Причины возникновения государственного долга и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948)

Файлы: 1 файл

гос долг.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Председатель Счетной  палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что  на 1 января 2008 года корпоративный долг РФ составлял430 млрд.долл. (33% ВВП). Из этой суммы почти 90% приходится на долг российских корпораций и банков по кредитам иностранным банкам. Такая зависимость при ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивости создает риски, в том числе и для бюджетной системы. Именно на это Счетная палата обращала внимание Правительства и Президента, и С. Степашин полагает, что соответствующие меры будут приняты.

Внешний долг России за 1 квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд.долл. до 44,1 млрд.долл. задолженность перед странами – членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд.долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими в Парижский клуб – 2,2 млрд.долл. Перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи – 1,65 млрд. другим странам бывший СССР задолжал 0,7 млрд.долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составила 4,8 млрд., по еврооблигационным займам – 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа – 4,5 млрд.долл.

Все это говорит о необходимости  продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное - уметь  эффективно его использовать на благо  отечественной экономики. Для этого  нужны глобальные и эффективные  инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.

Текущая ситуация в области  государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних  и внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов  активного управления долгом с целью  сокращения расходов на его обслуживание.

При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне  зависимости от реального финансового  состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое  сообщество.

 

4. Практикум

 

Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в  размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать  ВВП на 30 млн. долл.

Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?

Увеличатся ли налоги на граждан  данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?

Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

Решение

В данных условиях сумма долга  правительства не возрастет, так  как сумма ежегодных платежей по долгу не будет превышать годового объема ВВП, что позволит уменьшать сумму долга правительства.

15 млн. долл. – ежегодный  платеж (300 млн. долл. – 100%, х – 5%, х=15 млн. долл.)

30 млн. долл. – годовой  объем ВВП.

15 млн. долл. < 30 млн. долл.

2. В связи с новыми  долговыми обязательствами правительства  налоги на граждан данной страны  не увеличатся, т.к. ужесточение  налоговой политики используется  правительством в периоды увеличения  задолженности (государство может  использовать налоговую политику  в целях нейтрализации нежелательных  явлений государственного долга:  ее ужесточение в период увеличения  задолженности и смягчение в  период погашения долговых обязательств1), чего не происходит в данных условиях.

3. Полностью погасить долг  можно будет через 20 лет.

300 млн. долл. – общая  сумма долга.

15 млн. долл. – ежегодный  платеж.

300 млн. долл./15 млн. долл. = 20 лет – срок полного погашения  долга.

Заключение

 

Государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета  за определенный период. Основными  причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

Государственный долг также  делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Управление государственным  долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным  долгом.

Проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий  внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

В России действует единая система учета и регистрации  государственного долга. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям.


Информация о работе Причины возникновения государственного долга и его виды