Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:46, контрольная работа
Под видами экономической деятельности подразумевается любые виды деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта, которые не запрещены законом, как криминальные. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали.
Принцип всеобщности рынка……………………………………………….….2
Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности……...3
Саморегулирование хозяйственной деятельности……………………..…….3
Принцип договорных отношений и принцип обязательности их соблюдения.5
Свободное ценообразование……………………………………………………5
Самофинансирование (самообеспечение)……………………………………...6
Децентрализация управления и самостоятельность…………………….……6
Экономическая ответственность……………………………………………..…7
Принцип государственного регулирования……………………………….…..8
Конкуренция……………………………………………………………………...8
Принцип социальной защиты…………………………………………….……10
Список используемой литературы……………………………………………12
Содержание:
свободный выбор видов и форм деятельности………………………………….2
Принцип всеобщности рынка…………………………………
Равноправие рыночных субъектов
с разными формами
Саморегулирование хозяйственной деятельности……………………..…….3
Принцип договорных отношений и принцип обязательности их соблюдения.5
Свободное ценообразование………………………………………
Самофинансирование (самообеспечение)…………………………………
Децентрализация управления и самостоятельность…………………….……6
Экономическая ответственность………………………………………
Принцип государственного регулирования……………………………….…..8
Конкуренция…………………………………………………
Принцип социальной защиты…………………………………………….……10
Список используемой литературы……………………………………………12
1. свободный выбор видов и форм деятельности
Этот принцип означает право любого хозяйствующего субъекта (отдельно взятый человек, семья, группа, коллектив предприятия) выбирать желаемый, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.
Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная и нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Экономическая свобода – это не вседозволенность.1
Под видами экономической деятельности подразумевается любые виды деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта, которые не запрещены законом, как криминальные. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали.
Таким образом, в рыночной экономике действует главный, исходный принцип: « Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической деятельности, кроме запрещенных законом, в виду их общественной опасности».
2. Принцип всеобщности рынка
характеризует неизбежность
проникновения рыночных отношений
во все сферы общественного
3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности
(многообразие форм
В любой экономике ее активными
субъектами становятся личность, семья,
социальная группа, производственный
коллектив, регион, государство. Это
разномасштабные и равноправные
субъекты и было бы неправомерно представлять
одни и те же права индивиду (домохозяйству),
фирме, правительству, так как индивидуальные
и общегосударственные интересы
не уравновешиваются. Вместе с тем
экономические права каждого
из этих субъектов, включая возможности
осуществления экономической
4. Саморегулирование хозяйственной деятельности.
В рыночной экономической системе вопросы производства реализации производимой продукции производители решают самостоятельно. Свободный рынок характеризуется тремя важнейшими признаками:
· Нерегулируемым предложением (производителя самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести);
· Нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести);
· Нерегулируемой ценой, которая уравновешивает спрос и предложение.
При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хоз. деятельности.
Рыночная экономика –
это такая экономическая
Рыночная цена, то есть цена при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разориться) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижение затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, спрос , цена и предложение являются активными регуляторами рыночного устройства производства и обмена товаров.
Указанный принцип предполагает, что мобильность всех видов ресурсов, включая и технологию, и свободные денежные ресурсы, и рабочую силу, и информацию. Соответственно движение ресурсов должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки, биржи, развитая торговая сеть, сеть коммуникаций и т.д. Все они служат для перераспределения ресурсов, их взаимосвязи в экономическом кругообороте и наиболее эффективного применения.
Критерием эффективного применения ограниченных ресурсов в рыночной экономике служит максимизация прибыли, которая одновременно является и стимулом для всех предпринимателей, и регулятором затрат.3
5. Принцип договорных отношений и принцип обязательности их соблюдения.
В административно-командной
экономике отношения
Принцип договоренности универсален и распространяет свое действие и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства. Вместе с тем следует иметь в виду, что принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения.
6. Свободное ценообразование.
Данный принцип означает,
что цена не назначается сверху,
а формируется на основе взаимного
соглашения между продавцом и
покупателем в итоге
Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции, и ее обменный курс по отношению к другим товарам, и ее потребительские качества. Но это совсем не значит, что в рыночной экономике существуют полностью раскрепощенные цены. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателем и продавцом, но и под влиянием рыночной конъюнктуры в целом.
7. Самофинансирование (самообеспечение).
В условиях рынка любая
хозяйственная единица, получая
экономическую
Положительная сторона этого принципа состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство ответственности в связи с угрозой банкротства. Следовательно, самофинансирование возбуждает предприимчивость, обучает умению добывать деньги, упорядочивает учет и контроль над финансами.4
8. Децентрализация управления и самостоятельность.
Этот принцип является производным и вытекает из свойств рыночной системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется:
- в отсутствии устанавливаемого
центром государственного
- в ограничении прав
государственного аппарата
- в делегировании планово-
Однако в связи с этим следует сделать два замечания:
а) Рыночная экономика заведомо не может и не должна быть полностью децентрализованной, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов и развала, рыночная экономика призвана (должна) быть высокоорганизованной и контролируемой.
б) Чтобы экономика рыночного типа была самоорганизующейся, необходима система правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса.
Непосредственное проявление
централизации в
9. Экономическая ответственность.
Рыночная экономика опирается, прежде всего, на экономические способы и средства возбуждения ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны.
Рыночная экономика исходит
из необходимости компенсации
10. Принцип государственного регулирования.
Как уже отмечалось выше,
рыночная экономика может
В цивилизованной рыночной
экономике, для которой характерно
наличие системы ориентиров, выражающих
общегосударственные, общенациональные
интересы и высокий уровень
11. Конкуренция
Рынки, основанные на конкуренции,
стали самым удачным из известных
человечеству способов распределения
ограниченных ресурсов и созданных
с их помощью благ. Конкуренция
– это экономическое
Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.
Соперничество, однако, может разворачиваться по-разному. И каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе соей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.
Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):
1. Рынок совершенной конкуренции;
2. Рынок монополистической конкуренции;
3. Олигопольный рынок;
4. Рынок монополии.
Совершенная конкуренция
характеризуется большим числом
фирм в отрасли с одинаковыми
товарами. При этом возможность фирмы
влиять на цены своих товаров отсутствует
полностью. При монополистической
конкуренции также существует большое
количество фирм, однако для удовлетворения
одной и той же потребности
они предлагают различающиеся между
собой товары. Также каждая фирма
имеет некоторую возможность
влиять на цену, по которой она продает
свои товары. Для олигополии характерно
производство одинаковых или сходных
товаров небольшим числом крупных
фирм, которые и конкурируют между
собой. При этом каждая фирма может
оказывать существенное влияние
на цены. На рынке монополии ля покупателя
складываются самые худшие условия,
так как обычная коммерческая
стратегия монополиста –