Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:21, доклад
Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека.
Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20.
Причины глобальных проблем.
Поскольку глобальные проблемы – результат
качественных изменений в развитии производительных
сил в сфере экономики, политики, культуры
и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь
какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые
формы их проявления, обусловленные экономической
деятельность человека.
Важнейшей причиной, которая привела человечество
к глобальным противоречиям, является
в первую очередь накопление громадной
производственной мощности. Оно оказывало
давление на природу, способствовало истощению
ее ресурсов. С начала века население Земли
возросло в 3 раза, а объем хозяйственной
деятельности – в 20. Переход к постиндустриализму
изменил целевые установки общественного
производства. Погоня за максимальной
выгодой, переход к интенсивному развитию
производства сопровождались структурными
кризисами, неравномерностью развития,
ростом конфликтности. Этому способствовал
и скачок в военном деле, который поставил
под угрозу самого человека как биологическое
существо.
Особое место в обострении глобальных
проблем занимает НТП. Масштабы его воздействия
на окружающую среду не имеют подобия
в истории развития человечества. Природная
среда насыщается не только отходами производства,
но и совершенно новыми веществами производственной
деятельности, которые не разлагаются
под воздействием естественных процессов.
Проблема загрязнения окружающей среды
и утилизации отходов (особенно радиоактивных)
приобрела планетарный характер.
Научно-технический прогресс способствовал
возникновению и ряда других проблем,
затрагивающих интересы всей цивилизации:
обуздания гонки вооружения, освоение
космоса и Мирового океана и др.
Глобальные проблемы составляют особый
ряд социальных процессов и явлений в
современном мире, которые отличаются
общепланетарным по своим масштабам и
значению характером, связаны с жизненными
интересами народов всех стран независимо
от их социального строя, уровня экономического
развития и географического положения.
Марксистские ученые в качестве основной причины появления глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, то их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей к природе и друг другу.
Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления глобальных проблем в современной человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколении, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим и для себя. По мнению сторонников этой точки зрения, постановка любой великой цели (решение глобальных проблем — одна из. таких целей), может стать условием постоянно осуществляемой перманентной борьбы с указанными пороками современного человечества.
Все названные здесь причины,
объясняющие появление
Именно поэтому, на наш взгляд, пока еще рано гово-
238
рить о прямой взаимосвязи человечества в обеспечении решения общечеловеческих задач В лучшем случае можно говорить лишь о процессе создания национальных программ исследования и решения глобальных проблем и, отчасти может быть, об углублении международных связей в анализе последних Вместе с тем, развитие современного мира настоятельно требует не только пристального внимания к глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но и своевременного практического решения.
Подчеркивая эту задачу,
мы далеки от того, чтобы ратовать за
возобладание в массовом сознании людей
всего мира неких идей катастрофизма
— состояний безудержной
Сегодняшние глобальные проблемы существенно меняют взгляд на происходящие эволюционные процессы в мире. Эволюция преобразует человека, но и человек воздействует, влияет на эволюцию, меняя характер и способ ее протекания. Более того, теперь уже можно сказать, что ответственность за эволюцию мира во многом лежит на самом человеке, и люди не могут не принять ее груз на свои плечи Сами глобальные проблемы не могут быть рассмотрены в рамках какой-либо одной единственной, даже специализированной, области знаний. Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях ее анализа и решения в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение глобальных проблем в социосфере можнопроанализи ровать и последовательно решать практически на различных уровнях: на уровне индивидуальных человеческих су-
239
ществ, на уровне технологии и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т п), на уровне определенного социального организма (определенной отдельной местности, страны, региона) и социетальном уровне (человечества) в целом Усилия человечества только тогда будут эффективны, когда ни один из уровней не будет пропущен и всем им будет уделено должное внимание.
Общие подходы в анализе и решении глобальных проблем отнюдь не исключают различие вариантов конкретных путей и способов их решения.
Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутаяРимским клубом — представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран Эта организация возникла в конце 60-х годов, и сразу же завоевала всеобщее признание. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908—1984 гг.). В своей известной книге "Человеческие качества" А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.
А. Печчеи отмечает, что человек
тысячами нитей связан с другими
людьми, его настоящее предопределяет
будущее, нет и не может существовать
экологической независимости
А. Печчеи делает вывод о
том, что конечность размеров планеты
с необходимостью предполагает и
пределы человеческой экспансии
в отношении природы Такой
вывод шел вразрез с
240
века в его отношении
к природе В результате складывался
новый тип ценностного
Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу.
По мнению А. Печчеи, внешними
пределами этой экспансии являются
физические — невозобновляемые природные
ресурсы геологические запасы минерального
сырья воздух, вода, экологические
— отбросы, отрава, мусор, биологические
— нарушение естественного
240