Принципы государственной политики энергосбережения и методы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:50, реферат

Описание работы

Ускорение научно-технического прогресса во всех странах мира требует постоянного и возрастающего с каждым годом увеличения выработки и потребления энергетических ресурсов и энергии. Постоянно растущие цены на природные ресурсы заставляют все страны принимать меры к снижению их потребления, принятию эффективных мер по энергосбережению и повсеместному использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Все эти проблемы являются актуальными и для Республики Беларусь, так как энергетика РБ, будучи одним из базовых секторов экономики, включает в себя выработку, преобразование, передачу и распределение всех видов энергии.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-1.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по предмету: «Экономика ресурсосбережения и оценка ресурсоэффективности»

 

на тему: «Принципы государственной политики энергосбережения и методы их реализации»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

                                               Забавко Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2013

Ускорение научно-технического прогресса во всех странах мира требует постоянного и возрастающего с каждым годом увеличения выработки и потребления энергетических ресурсов и энергии. Постоянно растущие цены на природные ресурсы заставляют все страны принимать меры к снижению их потребления, принятию эффективных мер по энергосбережению и повсеместному использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Все эти проблемы являются актуальными и для Республики Беларусь, так как энергетика РБ, будучи одним из базовых секторов экономики, включает в себя выработку, преобразование, передачу и распределение всех видов энергии.

Согласно закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

  • осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
  • разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  • приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
  • создание систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  • повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
  • осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  • создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
  • реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  • информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  • обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  • создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность, управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:

  • социально-психологические методы или меры морального стимулирования;
  • административные методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;
  • финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Социально-психологический механизм управления энергосбережением

 
           Основными инструментами социально-психологического управления являются: образование и воспитание; обучение; доступность информации; общественное давление; переговорные процессы; добровольные соглашения.

          В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.

Административный механизм управления энергосбережением 
 
Основными инструментами административного управления являются:

  • формирование структуры управления;
  • формирование законодательства;
  • формирование энергетических стандартов и нормативов;
  • организация энергетического менеджмента;
  • проведение энергетических аудитов;
  • энергетическая паспортизация;
  • лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;
  • целевые программы в области энергосбережения.

Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением:

  • Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;
  • Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  • Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
  • Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;
  • Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».

Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:

  • Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
  • Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.

Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения, как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.

В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно, следует уточнять перечень лицензируемых видов деятельности.

Финансово-экономический механизм управления энергосбережением

 

Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:

  • формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;
  • кредитный механизм энергосбережения;
  • режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
  • тарифы на энергию;
  • энергетические налоги.

Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:

1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.

2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий, такие как:

  • Постановление о мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, №504;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, №85 «Об утверждении порядка премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, №58 «О внесении изменений и дополнений в Порядок премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов»;
  • Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;
  • Приказ об утверждении порядка выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г. от 12.04.99, №83/31;
  • Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
  • Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, №04-11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 году;
  • Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, №04-11/309 о разработке и финансировании программ энергосбережения;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, №1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережении»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, №1150 «О проведении государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов».

3. В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению. 
             Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению на 1996–2000г.г., такими как:

  • модернизация и повышение эффективности котельных;
  • внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
  • оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
  • перевод паровых котлов в водогрейный режим;
  • замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
  • внедрение систем учета и регулирования электроэнергии;
  • использование вторичных энергоресурсов;
  • уменьшение потерь при передаче электроэнергии;
  • внедрение частотно-регулируемых приводов;
  • установка энергоэкономичных осветительных устройств;
  • внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
  • внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению.

4. Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996–2000 годах осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы «Энергосбережение», региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь №391 от 13.06.96 и №965 от 19. 06.98. 
 
                   Источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются:

  • собственные средства предприятий;
  • средства инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов;
  • средства целевого бюджетного фонда «Энергосбережение»;
  • средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;
  • республиканский и местный бюджет;
  • средства займа Всемирного банка.

Информация о работе Принципы государственной политики энергосбережения и методы их реализации