Принципы, показатели, концентрация и олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.

Содержание работы

Раздел №I «Принципы, показатели, концентрация и олигополия»
Раздел № II «Примеры расчета модели доминирующей фирмы Форхаймера»
Раздел №III «Продуктовая дифференциация»
Раздел № IV Задача

Файлы: 1 файл

Экономика отросли.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

Авторы применяли эконометрический анализ, используя probit-анализ данных Госкомстата по предприятиям. Исследование показало, что конкуренция со стороны иностранных производителей оказывает большее влияние на инновационную активность, нежели конкуренция со стороны национальных компаний. К сожалению, специфика данных не дает возможности разделить эффект конкуренции со стороны импортеров от эффекта конкуренции со стороны компаний с ПЗИ. Конкуренция также сдвигает инновационную активность в сторону имитации или осуществления имитации и инновации одновременно.

Вертикальные связи с иностранными компаниями, как показал анализ К. Козлова и Юдаевой, не являются такими существенными, как горизонтальное взаимодействие. Так, только 11 % фирм рассматривают инновационную активность как возможность уменьшить зависимость от иностранных поставщиков материалов, и только 7 % фирм в результате инноваций хотели бы стать поставщиками фирм с ПЗИ, работающих в России. Таким образом, не вертикальные связи играют основную роль в стимулировании инновационных процессов, а горизонтальные.

На основании изложенного материала  можно сделать несколько выводов. Во-первых, изменение уровня продуктовой  дифференциации является результатом  двух основных механизмов стратегического  межфирменного взаимодействия: трансферта технологий и конкуренции. Выделяют три типа трансферта технологий: трансферт  процессных, управленческих и продуктовых  технологий. Все три типа трансферта могут выражаться в изменении  уровня продуктовой дифференциации. Первые два типа — опосредованно через уменьшающиеся издержки производства, последний — напрямую через перенятие идей о новых товарах.

Во-вторых, в условиях переходной экономики  эффект трансферта технологий и сопряженное  с ним изменение уровня продуктовой  дифференциации в национальных компаниях  связаны с ПЗИ и импортом, в  то время как конкурентное давление осуществляется в основном со стороны  национальных фирм.

В-третьих, существуют факторы внутри страны и внешнеэкономические, которые  не только оказывают сильное влияние  на величину эффекта трансферта технологий и конкуренции, но и могут сменить  знак эффектов. Среди таких факторов мы можем выделить величину технологического отрыва, либеральность инвестиционного  климата в регионе и характер межфирменных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Решите задачу и объясните  принятое вами решение в письменной форме.

Исходные данные: на рынке  присутствует одно предприятие с  долей продаж 38%, три предприятия  с 12% долями и двадцать шесть предприятий  с 1% долей. Возможно ли, слияние предприятия  с долей продаж 38% и предприятия  с долей продаж 1%?

Решение:

Антимонопольное законодательство различных стран по-разному устанавливает  границы возможных слияний и  поглощений предприятий.

Так, в российском антимонопольном  законодательстве есть определение  доминирующей фирмы. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает  решающее воздействие на общие условия  товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим  агентам. В то же время, российское законодательство определяет количественные параметры  возможного доминирования. Если рыночная доля фирмы менее 35%, фирма ни в  коем случае не признается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным  органам следует доказать доминирование  фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой.

Таким образом, ФАС (Федеральная  антимонопольная служба) может запретить  слияние, если доля объединенной компании на рынке превысит 65%.

В условиях рассматриваемой  задачи при слиянии предприятий  их суммарная доля составит 38% + 1% = 39%< 65% — то есть слияние возможно.

Если фирмы действуют  в США, то там основным ориентиром антимонопольной политики в отношении  оценки допустимости разного рода слияний  является индекс Херфиндаля-Хиршмана — показатель концентрации, определяемый как сумма квадратов рыночных долей всех фирм рынка.

Антиконкурентным считается  при индексе Херфиндаля-Хиршмана (НHI) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.

Рассчитаем НHI до и после слияния:

 

до слияния: НHI = 1 × 382 + 3 ×122 +26 × 12 = 1902

После слияния: HНI = 1 × 392 + 3 × 122 +25 × 12 = 1978

 

Поскольку НHI >1800, то допустимым является слияние, приводящее к росту индекса не более чем на 50 пунктов, а в нашем случае прирост составил 76 пунктов (1978 — 1902). Таким образом, в США слияние компаний будет невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Уч. - М: Юрист, 2005

2. Елецкий Н.Д. Экономическая теория: Уч. - Ростов-на-Дону: Март, 2005

3. Жилинский С.Э. Экономическая теория. Уч. - М.: Норма, 2006

4. Куликов Л.М. Экономическая теория: Уч. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

5. Курс экономической теории: Уч./ Под ред. М. Н. Чепурина.- Киров: АСА, 2006

6. А. С. Булатова Экономика. Уч.- М.: Юристъ, 2001.

7. Райзберга Б. А. Курс экономики. Уч. - М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Камаева В. Д. Экономическая теория. Уч.. - М.: Владос, 2001.

9. Е. Строганова, И. Андреева Микроэкономика. Уч.. - М.: Питер, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принципы, показатели, концентрация и олигополия