Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:43, шпаргалка
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек.
Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации ” Об образовании“ (статья 8) введено понятие системы образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Взаимодействие этих элементов порождает способность системы оказывать образовательные услуги признаваемого государством и обществом качества, понятного уровня и содержания.
Принципы и основные черты Управление образованием
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек.
Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации ” Об образовании“ (статья 8) введено понятие системы образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Взаимодействие этих элементов порождает способность системы оказывать образовательные услуги признаваемого государством и обществом качества, понятного уровня и содержания.
Существует достаточно много определений управления, но обобщая эти определения, можно считать управлением обособленную (1) деятельность, обеспечивающую (2) такую организацию основной деятельности, которая способствует достижению поставленной перед этой основной деятельностью цели. Управление возникает там, где существует несколько связанных общей деятельностью элементов (людей, организаций) и имеет место общая цель такой деятельности.
Управление представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами:
• обособленная, осуществляемая отдельно от основной деятельности специально выделенными для ее осуществления людьми и (или) организациями в специально отведенное для этого время. Иначе говоря, управление в образовании осуществляется или должно осуществляться отдельно от образовательного процесса.
• обеспечивающая сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса; • обеспечивающая достижение целей, стоящих перед системой образования как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане.
Такой громадной системой, как образование, управлять просто необходимо, поскольку недостатка в самодеятельности и новаторстве в образовании, как, впрочем, и в других сферах, никогда не испытывалось (в этом и сила системы). Куда способна завести неупорядоченная (другой вопрос — насколько, каким образом, кем) самодеятельность, сказать трудно.
Управление выполняется субъектом — лицом или группой лиц, объединенной неким организованным образом. Группа лиц, организация или несколько организаций, осуществляющих основную деятельность, на достижение цели (целей) которых направлена управленческая деятельность, называются объектом управления. В качестве объекта управления могут выступать практически любые тем или иным образом выделенные множества лиц или организаций при условии, что их деятельность направлена на достижение единой цели, и цель эта осознана, выражена, приемлема, существует потребность в ее достижении. Применительно к сфере образования можно иллюстрировать это следующим простым примером:
• существует цель в виде всеобщего среднего общего полного образования хорошего качества;
• существует сеть школ, которые осуществляют обучение по программам среднего общего полного образования;
• нужно, чтобы эти общеобразовательные школы давали требуемое образование хорошего качества;
• необходимо управление всеми этими школами как объектом, дающим необходимое образование, для достижения поставленной цели.
Выделяется обычно три вида управления:
1) по параметрам
нового состояния, достижение которого
является целью деятельности
объекта управления, — управление
по конечной цели для
2) по параметрам состояния объекта управления и допустимым отклонениям от этих параметров — управление по траектории движения объекта управления (в данном случае имеется в виду изменение параметров объекта во времени);
3) по ”
ценностям“, т. е. воздействие на
управляемый объект таким
Считается, что всякое управление должно решать следующие основные задачи. Оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей.
Планирование — определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, более приближенное к стоящим перед ним целям. Организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т. п. для выполнения запланированных мероприятий. Мотивация — создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия. Контроль результатов — проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей
Процесс управления носит непрерывный характер — каждое воздействие вызывает изменение состояния объекта управления, что требует сопоставления с целью и повторения действий в той же последовательности.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в задачах управления нет места формулировке общей цели, стоящей перед объектом управления. Это очень важное положение означает, что цель формулируется иными системами, внешними по отношению, в данном случае, к образованию — государством, обществом, экономикой, работодателями и другими, т. е. теми субъектами, интересы которых пересекаются в сфере образования. Управление может осуществляться только при наличии сформулированной цели (или нескольких целей, если общая цель не сформулирована по тем или иным причинам). Собственно это и следует из определения управления.
Общая цель не определяется системой образования, поскольку сама система строится для достижения этой самой общей цели. Вообще понятие цели сформулировать довольно трудно. Будем считать целью некоторое новое (в смысле — иное по сравнению с имеющимся в данный момент) состояние системы, в которое ее нужно перевести. Для этого нужно в соответствии с задачами, которые решает управление, оценить существующее состояние относительно необходимого, спланировать нужные для этого мероприятия или действия, организовать их выполнение, мотивировать людей на выполнение этих действий, проконтролировать получаемые результаты и вновь сопоставить состояние с необходимым.
К формулировке цели предъявляются довольно простые, но не всегда выполнимые и не всегда выполняемые, требования. Цель должна быть: • конкретна; • измерима; • приемлема; • реалистична; • с определенными сроками достижения.
Сущность и принципы системы образования
Система (греч.) - целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования - совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом "Об образовании" в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.
Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования.
Во-вторых, уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности.
В-третьих, особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией. Например, в странах с мусульманским вероисповеданием принципы образования существенно отличаются от христианских.
В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.
Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т. п.).
Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
Прокомментируем некоторые из этих принципов. Что означает единство федерального образовательного пространства? На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.
В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.
Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.
Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.
В реализации этого принципа существенная роль принадлежит психологам, которые могут определить уровень развития школьников, рекомендовать способы работы с ними, исходя из их индивидуальных особенностей.
Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.
Свобода в образовании - это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.
Информация о работе Принципы и основные черты Управление образованием