Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:11, доклад
Статья является макроэкономической, так как в ней рассматривается проблема экспорта сырья, влияние излишнего экспорта на внутренний рынок и варианты выходов из этой ситуации. Далее я рассмотрю влияние на спрос и предложение, а также последствия топливного кризиса при помощи графика AS-AD.
Государственное
Высшего профессионального образования
«Государственный университет – Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Эссе на тему:
«Применение модели AS-AD для прогнозирования в макроэкономике»
Выполнила студентка группы 114
Ничипорук Нелли.
Санкт-Петербург
2011
Бензин не вывозить.
Топливный кризис вчера был главной темой президиума правительства. Его причины в начале заседания перечислил замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Отметив, что дефицита по дизельному топливу и керосину нет, основной причиной проблем с бензином он назвал «рост его экспорта на 67%» (период не уточнил. — «Ведомости»).
Бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000-3000 руб. за 1 т в зависимости от региона, объяснил замминистра. Кроме того, часть заводов не готова выпускать бензин стандарта «Евро-3» (требование для внутреннего рынка вступило в силу с 1 января, при экспорте ограничения нет. — «Ведомости»).
Среди других причин дефицита Кудряшов выделил нерасторопность независимых продавцов, не привыкших покупать бензин на бирже, и их желание «придержать продукт» в ожидании повышения цен.
О февральском совещании с нефтяниками, где Путин потребовал снизить цены на бензин и дизтопливо, Кудряшов не упомянул.
Выслушав чиновника, Путин поручил ему до конца дня представить проект постановления о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты. Позже пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил, что речь идет только о бензине, а пошлины будут повышены с 1 мая. Ни он, ни представитель Минэнерго конкретных цифр не назвали.
По словам чиновника правительства, премьер согласовал повышение пошлины примерно с 70 до 90%.
Об этом слышал и чиновник ведомства, участвующего в согласовании пошлин. Сроки действия повышенной пошлины не установлены, предполагается 2-5 месяцев, говорит чиновник правительства.
Другое поручение Путина адресовано Минфину с Минэнерго — проработать снижение налоговой нагрузки на нефтяной сектор.
Возможно, стоит уменьшить НДПИ или акцизы на нефтепродукты, уточнил премьер. По словам источника в правительстве, это поручение не требует срочного решения.
Пошлина должна выровнять доходность экспортных и внутренних поставок бензина, рассчитывает чиновник правительства. Как только мировая цена на нефть начнет снижаться, как было в 2008 г., придется отпустить цену, продолжает он, в итоге бензин может подорожать на 15%. Сейчас премия экспортных поставок составляет в среднем около $100 за 1 т, решение правительства увеличит майскую пошлину с примерно $305 до $408 за 1 т, подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов: «То есть пошлина станет умеренно заградительной». Мера защитит поставки на внутренний рынок при росте цен на нефть, констатирует он, в то же время не сильно снизит доходы нефтяников, которые они в основном получают от экспорта дизтоплива и мазута.
Повышение пошлины до 90% — довольно радикальное решение, способное обеспечить равнодоходность экспорта и продаж на внутренний рынок по замороженным ценам, но в ответ нефтяники могут перенастроить НПЗ на снижение доли бензина и увеличение выпуска керосина и дизтоплива, вывоз которых окажется значительно выгоднее, замечает управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко.
Одним из вариантов борьбы
с дефицитом и даже повышением
цен могло бы быть снижение акцизов
на нефтепродукты, считает он, но это
приведет к серьезным потерям
у регионов. «На сравнительную
доходность продаж бензина на экспорт
и на внутренний рынок изменение
НДПИ не повлияет, но здесь может
быть “понятийный” момент», — считает
Вакуленко: нефтяники обещают сдержать
цены и не допускать дефицита, а
взамен правительство обещает
Принятые меры будут способствовать стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, считает представитель «Роснефти». Но проблему необходимо решать в комплексе — одновременно поднимать экспортные пошлины на нефтепродукты, что предотвратит вымывание топлива с внутреннего рынка, и снижать НДПИ и акцизы, что компенсирует потерю прибыли на внутреннем рынке.
Введение
«Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire, таких как Милтон Фридман, до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон.
Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.»1
На модели AS-AD можно наглядно изобразить изменение совокупного спроса и предложения в стране в силу каких-либо изменений в экономике.
Значит с помощью этого
Так например, я выбрала статью, связанную с топливным кризисом в стране, так как он влияет на цены на бензин, который использует каждый автомобилист. Это доказывает актуальность данной проблемы, и интересует меня, ведь мои родители пользуются автомобилем, а в скором времени и я планирую стать водителем.
Статья является макроэкономической, так как в ней рассматривается проблема экспорта сырья, влияние излишнего экспорта на внутренний рынок и варианты выходов из этой ситуации. Далее я рассмотрю влияние на спрос и предложение, а также последствия топливного кризиса при помощи графика AS-AD.
Речь в моем эссе пойдет в основном о бензине, так как повышены пошлины на экспорт именно этого товара (из статьи «бензин не вывозить»). А также скачек цен на бензин мы ощущаем лучше, чем изменение цен на другие виды топлива. Также мы узнали, что экспорт дизельного топлива и мазута будет приносить доходы не меньше, потому что пошлины на их экспорт не повысятся, следовательно, не изменятся и цены внутри страны, как и предложение этих товаров, что нельзя сказать про бензин.
В выбранной мной статье ясно выражена мысль, что государство не удовлетворено ситуацией в стране, а, значит, будет принимать меры, чтобы что-либо изменить. Так что же нужно изменить, и в чем заключается проблема?
Рассмотрим первый график:
Для начала нужно определиться с видом кривой AS. В нашем случае она будет иметь вид вертикальной прямой, так как уровень выпуска в нашем случае не отклоняется от потенциального. Следовательно не меняются и издержки на производство, так как его больше не увеличивают.
На нем изображен сдвиг кривой AD вправо вверх.
Так как совокупный спрос представляет из себя сумму индивидуальных расходов, инвестиций, гос. расходов и чистого экспорта (AD=C+I+G+Xn), то при увеличении чистого экспорта (из статьи известно, что экспорт вырос на 67%) соответственно увеличится и совокупный спрос. График AD при этом сдвинется вправо и вверх.
Значит,
при увеличении экспорта
Р
AS
AD AD1
Y* Y
Также при незначительных изменениях цены, спрос на бензин не должен сильно упасть, так как не существует альтернативного товара. Однако последнее время мы наблюдаем скачки цен, которые вынуждают потребителей все же отказаться от покупки бензина.
В свою очередь производителям
становится еще выгоднее
Рассмотрим второй график:
По той же причине (увеличение экспорта) предложение данного товара внутри экономики снижается, если производится то же количество топлива, что и раньше. Рассмотрим сдвиг кривой AS в этом случае.
Кривая AS сдвинется влево вверх, что несомненно вызовет повышение цен на товар.
AD1 AS1 AS
Р
P1
P
Y1 Y Y
Из данной статьи мы можем узнать,
что предложение также
Рассмотрим третий график:
В long ran совокупный спрос снова уменьшится, то есть кривая AD вернется в исходное положение. Это произойдет из-за повышения цен на товар. То есть человек, имеющий автомобиль вынужден будет перестать покупать бензин, потому что цены на него настолько высоки, что это становится невыгодным или же просто не представляется возможным. Но, к сожалению, нет товаров, способных заменить его (поменять машину слишком дорого). То есть в отсутствии субститутов, автомобилист будет вынужден передвигаться пешком или на общественном транспорте.
Р AD1
AD LRAS1
Y1 Y
Заключение
Обдумав все изменения, к которым я пришла, можно сделать вывод о том, как изменилась ситуация на рынке бензина в стране, и что необходимо сделать, чтобы нормализовать его продажу и снизить цены.
Так как наша страна является одним из крупнейших экспортеров топлива, то совершенно ненормально то, что в стране топливный кризис и цены на бензин не позволяют его покупать в желаемом объеме. Почему же так произошло и к чему мы пришли, я рассмотрела на графиках ранее, а теперь я бы хотела совместить эти изменения и показать на одном графике переход из исходной точки в то положение, в котором мы находимся сейчас.
Р
AD AD1 AS1 AS
3
2
4 1
Y
Объяснение графика:
Точка 1 это первоначальное положение, то есть до повышения экспорта.
Точка 2 является следствием увеличения чистого экспорта, а следовательно и совокупного спроса. То есть в этой точке мы видим совокупный спрос превышающий совокупное предложение.
Точка 3 изображает положение, когда совокупное предложение снизилось, из-за увеличения экспорта, а так же из-за невыгодности. Это привело к повышению цен, а в следствии в Long ran к снижению совокупного предложения и переходу в точку 4.
Сейчас мы находимся в точке 4, так как имеем повешенные цены при совокупном спросе равном первоначальному, что является невыгодным для людей, покупающих бензин. Однако производители не собираются снижать цены, ведь им это не выгодно. Это стало причиной того, что государство должно принять какие-либо меры для снижения цен и экспорта топлива. Именно поэтому повышены пошлины на экспорт и снижена налоговая нагрузка на производителей топлива. Эти меры должны привести к тому, что предложение товара на внутреннем рынке повысится, а цены будут снижены до уровня первоначальных (то есть мы вернемся из 4 обратно в 1 точку путем сдвижения AS вправо вниз), что нормализует ситуацию в стране и поможет выйти из «топливного кризиса». Этого и добивается государство.
Список литературы:
http://www.rus-lib.ru/book/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Применение модели AS-AD для прогнозирования в макроэкономике