Принципы кредитования исламских банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В экономической литературе Кыргызской Республики впервые стали вести разговоры об исламских банках и исламских принципах финансирования только в последние два года. Для многих остается загадочным феномен стремительного завоевания своей ниши в мировой экономической системе исламской экономической системы и исламских принципов финансирования. Современный мир с интересом следит за появлением новых сообщений об этих принципах финансирования. Всех интересует ее положительные и отрицательные стороны. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, тем не менее в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной банковской системе. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих стран Центральной Азии стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность исламских принципов финансирования 5
1.1. Принципы и особенности исламских принципов финансирования 5
1.2. Исламский банкинг в мировой экономике 12
1.3. Организация исламских принципов финансирования в Кыргызстане 15
Глава 2. Исламские принципы финансирования в экономике Кыргызстана 19
2.1. Исламские принципы финансирования в ОАО «ЭкоИсламикБанк» 19
2.2. Проблемы развития исламского банкинга………………………………...22
2.3. Перспективы развития исламских принципов финансирования 24
Заключение 26
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Исламские банки.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль делится  согласно оговоренному соглашению, а  убыток – в пропорциях, соответствующих  долям участия в партнерстве. Прибыль формирует фонды для  распределения, убыток уменьшает стоимость активов, используемых для реализации бизнес-плана.

В отличие от мударабы, в создаваемом на основе мушараки партнерстве владелец капитала имеет право вмешиваться в  управление проектом и тем самым  может преодолеть негативные последствия  информационной асимметрии и сопутствующих моральных рисков.

В практике исламских  банков различается несколько видов  этих сделок – в зависимости от объема прав сторон по данному виду договоров. При использовании такой  разновидности мушараки, как муфавада, участники (партнеры) вносят равные доли в совместное предприятие и обладают равным правом распоряжаться имуществом компании. А в разновидности ай-нан участники могут быть неравны как в размере капитала, так и в полномочиях.

Контракт мудараба используется для целей проектного (синдицированного) финансирования, а также при участии в синдикатах и при выпусках сукук.  

В активных операциях  исламского банка мудараба предполагает кредитование банком каких-либо инвестиционных проектов на условиях доверительного партнерства, т.е. при отсутствии возможности исламского банка участвовать в управлении компанией, чье финансирование банк осуществлял. Основой доверительного партнерства является участие банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта (специального предприятия) определенного клиента4.

Банк в рамках такого финансирования выступает владельцем денежных средств, клиент банка, именуемый  доверенным партнером (мудариб), существляет  организацию и управление проектом, обеспечивает управленческую, кадровую и техническую составляющую проекта.

Основой сделки мурабаха является продажа банком с  наценкой клиенту какого-либо ранее  приобретенного определенного актива. Наценка, устанавливаемая им в рамках сделки с клиентом, и становится доходом банка от данной операции. Экономический смысл сделки заключается в отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у банка.

1.2. Исламский банкинг в мировой экономике

 

Спад инвестиционной активности предприятий, снижение реальных доходов населения и в целом  состояние глубокого экономического кризиса после суверенитета стали основными индикаторами развития национальной экономики Кыргызстана.

При таких условиях для  гармоничного развития экономики требуются  постоянные инвестиции, которые являются недоступными в силу определенных обстоятельств, заданных классическими западными экономическими схемами. Западная модель экономики с множеством ее финансовых институтов и систем сейчас переживает не самые лучшие времена, все ярче демонстрируя свою несостоятельность, свидетельством чему является мировой финансовый кризис.

Особый интерес к исламскому финансированию государства проявили после того, как в прошлом году исламская система банкинга продемонстрировала завидную устойчивость и эффективность  в преодолении последствий мирового кризиса. Сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим в мире и демонстрирует в последние годы исключительно высокие темпы прироста – 15–20% в год. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, и его годовые обороты составляют около 750 млрд долларов США.

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, он обладает семикратным  потенциалом развития – до трлн. Ожидается, что рост активов исламских  финансовых организаций к 2013 году может  достигнуть трлн.

Исламский банкинг – альтернатива и потенциальный конкурент традиционному финансированию в мировой банковской системе.

На сегодняшний день принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и  в США. Исламское финансирование практикуется как в странах с юридической системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия, Судан и т. д.), в странах с частично исламской юридической системой (Малайзия, Бахрейн, Пакистан и т. д.), так и в светских странах (Великобритания, Сингапур, США и т. д.)

Многие западные банки открыли  и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата:

США – диалог с ABANA;

Великобритания – 5 утвержденных исламских  банка, 2 оператора такафул;

Сингапур – исламский ETF;

Гонконг – создан совет по принципам  исламского финансирования;

Индонезия – принят закон осуверенном  сукуке.

Источник: 2008, Zaid Ibrahim & Co *Arab Bankers Association in North America (Ассоциация арабских банкиров в Северной Америке).

 

Банки, работающие на принципах шариата, начали появляться в 1970-х. Первые банки  представляли собой маленькие фирмы  с долевым участием или инициативы, направленные на развитие региона. В 1975 году Исламский банк развития, основанный 23 мусульманскими странами (сегодня число учредителей достигло 56 стран), работает на манер Всемирного Банка, предоставляя беспроцентные займы правительствам стран-участниц. Нефтяной бум десятилетия дал хороший толчок для развития целого ряда исламских коммерческих банков, особенно в странах Персидского Залива. Среди индексов Доу-Джонса появился исламский индекс, характеризующий показатели халяльного бизнеса. Даже крупные традиционные банки испытывают «исламскую лихорадку». Такие банки, как Citicorp, Deutsche Bank, HSBC, ABN Amro, открыли отделения, работа которых строится по принципам шариата.

Преимущества исламского финансирования заключаются в следующем5:

· запрет спекуляции – на принятие и выплату вознаграждения за пассивный  капитал (запрет начисления вознаграждения в виде процентов);

· разделение рисков между участниками  сделки;

· инвестиции в реальное производство;

· движение денег против движения реальных активов;

· запрет финансирования деятельности, не отвечающей нормам шариата: покупки  акций компаний, в чью деятельность входят производство или торговля оружием, алкоголем, табаком, свининой; представляющих индустрию развлечений (казино и пр.), а также страховых и финансовых компаний, функционирующих за счет процентов от сделок (рис. 1). 
 

Особенности исламского банкинга очевидны6:

1. Прибыль банков и  их вкладчиков формируется при  предпринимательской деятельности  за счет вложения средств в  различные проекты, создающие  реальные товары;

2. Капитал работает  исключительно в производственных  целях. Чаще всего банк выступает либо в качестве партнера (договор мушарака), либо в качестве трастового фонда (договор мудараба).

3. Обе стороны –  и банк, и клиент – разделяют  прибыли и убытки от проектов  согласно договоренности, и, соответственно, прилагают усилия для достижения прибыльности проектов.

4. Высокорисковым проектам  банки предпочитают проекты менее  рисковые, приносящие стабильный  доход.

5. При исламском банке  функционирует Шариатский совет,  который осуществляет контроль  за соответствием сделок банка принципам исламского финансирования.

1.3. Организация исламских принципов финансирования

в Кыргызстане

 

Кыргызская Республика является членом Исламского банка развития (далее - ИБР) с 1993 года. 16 мая 2006 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и ОАО «Экобанк», относительно внедрения исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике. Вслед за этим документом подписан указ Президента Кыргызской Республики от 12 июля 2006 года, УП №373, «О пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике»7.

Внедрение исламского банкинга происходит на основе пилотного проекта, который осуществляется на базе одного из ведущих банков страны – ОАО  «Экобанк». Государство не имеет доли в акционерном капитале банка.

ОАО «Экобанк» самостоятельно проявил инициативу расширения своего продуктового ряда за счет внедрения  в практику банковской деятельности новых услуг и привлечения  инвестиционных ресурсов в экономику страны. Инициатива была выражена в переписке ОАО «Экобанк» с Администрацией Президента Кыргызской Республики, Штаб-квартирой ИБР и офисом Управляющего от Кыргызской Республики в ИБР.

Организован Руководящий  комитет из представителей трех сторон: Правительства Кыргызской Республики, ИБР и ОАО «Экобанк».

После многочисленных обсуждений и уточнений вопросов регулирования  исламских принципов финансирования в стране, в декабре 2006 года Национальным банком Кыргызской Республики было выдано Приложение к лицензии, дающее право на осуществление сделок согласно Положению Национального банка КР «О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта».

По условиям Соглашения, пилотный проект должен быть осуществлен  в течение одного календарного года. В течение, которого должны быть решены все необходимые норморегулирующие, организационные, административные, технические (в том числе вопросы аппаратно-программного обеспечения), кадровые и другие, возникающие в связи с этим вопросы.

За истекший период принято  свыше двадцати норморегулирующих  документов, регламентирующих осуществление  пилотного проекта.

Основными условиями  «включения» Кыргызстана в индустрию  исламских финансов являются заинтересованность и намерения выполнять требования мусульманского права, касательно финансовых операций. При условии участия страны в данной схеме на Правительственном уровне, требование вхождения в состав стран-участниц группы ИБР является приоритетным, но не обязательным условием. Условием же вхождения в состав ИБР является однозначное согласие и принятие статей соглашения Учредительного договора ИБР.

Аналитические выводы, с  учетом просчетов и достижений, логично  делать по мере внедрения пилотного  проекта. На данном же этапе, самое главное  условие его функционирования – это создание правового поля и точное следование этим требованиям.

Нельзя отрицать влияние  общественности на происходящие политические и социально-экономические преобразования в стране – ее роль значительна. С точки зрения требований общественности к процессу внедрения ИПФ, то данный процесс должен отличаться открытостью и прозрачностью процедур. Для мусульман, как наиболее заинтересованной части общества, это возможность реализовать свои законные права на экономическую деятельность, которая удовлетворяет требованиям мусульманского законодательства, а также, в общем и целом не входит в противоречие с основным законодательством страны, поскольку наличие правового поля – обязательное и неукоснительное условие его полноценного функционирования.

Практика исламского банкинга во всем мире демонстрирует, что исламские принципы финансирования и традиционное финансирование прекрасно  «уживаются», представляя собой две самодостаточные конкурирующие системы.

Экономическая деятельность альтернативных банковских систем страны (традиционная и исламская) создают  здоровую конкурентную среду, здесь  выигрывают не только мусульмане, но в  целом все общество. Так, успешная деятельность исламского банковского сектора вполне может привести к тенденции снижения процентных ставок остальными банками. Этот факт, безусловно, пойдет на пользу всему обществу. К тому же это один из эффективных способов недекларированного подхода к борьбе с религиозной нетерпимостью.

Неэффективное управление процессом внедрения ИПФ в  Кыргызской Республике имеет такие  же шансы повлиять на экономику страны, как и просчеты и ошибки внедрения  любых новшеств в сфере экономики.

Сотрудничество страны с ИБР в виде контрактов и процедур исламских принципов финансирования имеет опыт, превышающий десяток лет.

Что касается исламского банковского дела, являющегося частным  случаем ИПФ, то его столь «позднее»  внедрение относительно начала функционирования в стране самих ИПФ можно объяснить следующим:

· разрушением идеологических устоев в постсоветский период и, как результат, ростом проблем морально-нравственного  характера;

· не монорелигозностью  и светским характером общества;

· отсутствием информированности общества относительно процедур и механизмов исламского банковского дела.

Поддержка пилотного  проекта со стороны государства  играет существенную роль в регулировании  данного процесса в рамках действующего законодательства. В данном контексте, задачами Президента Кыргызской Республики, как гаранта Конституции страны, является соблюдение равенства прав всех граждан страны вне зависимости от взглядов и убеждений в их экономической и финансовой деятельности.

Что касается законодательного органа страны, то Жогорку Кенешу следует активно участвовать в разработке и принятии законодательной базы исламского финансирования, посредством привлечения экспертной и консультационной помощи со стороны парламентов стран, имеющих практический опыт использования данных финансовых механизмов. Например, Парламента Малайзии или Великобритании, как светских государств.

Глава 2. Исламские принципы финансирования в экономике Кыргызстана

2.1. Исламские принципы финансирования в ОАО «ЭкоИсламикБанк»

Информация о работе Принципы кредитования исламских банков