Анализ экономических показателей
дает возможность оценить издержки
безработицы. Так, считается, что
при каждом увеличении реального
объема производства на 2% норма
безработицы имеет тенденцию
к снижению на 1%, и наоборот.
Еще один из видов безработицы
- застойная безработица.
Она характеризует ту часть населения,
которая постоянно лишена работы или перебивается
случайными заработками. Эта часть людей,
потерявшая законный источник существования,
как правило, пополняет ряды преступного
мира.
Исходя из необходимости учета
безработных и принятия соответствующих
государственных мер по обеспечению
работой всех желающих, различают: зарегистрированную
безработицу, которая отражает количество
незанятых граждан, ищущих работу, готовых
приступить к ней и взятых на учет в государственной
службе занятости; скрытую безработицу,
к которой относятся работники, занятые
на производстве, но в действительности
являющиеся “лишними”. Они, как правило,
либо трудятся не по своей вине неполный
рабочий день или неделю, либо отправлены
в административные отпуска.
Существует еще так называемая безработица по обследованию
- оценочная величина, характеризующая
реальное положение на рынке труда на
основе периодических специальных опросов
трудоспособного населения.
Так например, зная, численность
активного населения, количество
занятых и безработных, можно
определить, какую долю в общем
числе занятых в экономике
занимают безработные. Разделив
количество безработных на общее
число занятых мы получим показатель
уровня безработицы, или нормы
безработицы, выраженный в процентах.
1.3. Последствия
безработицы.
Безработица влечет за собой
серьезные экономические и социальные
издержки. Одно из главных негативных
последствий безработицы - нерабочее
состояние трудоспособных граждан
и, соответственно, выпущенная продукция.
Если экономика не в состоянии
удовлетворить потребности в
рабочих местах для всех, кто
хочет и может работать, кто
ищет работу и готов приступить
к ней, кто хочет и может
работать, кто ищет работу и
готов приступить к ней, то
теряется потенциальная возможность
производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица мешает
обществу развиваться и двигаться
вперед с учетом своих потенциальных
возможностей. В конечном итоге
это рассматривается как снижение
темпов экономического роста,
отставание объемов увеличения
валового национального продукта.
Недоиспользование производственных
возможностей общества поддается
прогнозированию. Так, некоторые
экономисты считают, что превышение
на 1 процент занятости ведет к
отставанию реального объема
валового национального продукта
на 2,5 процентов от потенциального
ВНП.
Помимо чисто экономических издержек,
нельзя сбрасывать со счетов
и значительные социальные и
моральные последствия безработицы,
ее негативное влияние на общественные
ценности и жизненные интересы
граждан.
Безработица,
каким бы уровнем она не
измерялась, это всегда трагедия
для тех, кто не имеет работы
и не может получить законный
источник существования. Более
того, ее последствия выходят
далеко за рамки материального
достатка. Длительная бездеятельность
ведет к потере квалификации,
что окончательно убивает надежду
найти работу по специальности.
Потеря источника существования
и жалкое существование приводят
к упадку моральных устоев, потере
самоуважения, распаду семьи и
т.д. Наконец, история убедительно
показывает, что массовая безработица
приводит к быстрым, иногда
очень бурным социальным и
политическим переменам. Именно
поэтому государство не должно
полагаться на саморегулирующуюся
роль рынка в вопросах занятости,
а активно вмешиваться в этот
процесс.
Глава 2. Проблемы
безработицы в современной России.
Процесс
реформирования экономики России показал,
что наряду со свойственными мировой
цивилизации противоречиями, в частности,
между научно-техническим прогрессом
и снижением безработицы, характером,
условиями труда и его оплатой,
существуют чисто российские проблемы,
связанные с высоким уровнем
трудовой активности населения при
низких уровне жизни и эффективности
труда, с недостаточной территориально-отраслевой
мобильностью кадров, не всегда соответствующей
рыночным условиям системой подготовки
и переподготовки кадров, неразвитостью
инфраструктуры рынка труда.
Официальная безработица растет
относительно умеренными темпами
и сейчас ее уровень не превышает
3% экономически активного населения.
В мае 2010 года, по предварительным
итогам обследования населения
по проблемам занятости, численность
экономически активного населения в возрасте
15-72 лет (занятые + безработные) составила
75,8 млн.человек, или 53% от общей численности
населения страны. В численности экономически
активного населения 70,2 млн.человек классифицировались
как занятые экономической деятельностью
и 5,6 млн.человек - как безработные с применением
критериев МОТ (т.е. не имели работы или
доходного занятия, искали работу и были
готовы приступить к ней в обследуемую
неделю).
Многие проблемы занятости
в РФ с годами принимают
глубинный характер. Речь идет
об увеличении скрытой безработицы,
о росте доли лиц, обращающихся
в службу занятости, среди всех
лиц, испытывающих трудности с
поиском работы (до 30%), о повышении
доли выпускников учебных заведений
среди всей безработной молодежи.
Одновременно быстрыми темпами
развивается занятость в теневой
экономике. По данным Росстата, на 2011
год, теневой экономике России заняты
13 млн человек, или 17-18% экономически активного
населения. Следует отметить регрессивный характер
изменения отраслевой структуры занятости.
Этому, в частности, способствует политика
в области оплаты труда, при которой зарплата
в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими
темпами, чем в других сферах экономики.
2.1 Проблемы занятости населения.
Проблему безработицы усугубляет
трудное материальное положение,
толкающее искать работу домохозяек,
пенсионеров, учащихся.
В соответствии
с уже накопленным службой
занятости опытом и мнением
экспертов увеличение числа безработных
в РФ будет способствовать
наличие следующих факторов:
1. подавление безработицы
(досрочные проводы на
пенсию мужчин в 60 лет, женщин
в 55 лет);
2. частичная принудительная
безработица (сокращенный рабочий
день,
сокращенная рабочая
неделя, удлинение отпусков);
3. условная безработица
(непостоянная работа);
4. временная безработица
(декретный отпуск, уход за
ребенком, за
инвалидами детства,
тяжелобольными и стариками, отпуск
без сохранения
содержания);
5. потенциальная безработица
(в связи с выходом на инвалидность);
6. безработица в связи
с высвобождением женщин из
производства с вредными и
опасными условиями труда;
7. безработица структурная
(переориентация, закрытие, банкротство);
8. вынужденная безработица
(вследствие отсутствия сырья,
энергии, комплектующих,
приведшего к остановке предприятия);
9. безработица вследствие
повышения производительности
труда и его
интенсификации;
10. безработица вследствие
демобилизации, увольнения в запас
и структурной перестройки
в армии;
11. безработица членов
семей военнослужащих и
военных советников,
возвращающихся
в РФ из-за рубежа;
12. безработица в закрытых
городах в связи с конверсией
и городах заводах
вследствие остановки
предприятий;
13. первичная безработица
(выпускники школ, ПТУ, техникумов,
ВУЗов);
14. безработица молодежи,
отчисленной из учебных заведений
или прекратившей обучение по
собственному желанию;
15. безработица вследствие
недостаточной профессиональной
квалификации;
16. безработица субъективная
вследствие нежелания или
неспособности
переквалифицироваться
и получить иную профессию;
17. безработица вследствие
вынужденной миграции (беженцы)
18. безработица специалистов
работавших по долгосрочным
контрактам за рубежом;
19. безработица возвращающихся
из мест лишения свободы;
20. безработица тех, кто
после длительного перерыва
хочет возобновить
работу;
21. безработица вследствие
стихийных бедствий и экстремальных
ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения,
разрушение предприятий и учреждений
в результате взрывов или военных
действий);
22. безработица в связи
с невозможностью без нарушения
паспортного режима и утраты
жилья перемещаться из мест
с избытком трудовых ресурсов
в регионы с избытком рабочих
мест.
Здесь перечислены
далеко не все реально существующие
пути пополнения армии
потенциальных безработных.
Под неучтенными
источниками подразумеваются несколько
групп населения. Как и
в каждом государстве в
России есть определенная часть
населения не желающая работать,
- люмпен- элемент.
Эта группа постоянный иждивенец государства,
на биржу труда не пойдет и не будет
зарегистрирован в качестве безработных.
Однако эта масса людей, достигающая
по некоторым оценкам несколько миллионов
человек, не оказывая давления на рынок
труда, тем не менее, будет постоянно
оказывать
давление на бюджет, особенно
когда войдет в силу закон
о пособиях на бедность.
Вторая
группа - прямо или косвенно
связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства
с преступностью, люди входящие
в преступные группировки пополнят
ряды безработных.
Третья группа
- люди состоятельные, но официально
нигде не работающие, тоже
формально являются безработными.
В среднем по России
коэффициент нагрузки незанятых
лиц, ищущих работу, на одно
вакантное место в службах
занятости составил 1,2.
В мае 2010г. численность занятого населения
выросла по сравнению с маем 2009г. на 850 тыс.человек (или
на 1,2%) за счет увеличения численности
занятых в организациях и при снижении
численности наемных работников в сфере
предпринимательской деятельности без
образования юридического лица. Численность
безработных снизилась с 6,5 млн.человек
в мае 2009г. до 5,6 млн.человек в мае 2010г. (или
на 14,4%), уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности безработных
к численности экономически активного
населения, - с 8,5% до 7,3 %, или на 1,2 процентных
пункта. Уровень занятости населения в
возрасте 15-72 лет (отношение численности
занятого населения к общей численности
населения соответствующего возраста)
в мае 2010г. составил 63,1% против 62,0% в мае
2009г. и 61,8% в апреле 2010 года.
Согласно Федеральному закону
«О занятости населения в РФ»,
определен минимальный и максимальный
размер пособия по безработице
на 2011 год, который составил: 850 и 4900 рублей
соответственно.
2.2. Возможные пути решения
проблем безработицы в России.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы
надо считать развитие самозанятости
населения. Она выступает как
сложное социально-экономическое
явление, Обращение к этой форме
занятости связано, прежде всего, со
становлением рыночных отношении и
необходимостью в этих условиях рационализации
занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость
населения - это специфическая форма
экономической деятельности. Ее сущность
заключается в том, что гражданин сам находит
для себя источник доходов, обеспечивающий
его достойное существование в результате
экономической деятельности, не противоречащей
законам страны. К самозанятым относят:
предпринимателей, лиц, работающих не
по найму, членов производственных кооперативов
и неоплачиваемых работников семейных
предприятий. Самозанятость в условиях
рыночной экономики - объективное явление.
Причины ее появления весьма многообразны.
Есть определенная группа людей, которые
крайне отрицательно воспринимают административный
диктат, не умеют подчинить свои поступки
какому-либо лицу. Не менее значительна
группа людей, обладающих предпринимательскими
способностями, которые хотят работать
самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом
к самозанятости может выступить и безработица,
в особенности ее продолжительность в
конкретном регионе. Развитие самозанятости
предполагает наличие определенной организационной
структуры, которая может оказать этим
людям определенную помощь в организации
и развитии своего "дела". И именно
такую помощь оказывает служба занятости.
Она может предоставить безработным денежную
помощь для организации производства,
организовать обучение граждан и т.д. Наиболее
распространенной формой самозанятости
сегодня можно считать торговлю. В то же
время, если рассматривать структуру занятости
населения, то торговлей у нас занимается
относительно меньшая доля занятого населения,
чем в других странах с развитой рыночной
экономикой. Следовательно, подобное перераспределение
объективно. Ценность его заключается
и в том, что определенная часть тех, кто
сегодня занят торговлей или другими видами
работ, вчера могли быть безработными,
а сегодня они сами нашли свое место в
системе необходимых обществу видов занятии.
И самое главное, эти люди уже нашли себя
в системе рыночных отношений. Вместе
с тем для справедливости такой оценки
необходимо было бы располагать данными
о добровольности процесса смены вида
деятельности. Подобные факты являются,
прежде всего, следствием недостаточной
федеральной поддержки малого предпринимательства.
Она принципиально важна. До тех пор, пока
государство, его верховная власть не
станут относиться к малому предпринимательству
так, как, например, к энергетике, транспорту,
сельскому хозяйству, малый бизнес будет
топтаться на месте. Тем более что во всех
странах с рыночной экономикой государство
существенно поддерживает предприятия
малого бизнеса. Успех здесь может быть,
достигнут только в результате формирования
благоприятного социально-экономического
климата для малых предприятий. Его основными
компонентами должно стать формирование
законодательного пакета, четко сформулированных
прав и обязанностей малых предприятий,
условий их образования и функционирования,
формы их поддержки государством. Сегодня
службы занятости занимаются этими проблемами.
Однако масштабы этой деятельности не
отвечают важности задачи, и в условиях
медленного и неустойчивого выхода экономики
из кризиса государственная политика
поддержки малого и среднего предпринимательства
(МСП) на федеральном уровне остается противоречивой
и несбалансированной.