Причины глобальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:21, доклад

Описание работы

Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека.
Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20.

Файлы: 1 файл

Причины глобальных проблем.docx

— 18.43 Кб (Скачать файл)

 

 Причины глобальных проблем. 
Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека. 
 
Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо. 
 
Особое место в обострении глобальных проблем занимает НТП. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизации отходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер. 
 
Научно-технический прогресс способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др. 
 
Глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.

 

 

 

Марксистские ученые в  качестве основной причины появления  глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, то их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей  к природе и друг другу.

Есть и такая точка  зрения, которая связывает причину  появления глобальных проблем в  современной человеческой истории  с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколении, поскольку  во многом не являются компетентными  в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим и  для себя. По мнению сторонников  этой точки зрения, постановка любой  великой цели (решение глобальных проблем — одна из. таких целей), может стать условием постоянно  осуществляемой перманентной борьбы с  указанными пороками современного человечества.

Все названные здесь причины, объясняющие появление глобальных проблем, конечно, могут быть признаны состоятельными, если они, как и сами эти проблемы, тоже будут рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. Человечество, каждая его часть, прокладывает себе путь, стремясь успеть в следовании все ускоряющемуся ходу технологического прогресса в мире. Люди рассчитывают только на некий сиюминутный, определяемый своими возможностями результат, и мало заботятся о согласованных сегодняшних действиях в отношении будущего.

Именно поэтому, на наш  взгляд, пока еще рано гово-

238

рить о прямой взаимосвязи  человечества в обеспечении решения  общечеловеческих задач В лучшем случае можно говорить лишь о процессе создания национальных программ исследования и решения глобальных проблем  и, отчасти может быть, об углублении международных связей в анализе  последних Вместе с тем, развитие современного мира настоятельно требует  не только пристального внимания к  глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но и своевременного практического решения.

Подчеркивая эту задачу, мы далеки от того, чтобы ратовать за возобладание в массовом сознании людей  всего мира неких идей катастрофизма  — состояний безудержной тревоги, страха за сегодняшнюю и будущую  свою жизнь. Понятно, что такое сознание выбивало бы людей из привычных условий  их жизни. Кроме того, такой алармизм — тревожность — отнюдь не способствовал  бы мобилизации людей в решении  глобальных проблем, скорее наоборот, это вело бы к нарастанию обстановки массовой истерии В то же время, опасен своего рода бездеятельный оптимизм в отношении глобальных проблем, безответственная надежда, на то, что  все как-либо само собой устроится. Необходим, если так можно выразиться, конструктивный алармизм — ощущение и осознание тревоги у людей  за свое будущее, что должно получить свое выражение в последовательной и всесторонней программе немедленных  практических действий всего человечества.

Сегодняшние глобальные проблемы существенно меняют взгляд на происходящие эволюционные процессы в мире. Эволюция преобразует человека, но и человек  воздействует, влияет на эволюцию, меняя  характер и способ ее протекания. Более  того, теперь уже можно сказать, что  ответственность за эволюцию мира во многом лежит на самом человеке, и люди не могут не принять ее груз на свои плечи Сами глобальные проблемы не могут быть рассмотрены  в рамках какой-либо одной единственной, даже специализированной, области знаний. Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях  ее анализа и решения в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение глобальных проблем в социосфере можнопроанализи ровать и последовательно решать практически на различных уровнях: на уровне индивидуальных человеческих су-

239

ществ, на уровне технологии и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т  п), на уровне определенного социального  организма (определенной отдельной местности, страны, региона) и социетальном уровне (человечества) в целом Усилия человечества только тогда будут эффективны, когда ни один из уровней не будет пропущен и всем им будет уделено должное внимание.

Общие подходы в анализе  и решении глобальных проблем  отнюдь не исключают различие вариантов  конкретных путей и способов их решения.

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутаяРимским клубом — представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран Эта организация возникла в конце 60-х годов, и сразу же завоевала всеобщее признание. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908—1984 гг.). В своей известной книге "Человеческие качества" А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек  тысячами нитей связан с другими  людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости Данную мысль подчеркнем особо, ибо как  бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие  бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды  со стороны соседних стран. Чернобыльская  авария — убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о  том, что конечность размеров планеты  с необходимостью предполагает и  пределы человеческой экспансии  в отношении природы Такой  вывод шел вразрез с превалирующей  в мировой культуре ориентацией  на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления чело-

240

века в его отношении  к природе В результате складывался  новый тип ценностного отношения  человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с  его возвышения над средой в принцип  гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно  обоснована А. Печчеи на основе анализа  внешних и внутренних пределов роста  человеческой экспансии на природу.

По мнению А. Печчеи, внешними пределами этой экспансии являются физические — невозобновляемые природные  ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические  — отбросы, отрава, мусор, биологические  — нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии  выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки  зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому  росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным  образом, культурной. Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, — пишет А. Печчеи, —  и приобретая уже возможность  оказывать решающее воздействие  на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает  еще тех пределов, в которых  эта его активная деятельность может  представлять опасность для собственных  биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете  в целом. Это представляет грубейший  просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые  его комментаторы) рост промышленного  развития стран, особенно тех, которые  значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять циви-

240


Информация о работе Причины глобальных проблем