Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:50, реферат
Ускорение научно-технического прогресса во всех странах мира требует постоянного и возрастающего с каждым годом увеличения выработки и потребления энергетических ресурсов и энергии. Постоянно растущие цены на природные ресурсы заставляют все страны принимать меры к снижению их потребления, принятию эффективных мер по энергосбережению и повсеместному использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Все эти проблемы являются актуальными и для Республики Беларусь, так как энергетика РБ, будучи одним из базовых секторов экономики, включает в себя выработку, преобразование, передачу и распределение всех видов энергии.
РЕФЕРАТ
по предмету: «Экономика ресурсосбережения и оценка ресурсоэффективности»
на тему: «Принципы государственной политики энергосбережения и методы их реализации»
Выполнила студентка 4 курса
Гродно 2013
Ускорение научно-технического прогресса во всех странах мира требует постоянного и возрастающего с каждым годом увеличения выработки и потребления энергетических ресурсов и энергии. Постоянно растущие цены на природные ресурсы заставляют все страны принимать меры к снижению их потребления, принятию эффективных мер по энергосбережению и повсеместному использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Все эти проблемы являются актуальными и для Республики Беларусь, так как энергетика РБ, будучи одним из базовых секторов экономики, включает в себя выработку, преобразование, передачу и распределение всех видов энергии.
Согласно закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность, управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:
Основными инструментами социально-психологического
управления являются: образование
и воспитание; обучение; доступность информации;
общественное давление; переговорные
процессы; добровольные соглашения.
В рамках социально-
Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением:
Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.
Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения, как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.
В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно, следует уточнять перечень лицензируемых видов деятельности.
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:
1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий, такие как:
3. В 1996 году была введена система определения
и контроля за выполнением целевых показателей
по энергосбережению для министерств,
других республиканских органов управления,
объединений, подчиненных Правительству
Республики Беларусь, областей республики
и г. Минска. Выполнение таких показателей
осуществлялось через региональные, отраслевые
программы энергосбережения, а также программы
отдельных предприятий и организаций.
В 1996 году была также установлена государственная
статистическая отчетность о выполнении
мероприятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения
в республике проводилась в соответствии
с приоритетными направлениями, указанными
в программе по энергосбережению на 1996–2000г.г.,
такими как:
4. Финансирование мероприятий по энергосбережению
в 1996–2000 годах осуществлялось в рамках
Перечня энергосберегающих мероприятий
республиканского значения, Государственной
научно-технической программы «Энергосбережение»,
региональных и отраслевых программ энергосбережения
по приоритетным направлениям, определенным
постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь №391 от 13.06.96 и №965 от 19. 06.98.
Источниками финансирования мероприятий
по энергосбережению являются:
Информация о работе Принципы государственной политики энергосбережения и методы их реализации