Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:18, реферат
Первая половина XVIII в. ознаменовалась в русской истории реформами Петра I. Петровские реформы затронули все сферы жизни русского общества: политическую, социальную, экономическую, правовую. Они не просто упрочили российское самодержавие, они придали ему немало новых черт. Изменились взаимоотношения между государством и церковью. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Изменились отношения между государством и обществом.
Введение
1. И. Т. Посошков (Краткая биография)
2. Книга « О скудности и богатстве»
Заключение
Список литературы
"Книга о скудости и богатстве", как и предшествующие сочинения Посошкова, проникнута глубоким патриотическим чувством. Автор охвачен страстным стремлением добиться преуспевания нашей родины, не уступающей ни в чем другим странам.
Книга Посошкова проникнута горячей любовью к родине и желанием охранять нашу страну от всяких посягательств иностранцев как в экономической жизни, так и в военных делах. Независимая, сильная и зажиточная страна -вот идеал Посошкова. Однако он не имеет в виду таких изменений, которые бы разрушили социальные и политические основы крепостнической империи и в своих конкретных проектах остается в рамках петровского государства, в котором "возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры".
О ДУХОВНОСТИ
"В духовном чине, аще будут люди неученые и в писании неискусные и веры христианские всесовершенного основания неведующии и воли Божией неразумеющии, к тому же аще будут пьяницы и иного всякагобезъумия и безъчинства наполнены, то благочестивая наша христианская вера вся исказится и весьма испразднится и вместо древнягоединогласнаго благочестия вси рать идутся в разногласныя расколы и во иные еретические веры."
Посошков указывает на недостаток знаний и малограмотность духовенства, он требует, чтобы священники учили прихожан, а те "детей своих и приемышев, и племянников, и рабов со младенчества учили всякому благочинию и чтоб отнюдь по улицам играть и сквернословить и буесловить и в праздности быть не попускали". В Москве должна быть основана "великая патриаршая" академия с учителями, вызванными из Греции. Он хочет, чтобы "в великой России великая и академия была". Надо устроить при монастырях "грамматические школы" для детей духовенства, не следует определять в священники и дьяконы без "училищного свидетельства". Посошков предлагает выпустить учебники и "особые малые книжицы" для опровержения ересей. При этом он признает необходимой реформу правописания, считает нужным упростить азбуку, так как в церковно-славянской письменности, по его мнению, много лишних букв. При осуществлении предложенных им мер "Россия наша яко от сна пробудится и просветится яко солнце".
Но Посошков не ограничивается книгами и школами, и для борьбы с расколом предлагает применять меры полицейского порядка, сравнивая старообрядцев с плевелами и тернием среди пшеницы. При церквах следует вести записи прихожан и для этого должны служить семь книг: родильные, крестильные, покаянные, причальные, венчальные, погребальные и описные. Священник должен обойти свой приход, осмотреть и описать каждый двор. Если кто-либо не пустит его к себе, то Посошков рекомендует "на таковых ослушников давать солдат... и всходить на двор силою". В этих мерах отразилась жестокая борьба господствующей церкви с расколом. Таким путем Посошков надеялся добиться строгого выполнения церковных обрядов и наряду с этим выявить уклоняющихся от них "адских волков" -раскольников.
О ВОИНСКИХ ДЕЛАХ
В военных делах Посошков предлагает отказаться от стрельбы залпами и при этом он говорит: "Я много слыхал от иноземцев военной похвалы такой:"Так де жестоко билися, что в огне де стояли часов с шесть, и никто де никово с места збить не мог". И сия похвала немецкая у них бы ова и была, а нам дай Боже ту похвалу нажить: "С русскими де людьми бица нельзя, естьли де одиножды выпалят, то де большую половину повалят"". Если научить русских воинов, то "от русских солдат, будто от лютого зверя, всякой бы неприятель бежал без оглядки". Он с одобрением говорит о создании русского военно-морского флота при Петре и указывает, что усилением России недовольны иностранцы: "Я чаю, что и все европские жители не рады нашим кораблям, им то надобно, чтоб они одни славились и богатились, а мы бы от них из рук глядели".
"Доношение о ратном поведении" Посошкова, написанное под свежим впечатлением Нарвского поражения, проникнуто духом патриотизма и непреклонной веры в силы русского народа. Доношение дошло до нас в двух редакциях, из которых краткая была написана в конце 1700 г., т. е. тотчас после событий. В пространной и дополненной редакции оно было представлено Посошковым 22 августа 1701 года боярину Ф. А. Головину, как это помечено на сохранившейся рукописи доношения. Под ним стоит подпись: "Писавый Ивашко Посошков главу свою под ноги твоя подносит". Позднее он будет называть себя полным именем, так как с 1701 года было запрещено подписываться уменьшительными именами.
Подачу записки правительству
Посошков оправдывает соображениями
о необходимости подданным
Посошков высоко оценивает
усилия Петра улучшить русское войско
и признает, что к началу Северной
войны пехота обучена уже "всякому
шереножному строю и
Нужно тщательное обучение войск меткой ружейной и пушечной стрельбе. Посошков возражает против ружейной стрельбы всеми солдатами сразу, залпами, на которую только "красиво смотреть, а неприятелю не страшно". Он предпочитает количественно меньшее войско, но отборное, хорошо обученное. По его расчетам отборная армия должна иметь следующий состав: 20 тысяч "огнестрельных" солдат, 20 тысяч "копейных" солдат, сражающихся холодным оружием, 10 тысяч конницы, вооруженной огнестрельным оружием, и 10 тысяч наездников с луками и копьями. Кроме "боевого люду" необходимо иметь 20 тысяч работных людей для земляных работ, чтобы не утруждать ими солдат. Таким путем 60 тысяч хорошо обученных солдат могут заменить собою 300-тысячное, но слабо дисциплинированное и плохо снаряженное войско. Во главе их должен находиться отличный командный состав, "надобно к таким удальцам удалые и полководцы и в воинском деле искусные, чтоб умели их вести".
О ПРАВОСУДИИ
Проект реформы суда и администрации раскрывается им полнее в главе "О правосудии", где рекомендуется изменить состав судей и администраторов. Острием своим эта мера направлена против верхов общества, против знати и аристократии, их привилегий и произвола.
Посошков приводит длинный перечень злоупотреблений властью, положением и богатством со стороны "великородных". Правители "дворянского чина своей братье, знатным, норовят", богатые и сильные пускают в ход взятки и связи и нарушают указы об обязательной дворянской военной службе.
К этим злоупотреблениям со стороны господствующего класса относятся выразительные слова Посошкова о безуспешности усилий Петра I: "Видим мы вси, -говорит он, -как великий наш монарх о сем трудит себя да ничего не успеет, потому что пособников по его желанию, не много, он на гору, аще и сам десять тянет, а под гору миллионы тянут, то како дело его споро будет? И аще кого он и жестоко накажет, ажно на то место сто готово". Эти слова не следует толковать расширительно в смысле полного неуспеха реформаторской деятельности Петра, они направлены лишь против дворян, отлынивающих от службы, и против властей, потворствующих злоупотреблениям знати.
Воеводы и правители скрывают правду от царя или "непрямо" ему докладывают, "только слово у него, великого государя, изо уст вытянут, да и делают, что хотят". По поводу законодательства о беглых крестьянах, покровительствующего высшей знати, Посошков замечает: "Господа удумали смеху достойно, а о своих уложили легохонько".
Он предлагает две меры для борьбы с продажностью и другими злоупотреблениями - жестокие наказания за нарушения закона и некоторую демократизацию состава администрации и суда. "Лутши изначала ради уставления правды в суды посадить из ниских чинов, а паче из приказных людей, кои в делах искусны и страх Божий в себе имут. И с ними посадить, где пристойно, и из военного чина, кии от службыотставлены, и ис купечества, в которых острота умная есть". "И тем нискородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаковых лиц не боялись, кроме Бога да царя, и делали б все свой дела но новосочиненному его императорского величества указу неизменно, а от своего ума не мудрствовали бы". "А буде из приказных людей в судьи выбрать некого, то бы из дворян мелких, кои остроумны и в делах искусны и боящиеся Бога". Знатные, "великородные" судьи и правители, следовательно, должны быть заменены "нискородными" из приказных или мелких чиновников, отставных военных купцов, в крайнем случае, из мелких дворян. Это была бы замена родовитой дворянской администрации до некоторой степени разночинной.
Новая администрация должна иметь сильную власть, злоупотребления чиновников должны жестоко караться. Примером может служить его предложение установить определенную таксу для "мзды" чиновникам или оплаты труда просителями. За нарушение таксы берется с чиновника штраф "сторичный", если попадается второй раз, следует назначить "за рубль по двести рублев, наказание на козле, а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам". Взяточничество, связанное с нарушением закона, должно повлечь за собой разорение дома виновного и его запустение, чтобы было "в роды родов памятно". Нельзя установить правосудия без того, чтобы "судей малых и великих не казнить". "Невозможно правому суду уставитися, аще сто другое судей не падет". Управление и суд он сравнивает с "задерневшей" землей, на которой нельзя посеять пшеницу, пока "терния огнем не выжгут".
Посошков -сторонник преобразований, решительный противник застоя, он считает, что устарелое административное устройство должно быть заменено новыми учреждениями. "Не токмо суда застарелого, не рассыпав его и подробну не рассмотри не исправить, но и хоромины ветхие, не рассыпав всея и не рассмотри всякого бревна", нельзя очистить от гнили. Преобразования, предложенные Посошковым, должны, по его мнению, привести страну к богатству и к социальному миру, к золотому веку, когда укоренится любовь и правда, исчезнет вражда и даже "высокомнимые" дворяне присмиреют.
В вопросе о реформе суда и управления взгляды Посошкова были прогрессивны. Для составления нового судебника он считал необходимым созыв депутатов от всех сословий, в том числе и от крепостных крестьян. В этом вопросе представитель нарождавшегося купеческого класса пошел дальше того, что сделает через сорок с лишним лет Екатерина II при выборах в Уложенную комиссию 1767 года, когда крепостные крестьяне были лишены права выбора. Однако осуществления этих передовых, прогрессивных мер он напрасно ожидал от самодержавной власти, от дворянско-бюрократического государства. Эти ожидания противоречили положению дел, видно из того, что в черновом обращении к Петру по поводу "Книги о скудости богатстве" Посошков должен был просить его сохранить в тайне его имя из опасения, что содержание книги возбудит против него ябедников и "любителей неправды". У него были, по-видимому, основания считать, что его "мизирность", то есть невысокое общественное положение, именно то, что он не принадлежа к привилегированному классу, позволит ненавистливым изавистливым людям прекратить его жизнь. Он разумел тех, кто могли считать себя задетыми содержанием его книги; так какписал не потворствуя им ("не похлебуя им").
Он имел в виду представителей господствующего класса, дворянства, и их злоупотребления, а также недостатки управления, которые отмечал в своей книге. Опасения Посошкова оправдались. Дворянская империя отвергла его проекты.
О КУПЕЧЕСТВЕ
Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводит вопросам торговли.
Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. "Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может", - писал Посошков. В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей. Преследуя цель устранить конкуренцию и игру цен на рынке, Посошков высказывался за "установленную цену", регулируемую сверху системой надзоpa и контроля.
В этом отношении его взгляды устарели, но в отрицательной оценке системы внутренних пошлин, которые существовали тогда во всех странах и сильно стесняли внутренний товарооборот, Посошков опередил свое время. Предложенное им установление одного сбора с товаров, причем пониженного против суммы существовавших тогда внутренних сборов, действительно содействовало бы развертыванию внутренней торговли.
Внимательно относился Посошков
и к проблемам внешней
Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно. Предлагал запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зеркала, шляпы и другие товары.
Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране, Посошков рекомендовал создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения собственного производства, по его мнению, следовало прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.
Оригинальны взгляды Посошкова на деньги. Исходя из исключительной роли государственной власти в развитии производительных сил, он отстаивал номиналистическую теорию денег. Его теория учитывала интересы русского купечества, укрепления экономической независимости России и теоретически обобщала финансовую практику того времени.