Принципы формирования регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 07:16, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новый сибирский институт»

 

Кафедра социологии, экономики  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Региональная  экономика»

 

Принципы формирования регионального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Н. И. Кремер

Группа: ЭО – 81з

Курс: 5

Форма обучения: заочная

Проверил:

 Преподаватель

                                                                       _____________ А. В. Крыжановский

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Оглавление

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

В настоящее время  отсутствуют эффективные стимулы  роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное  выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета -  их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов, необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

 
 
 
 
 
 
 
 

Основные принципы бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • принцип единства бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • принцип полноты отражения доходов и расходов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Теоретические основы формирования доходов  региональных бюджетов.

Экономическая сущность региональных бюджетов

Региональные бюджеты  представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

Исследование принципа федерализма применительно к  категории «региональный бюджет»  актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

Относительно понятия  «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более  того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

  • денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);
  • фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);
  • плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

Соответственно определение  термина «региональный бюджет»  требует осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации. Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов  регионов и муниципальных образований  наряду с взаимоотношениями с  хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в  общественных отношениях, связанных  с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Признание регионального  бюджета в качестве финансовой категории  требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, следующие:

  • имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;
  • является средством регулирования местных бюджетов.

Характеризуя роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  

Доходы  бюджета субъекта РФ.

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами  права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в  бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями  и гражданами по поводу поступления  денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

В основу построения системы  бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его  деятельности финансовые ресурсы и  одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния  

 

 

 

 

 

Заключение

Содержание регионального  бюджета необходимо раскрывать с  различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).

В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.

Правовое значение бюджета  определяет содержание его как финансового  плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.

Система построения бюджетных  доходов и расходов регионов строится в соответствии с определенными  принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.

 
 
 
 

Список литературы.

1. Бюджетный кодекс Российской федерации (принят 17 июля 1998 года).

2. О бюджетной классификации: Федеральный закон РФ, 15.08.1996г., № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32.-Ст. 3338.

3. Бюджетная система России : Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 540 с.

4. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА»,2004.

5.  Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 340 с.

 


Информация о работе Принципы формирования регионального бюджета