Применение интеллектуальных технологий в экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Интеллектуальная информационная система (ИИС) – это информационная система, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
1. Понятие и классификация интеллектуальных информационных систем………………………………………………………………….
4
Понятие интеллектуальных информационных систем………..
4
Классификация интеллектуальных информационных систем..
4
Применение интеллектуальных технологий в экономических системах……………………………………………………………
7
Заключение………………………………………………………………
14
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

ИИС.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Волгоградский филиал

 

Кафедра «Экономики и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой»

на тему: Применение интеллектуальных технологий в экономических системах

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  Вострикова М.А.

группы Эз - 08

« 22 » февраля 2013 г.

Проверил: проф. Петрова Т.М. «____»_________________20__г.

Волгоград, 2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..

3

1. Понятие и классификация  интеллектуальных информационных  систем………………………………………………………………….

4

    1. Понятие интеллектуальных информационных систем………..

4

    1. Классификация интеллектуальных информационных систем..

4

  1. Применение интеллектуальных технологий в экономических системах…………………………………………………………

7

Заключение………………………………………………………………

14

Список использованной литературы………………………………….

15


 

 

Введение

Прогресс в сфере  экономики немыслим без применения современных информационных технологий, представляющих собой основу экономических информационных систем (ИС). ИС в экономике имеют дело с организацией и эффективной обработкой больших массивов данных в компьютеризированных системах предприятий, обеспечивая информационную поддержку принятия решений менеджерами. Глобализация финансовых рынков, развитие средств электронной коммерции и формирование в Интернете доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации, снижение стоимости программной реализации ИС, привели за последние два года к беспрецедентному росту их использования в экономике. ИС позволяют объективно оценить достигнутый уровень развития экономики, выявить резервы и обеспечить успех их деятельности на основе применения правильных решений. 
Интеллектуальные информационные системы (ИИС) — естественный результат развития обычных информационных систем, сосредоточили в себе наиболее наукоемкие технологии с высоким уровнем автоматизации не только процессов подготовки информации для принятия решений, но и самих процессов выработки вариантов решений, опирающихся на полученные информационной системой данные.

Целью контрольной работы является изучение вопросов интеллектуальных технологий в экономических системах. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие,  сущность и значение интеллектуальных  технологий в экономических системах;

- выявить особенности  и направления применения ИИС  в экономике.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и классификация интеллектуальных информационных систем
    1. Понятие интеллектуальных информационных систем.

Интеллектуальная информационная система (ИИС) – это информационная система, которая основана на концепции  использования базы знаний для генерации  алгоритмов решения экономических  задач различных классов в  зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей.

Программные средства, применяемые  в экономических информационных системах, можно разделить на следующие  группы:

  1. Проблемно – ориентированные пакеты экономико – математического моделирования.
  2. Пакеты программ статистического анализа данных.
  3. Программные средства интеллектуализации доступа к базе данных.
  4. Средства эвристического решения задач анализа диагностики и прогнозирования на основе применения экспертных систем (ЭС).
  5. Программы анализа и прогнозирования управленческой деятельности на основе использования аппарата нейронных сетей, а также баз знаний (БЗ) прецедентов.
  6. Программные средства динамического планирования на основе использования Case-технологий.

Интеллектуальные информационные системы охватывают от 3 до 6 направлений.

 

    1. Классификация интеллектуальных информационных систем

В зависимости от своей  природы знание бывает фактуальные  и операционное.  Фактуальное  знание – осмысленные данные. Операционное знание – общие зависимости между  фактами, которые позволяют интерпретировать данные или извлекать из них новую информацию.

К главным недостаткам  традиционной информационной системы  относятся:

- слабая адаптируемость  к информационным  потребностям  пользователя;

- невозможность решать  плохо формализуемые задачи.

Перечисленные недостатки устраняются в интеллектуальной информационной системе. Интеллектуальные информационные системы имеют следующие характерные признаки:

- развитые коммуникативные  способности;

- умение решать сложные,  плохо формализуемые задачи (характеризуются наполовину качественным и количественным описание,  а хорошо формализуемые  задачи – полностью количественным описанием);

- способность к развитию  и самообучению.

Условно каждому из этих признаков соответствует свой класс ИИС:

I класс: системы с интеллектуальным интерфейсом (коммуникативные способности):

- интеллектуальные базы  данных;

- естественно – языковой  интерфейс;

- гипертекстовые системы;

- контекстные системы;

- когнитивные графика.

II класс: экспертные системы (решение сложных задач):

- классифицирующие системы;

- доопределяющие системы;

- трансформирующие системы;

- многоагентные системы.

III класс: самообучающиеся системы (способность к самообучению):

- индуктивные системы;

- нейронные системы;

- системы, основанные  на прецедентах;

- информационные хранилища.

Интеллектуальные базы данных – отличаются от обычных возможностью выборки по запросу информации, которая может явно не хранится, а выводиться из имеющихся БД (например, вывести список товаров, цена которых выше отраслевой).

Естественно – языковой интерфейс предполагает трансляцию естественно-языковых конструкций на машинный уровень представления знаний. При этом осуществляется распознавание и проверка написанных слов по словарям и синтаксическим правилам. Данный интерфейс облегчает обращение к интеллектуальным БД,  а также голосовой ввод команд в системах управления.

Гипертекстовые системы  предназначены для поиска текстовой  информации по ключевым словам в базах.

Системы контекстной  помощи – частный случай гипертекстовых и естественно – языковых систем.

Системы когнитивной  графики позволяют осуществлять взаимодействие пользователя ИИС с  помощью графических образов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение интеллектуальных технологий в экономических системах

Программные средства, применяемые  в экономических информационных системах, можно разделить на следующие группы:

  1. Проблемно-ориентированные пакеты экономико-математического моделирования.
  2. Пакеты программ статистического анализа данных.
  3. Программные средства интеллектуализации доступа к базе данных.
  4. Средства эвристического решения задач анализа диагностики и прогнозирования на основе применения экспертных систем (ЭС).
  5. Программы анализа и прогнозирования управленческой деятельности на основе использования аппарата нейронных сетей, а также баз знаний (БЗ) прецедентов.

Наибольший эффект от внедрения информационных систем достигается  там, где при принятии решений  учитываются наряду с экономическими показателями слабо формализуемые  факторы – экономические, политические, социальные. В области экономического анализа и управления, менеджмента, антикризисного управления, стратегического планирования, инновационного менеджмента и инвестиционного анализа существует обширное поле деятельности для применения информационных технологий и систем.

В этих условиях особенно возрастает роль систем поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System). Их отличительная черта – значительно более высокий уровень « интеллекта», чем у обычных интегрированных систем управления производством; наличие специальных процедур для отбора  и ввода данных, в том числе и по расписанию из различных внешних систем. В DSS производится заблаговременное вычисление (в целях обеспечения уменьшения времени реакции) агрегированных данных, часто используемых в запросах; используется специальная организация хранения данных, обеспечивающая возможность многоаспектного поиска с изменяемой глубиной агрегирования данных. Эта технология получила название хранилищ и витрин данных в сочетании с OLAP (оперативная аналитическая обработка данных).

Сегодня достаточно ясно определились некоторые черты, которые станут доминирующими признаками экономики нового века. Современные достижения связаны с развитием глобальных информационных и коммуникационных технологий, что привело к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, открыло новые возможности и в других сферах социально – экономической деятельности человека.

Под искусственным интеллектом  обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые  назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются  экспертными системами и включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению. Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своём штате экспертов по всем связанным с её деятельностью проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в это возникает необходимость.

Экспертные системы  трансформируют опыт экспертов, в какой  – либо области знаний в форму  эвристических правил (эвристик). Эвристики  не гарантируют получение оптимального результата с уверенностью, как обычные  алгоритмы технологии поддержки  принятия решений. Однако часто они дают приемлемые решения для их практики.

Основными компонентами ЭС являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модули, созданные системой.

Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в ЭС и получение выходной информации из системы. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдаётся в форме значений, присваиваемых определённым переменным, а для ввода информации используется меню, компьютерный естественный язык и собственный интерфейс.

Технология ЭС предусматривает  возможность получать в качестве  выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.

База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия которые следует произвести, если условие выполняется.

Все используемые в ЭС правила образуют систему правил (до нескольких тысяч правил). Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации инженера по знаниям могут быть представлены в виде логических, продукционных или фреймовых моделей и семантических сетей.

Интерпретатор. Это часть  ЭС производящая в определённом порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся  в правиле, соблюдается, выполняется определённое действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы. Кроме того, во многих ЭС вводятся дополнительные блоки: база, блок расчёта, блок ввода и корректировки данных. Блок расчёта необходим в вариациях, связанных с принятием управленческих решений.

Модуль создания системы  служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые  могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических  языков программирования и использование  оболочек ЭС.

Для представления базы знаний используют языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой  известный алгоритмический язык.

Информация о работе Применение интеллектуальных технологий в экономических системах