Причины и последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
выявить социально-экономические последствия безработицы;
проанализировать состояние в сфере занятости России;
определить направления политики эффективной занятости в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы 5
1.1Сущность, основные формы и причины безработицы 5
1.2 Понятие Занятости. Естественный уровень безработицы 8
Глава 2. Последствия безработицы и регулирование занятости государством 13
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 13
2.2 Государственное регулирование занятости. Биржи труда 15
2.3 Направления государственной политики занятости в РФ 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Контрольная экономика Сидорова.docx

— 50.91 Кб (Скачать файл)

Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

Маятниковая занятость — это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость  — это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха.

В последние годы появились  такие формы занятости, как частичная и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относится широкий набор форм трудоустройства, отличающихся от стандартной полной занятости. Работа на дому, временная работа являются наиболее распространенными формами нетипичной занятости лиц наемного труда.

К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими вилами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.

Основным механизмом, регулирующим занятость, является рынок труда, на котором наёмные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за неё.

Полная занятость –  это состояние, при котором совокупная занятость является неэластичной, то есть не реагирует на увеличение эффективного спроса. Теоретически и практически  наличие свободной рабочей силы на рынке труда является необходимым  условием расширения и развития производства, предъявляющего дополнительный спрос  на рабочую силу. Экономика не может  функционировать при 100 процентном использовании ресурсов, и в первую очередь, труда. Она должна располагать  резервами капитала, труда, земли. Имея резерв, общество способно к манёвру, решению вновь возникающих проблем. Достижение полной занятости не означает, что все трудоспособные члены  общества имеют хорошо оплачиваемую работу.

Считается, что полная занятость достигается, когда могут найти работу все те, кто расположены работать в экономических и других условиях, существующих на рынке труда. под полной занятостью понимается не 100%-ная занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.

Концепцию естественного уровня (нормы) безработицы обосновал М. Фридман. Она представляет собой устойчивый на протяжении длительного периода уровень фрикционной и структурной безработицы при отсутствии циклической, или, иначе говоря, равновесное состояние рынка труда, когда количество ищущих работу совпадает с количеством вакансий.

Объединение в одну категорию  фрикционной и структурной безработицы  здесь объясняется тем, что обе  они не зависят от таких макроэкономических факторов, как платежеспособный спрос, объем производства, инфляция, ставка процента, а представляют собой объективные  процессы, отражающие структурные диспропорции на рынке труда. Поэтому естественная безработица характеризует наилучший  для экономики запас рабочей  силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебаний.

Естественный уровень  безработицы соответствует потенциальному ВНП — максимально возможному реальному объему валового национального  продукта в условиях полной занятости  всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса  труда.

Итак, любая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо повышению  уровня трудоустройства.

 

Глава 2. Последствия безработицы  и регулирование занятости государством

2.1 Социально-экономические  последствия безработицы

 

Суждения о социально-экономических  последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства: сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный  негативный экономический эффект —  недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимость между  уровнем безработицы и объемом  ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX века.

По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

На основе эмпирических исследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровня безработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижение реального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентных пункта.

Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет  к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия  по безработице. Как следствие, сокращаются  потребительский спрос и уровень  сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада.

Хочется отметить, что социально-экономические  последствия безработицы - это самая  животрепещущая проблема. К экономическим  последствиям роста безработицы  следует отнести изменение требований к нанимаемым работникам, структурные  сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий  роста безработицы характерным  является утрата работниками квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также это депрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.

Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное  стрессами (в частности, болезни  сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность  жизни и, следовательно, повысить уровень  смертности.

Существует связь между  ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской  смертностью, жестким обращением с  детьми, разводом, конфликтами между  родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. По всей вероятности, безработица оказывает  отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную  связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что  до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы  на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем  жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о  банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных  к своему бедственному положению  как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в  боязни идти вразрез с общепринятыми  нормами поведения, опасением поставить  под угрозу свои шансы снова найти  работу.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.

2.2 Государственное  регулирование занятости. Биржи  труда

 

В правовом государстве действует  система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются  для обеспечения экономической  безопасности трудящихся. Первым элементом  такой системы является регулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.

Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой тип  безработицы имеется в виду. Так  как безработица в современной  экономике вызвана не только несовершенством  рынка труда, но и макроэкономическими  факторами, государство должно разрабатывать  комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством  увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного  спроса и занятости.

Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке  труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы. Создание специальных  государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся вакансиях.

б) Субсидирование образования  путём проведения государственных  программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права  быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти  работу по причине отсутствия необходимой  квалификации.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для  фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных  «бизнес-инкубаторов»).

Информационная и организационная  помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные  названные выше меры – прежде всего  на борьбу со структурной безработицей. Вместе с тем субсидии занятости  и общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической  компоненты – в этом случае они  используются не для узких целевых  групп населения, а для всех, кто  ищет работу.

Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь  войти в состав рабочей силы. Найти  работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей  семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.

Кроме того, государство  всегда помогает безработным с помощью  пассивных мер. К ним относятся:

а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий  на содержание семьи. По закону о занятости  в РФ, пособие безработным в  течение первых трёх месяцев выплачивается  в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё  полгода – в размере 45%. Если же человек не работал больше года или  не работал вовсе, пособие назначается  в размере минимальной заработной платы.

б) Досрочные пенсии, которые  позволяют сократить численность  экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.

Информация о работе Причины и последствия безработицы