Причины и последствия коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему для курсовой работы, так как считаю, что коррупция является одной из самых глобальных и важных проблем не только для России, но и для всего мира. При изыскании причин коррупции возникает та же проблема, что и при определении коррупции. Если бы знать точно, какие явления связаны с коррупцией, то бороться с коррупцией было бы очень легко. Неверно искать причины коррупции лишь в теневых сторонах человеческой сути – корыстность, зависть и т.д. В этом случае было бы достаточно заменить корыстного чиновника на честного, однако все не так просто. Коррупция – это системное явление, которое связано как с культурой, так и со структурой организации, доходом, культурой управления, экономическим развитием, бедностью, общими ценностными оценками в обществе, гибкостью законов и их эффективностью, деятельностью судов и следственных учреждений, механизмом контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН 4
1.1 Значение понятия коррупции 4
1.2 Виды и формы коррупции 5
Глава 2. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 8
1.1 Причины коррупции 8
1.2 Последствия коррупции 10
1.3 Борьба с коррупцией 13
ГЛАВА 3. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ 16
1.1Коррупция в России 16
1.2Борьба коррупции в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Причины и последствия коррупции.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

        В качестве взятки рассматривается как денежное, так и прочее благо (подарки, обучающие поездки, льготы и пр.), которые должностное лицо получает за нарушение своих служебных обязанностей. Разница между подношением и взяткой состоит в том, что в случае подношения должностное лицо, получившее угоду, совершает такое деяние (или не совершает его), которое разрешено законом, а в случае взятки совершает незаконное деяние. Взятка/подношение дается как для того, чтобы ускорить определенные процессы, так и для того, чтобы получить информацию, услугу, которые в противном случае остались бы

недоступными, или для того, чтобы предотвратить последствия какого-либо деяния (например, утрату прав).

        Конечно, сюда можно отнести и банальную дачу взятки сотруднику ГАИ, или сотруднику милиции, или дачу взятки для быстрого получения справки, квитанции, и более серьезные взятки - при поступлении ВУЗ, при отсрочке от армии. На мой взгляд, хотя такая форма взятки и не является страшным злом, но в ней все же кроется некая угроза: человек привыкает к взяточничеству, а, значит, если он смог дать 100 рублей, то потом сможет сделать и более крупное подношение. Конечно, здесь виноваты не только, да и не совсем граждане, здесь виновата система, допускающая подобную ситуацию.

        Низовая коррупция может проявляться в следующих сферах жизни и коммерческой деятельности людей: в первую очередь, это жилищно-коммунальной сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

        Правоохранительные органы, и прежде всего милиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Как уже упоминалось, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

        Кроме всего перечисленного, сюда можно отнести и такую форму низовой коррупции, как непотизм, то есть коррупционные действия, связанные с приемом на руководящие посты в крупные фирмы близких или свойственников. Сюда же можно отнести более серьезный вид коррупции-отмывание денег, при котором гигантские суммы переводятся на счета иностранных банков с целью укрытия от налогов, с целью заметания следов преступлений. Отмывание денег, казалось бы, напрямую не связано с коррупцией, однако, если задумать, станет понятно, что деньги, полученные нелегально (иначе, зачем их "отмывать"?) всегда связаны со взятками.

Еще одной, очень важной, часто абсолютно  закрытой для экспертизы, является такая форма взятки, как "откат". Дело в том, что здесь

взяточничество происходит без  участия каких-либо государственных  органов, между сотрудниками фирм. К  примеру, фирма, а точнее член этой организации, участвующий в сделке, готов заплатить  компаньону за товар большие деньги, чем требуется, при этом часть  доходов уйдет поставщику товара, а другая часть - стороне - покупателю. Ни та, ни другая сторона фактически не проигрывает, все остаются в "плюсе", и говорить об этом руководству или  государству просто нет необходимости.

        Надо сказать, что несмотря на намного более скромные объемы взяток в бюрократической коррупции, люди, дающие их привлекаются к ответственности гораздо чаще. Так, можно назвать множество мелких дел, когда за взятку на дороге в 50-1000 рублей люди должны были нести хоть и заслуженное, но неоправданное наказание. Очень известна история автомобилиста, которая произошла несколько лет назад; мужчина был приговорен к нескольким годам лишения свободы за дачу взятки на дороге, при этом тысячи сотрудников органов остаются абсолютно безнаказанными.

На современном этапе самым  важным является то, что люди начинают постепенно понимать, что проблему можно решить не только при помощи взятки. То есть, сейчас основной задачей  общества является то, что надо просто перестать давать взятки. Теоретически это вполне возможно.            Конечно, коррупция - очень масштабное явление, и на его искоренение уйдут многие годы, но сознание должно постоянно меняться в лучшую сторону.

 

1.2 Борьба с коррупцией в России

        Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной  раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с  учетом последних достижений науки  и техники.

        В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

          Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

         Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

 

        Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

1) государственные органы и органы  местного самоуправления не должны  получать доход или извлекать  для себя иную выгоду из  осуществления властных полномочий;

2) они также не должны осуществлять  наряду с властными полномочиями  какую-либо иную деятельность, направленную  на извлечение для себя дохода  или получение иной выгоды.

        Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот  указ, до принятия "Закона о государственной  службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства.

Это:

1. Запрет служащим государственного  аппарата: заниматься предпринимательской  деятельностью; оказывать любое  не предусмотренное законом содействие  физическим и юридическим лицам  с использованием своего служебного  положения; выполнять иную оплачиваемую  работу (кроме научной, преподавательской  и творческой деятельности); быть  участником хозяйственных обществ  и товариществ.

2. Установление для государственных  служащих обязательного представления  декларации о доходах, движимом  и недвижимом имуществе, вкладах  в банках и ценных бумагах.

        Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ  Президента России "О борьбе с  коррупцией в системе государственной  службы, несмотря на свою своевременность  и важность, не лишен известных  дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность  с точки зрения юридической техники  и др.). Отсутствие проработанного механизма  реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

        До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

        Итак, правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений).

        Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

        Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

  • Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
  • Предупреждение и предотвращение коррупции
  • Верховенство закона и защита прав граждан.

        Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В данной работе были наиболее полно рассмотрены причины и последствия коррупции, формы борьбы с коррупцией и коррупция в России.     И в заключении хочу добавить, для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

  • Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования.
  • Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников.
  • Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.
  • Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов.
  • Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.
  • Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.
  • Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

Информация о работе Причины и последствия коррупции