников, снижение жизненного уровня основной массы населения за последние годы свидетельствует о том, что люди в основном больше потеряли, чем приобрели. Вследствие чего государству следовало бы активнее реагировать на все изменения в экономике, которые можно наблюдать в нашей стране. Очевидно, что, не решив проблему безработицы,  невозможно наладить эффективно экономическую деятельность.

Ели рассматривать экономические издержки безработицы, то можно выделить отставание объёмов ВНП, что выражается в услугах, товарах которые общество может потерять, находясь в вынужденном простое.

Кроме экономических последствий, безработица негативно влияет и  на социальную сферу общества. Она проявляется в виде  политических потрясений, беспорядков. Так же она является причиной потери жизненного интереса, общественных ценностей, оказывает отрицательное влияние и на социальный и моральный климат.

На рынке труда в России сложилась довольно сложная ситуация. Увеличились масштабы скрытой безработицы, спрос на рабочие места заметно уменьшился. В России в основном безработицу определят по показателям  государственной службы занятости, что приводит к значительной недооценке в сложившийся ситуации, так как из-за низкого пособия, люди не всегда регистрируются в центрах занятости населения. В западных же странах наоборот выплачивают щедрое социальное пособие, что понижает стимул к поиску работы, увеличивая длительность безработицы.

Можно предположить, чем более кратковременной  будет проблема занятости, тем действенней  можно использовать прямое административное воздействие. Так как приоритетным вопросом в Российской экономике является решение вопроса по урегулированию экономических отношений занятости, то при разработке концепции регулирования нужно учитывать меры по снижению безработицы. Они могут в себя включать: макроэкономическое (создание благоприятных условий для малого бизнеса, приватизация, структурная и инвестиционная политика); активизация действий кадровых служб на предприятиях для их сотрудничества с центрами занятости; урегулирование  занятости при помощи общественных организаций.

Для регулирования занятости нужно  повысить экономическую и социальную эффективность за счёт изменения ее форм, структуры, создать условия развития человеческого капитала, усовершенствовать экономические отношения занятости. Для чего нужно понизить уровень избыточной занятости в организациях, освобождаемых работников перераспределять в другие отрасли. Чтобы более эффективно проводились подобные мероприятия  нужно, чтобы центры занятости населения активно взаимодействовали с отделами кадров предприятий. Хотя в настоящее время такое взаимодействие и имеет место, но оно существует в виде каких-то разовых или единовременных мероприятиях, проводящихся по инициативе центров занятости. Поэтому желательно создавать активные кадровые службы на предприятиях, с внесением изменений в их должностные инструкции, и если это потребуется, то проводить их переподготовку или обучение.

Очевидно, что государство должно проявлять свою заботу в  важнейшем аспекте регулирования рынка труда для достижения в стране полной и наиболее эффективной занятости, для изменения структуры производства, для построения более эффективной социальной политики, для совершенствования рынка труда относительно новых условий развития рыночной экономики.

Информация о работе Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы