3. Проблемы и перспективы вступления
России в ВТО.
Одной из важнейших задач
провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию
в мировую экономику является вступление
в ВТО. Россия заинтересована в равноправном
участии в международных экономических
отношениях, которые в значительной мере
регулируются нормами и правилами данной
организации.
Вместе с тем, присоединение к ВТО сопряжено
с решением комплекса сложных проблем,
охватывающих не только наши внешнеэкономические
связи, но и экономику страны в целом.
Российские обязательства по открытию
отечественного рынка должны быть жестко
увязаны с обязательствами стран ВТО по
признанию России страной с рыночной экономикой.
Сегодня Россия переживает такой исторический
период, когда общество в состоянии наиболее
разумно решать ключевые вопросы, определяя
главное направление своего развития.
Существует мнение, что ключевой вопрос
сегодняшнего дня — определить адекватную
России степень открытости национальной
экономики.
Россия уже заключила с важнейшими торговыми
партнерами двусторонние торговые соглашения
о сотрудничестве, в которые включается
режим наибольшего благоприятствования.
Следует отметить, что российский экспорт,
как и прежде, состоит на 80% из поставок
энергоносителей, сырья и материалов,
т.е. такого вида товаров, на который не
распространяются в большинстве случаев
импортные пошлины, количественные ограничения
и прочие нетарифные торговые барьеры.
На сегодняшний день цель торговой политики
России — изменение экспортной структуры,
постепенное сокращение доли сырья и основных
материалов и увеличение доли товаров
обрабатывающей промышленности.
В программах правительства предусматривается
направление части государственных средств
на стимулирование экспортного производства
в качестве льготных кредитов или иных
форм финансовой помощи, а также освобождение
экспортно-ориентированных предприятий
от налогов или их снижения. Все это потребует
значительных бюджетных средств, изыскать
которые пока что, видимо, невозможно при
нынешнем напряженном финансовом положении.
Но сбыт готовой продукции вряд ли был
бы более успешным и при достаточном объеме
финансовых средств.
Торговые барьеры, на применяемые на сегодняшний
день в международной торговле - большая
помеха, и членство в ВТО вряд ли вряд ли
дает такие положительные результаты
в устранении их, как этого хотелось бы.
Ведущие компании развитых стран достигли
наилучшего использования преимуществ
международного разделения труда. Смогут
ли производители России участвовать
в конкуренции на мировом рынке, постепенно
переходя к глобальной ориентации.
Россия могла бы воспользоваться
преимуществом режима наибольшего благоприятствования,
распространяющегося на страны - члены
ВТО, это означало бы и снижение таможенных
пошлин на ее экспортные товары, что улучшит
инвестиционный климат в стране. Приток
инвестиций позволил бы расширить масштаб
производства, снизить его издержки и
получить возможность осуществления экспортно-ориентированной
стратегии развития, успешной на примере
других стран, преодолевших экономическую
отсталость.
Потребители внутри страны тоже получили
бы некоторые выгоды, т.к. снижение импортных
пошлин снизило бы стоимость импортных
товаров и увеличило бы емкость рынка
за счет интенсивной составляющей.
Также, возможно, что снижение импортных
пошлин на некоторые виды товаров позволило
бы повысить конкурентную способность
на внутреннем рынке (запчасти, различные
материалы, технологии как первого, так
и второго порядка, машины и оборудование),
что очень важно и необходимо для отечественного
производителя, который из-за высоких
цен вышеуказанных товаров не может наладить
эффективное в достаточной мере производство
и повысить качество своей продукции.
Приобретая членство в ВТО, Россия становится
равноправным партнером других стран.
Сейчас многие государства применяют
дискриминационные ограничительные меры
в своих торговых отношениях с Россией.
В Министерстве торговли уже с 1992 года
отмечают, что внешнеторговых санкций,
принимаемых на Западе против России,
становится все больше и больше. В начале
90-х годов их было не более 10, сейчас —
1231. Общий ущерб, по оценкам Министерства
торговли, — более 2,2 млрд. долл. в год.
Общение с Россией идет по особым правилам
— иначе ведутся антидемпинговые расследования,
по-своему рассчитываются цены и таможенные
пошлины. Начисление таможенных пошлин
доходит до 300% (как, например, по нитрату
аммония) или 177% (как по холоднокатаной
стали). Министерство торговли старается
регулировать торговые споры, с тем, чтобы
минимизировать потери от этих санкций.
Но существует и более серьезная угроза
— Россия может окончательно потерять
свои позиции на многих международных
рынках. Заместитель руководителя департамента
по регулированию внешнеэкономической
деятельности говорит, что «страны Запада
действуют в соответствии со своими законами,
в которых четко прописано, какие правила
применяются по отношению к странам с
рыночной экономикой, какие — к нерыночным,
т.е. таким, как Россия. И чтобы Россия была
признана «страной с рыночной экономикой»
необходимо пройти определенную жесткую
процедуру в соответствии с законодательством
конкретного торгового партнера», тем
не менее, как сказал А. Ружин, «вызывает
удивление решение по странам Прибалтики
о признании их странами с рыночной экономикой,
хотя вроде бы все они вышли из одного
Советского Союза с его плановой экономикой»2. Также в статье указано, что Совет Европы
постановил заморозить значительную часть
помощи, предоставляемой России Европейским
банком реконструкции и развития. Кроме
того, России не дадут добрать 30 млн. евро
из кредитов, недоиспользованных Россией
в прошлом году.
Россия все еще не признана многими государствами
страной с рыночной экономикой и считается
находящейся на стадии перехода к рыночной
экономике.
Вступив в ВТО, Россия оказалась бы под
большей защитой, которая заключалась
бы в сопоставимости экспортных цен на
продукцию стран с аналогичным уровнем
развития (например, Португалия и Испания).
Ежегодный ущерб из-за дискриминации российских
экспортных товаров оценивается в 1,5 млрд.
долларов. Торгово-промышленная палата
РФ дает данные в 3 млрд. долларов упущенной
экспортной выручки ежегодно.
На данный момент члены ВТО весьма заинтересованы
в получении от России как кандидата на
вступление в ВТО информации о том, как
она путем торговых ограничений предполагает
защищать интересы своей безопасности.
Переговоры о вступлении России в ВТО
осложняются еще и тем, что ЕС до сих пор
не признает Россию страной с рыночной
экономикой и западные правительства
вмешиваются в торговые отношения с ней.
Сама же ВТО требует от России всеобъемлющей
информации о ходе реформ, что пока является
для российского руководства трудновыполнимой
задачей, т.к. ответить на конкретные вопросы
можно только совместно с многочисленными
министерствами, которые вместо требуемой
информации предоставляют огромную документацию,
не имеющую ничего общего с запрашиваемой
информацией3.
Позиция России на сегодня по таможенным
пошлинам предполагает, что тарифные уступки
не будут распространяться на те отечественные
товары, производство которых нужно обязательно
сохранить. Поэтому после вступления России
в ВТО примерно для 1/3 импортных позиций
будут действовать относительно высокие
импортные пошлины, для половины импорта
будут и впредь действовать таможенные
тарифы, чтобы обеспечить отечественное
производство защитой. В итоге будущий
средний уровень таможенных пошлин в России
и после вступления в ВТО превысит нынешний.
Россия имеет статус страны с переходной
экономикой, а особые права предоставляются
только развивающимся странам, но Россия
может рассчитывать на предоставление
переходного периода для необходимой
адаптации к условиям конкуренции, характерной
для стран с открытой экономикой. При этом
Россия сможет в течение первого этапа
(4—7 лет) с помощью защищающих пошлин сократить
использование своих ресурсов.
Еще одно препятствие
— несоответствие российских правовых норм правовым
нормам ВТО. Также рассматривается такой
спорный вопрос, как права Центра и регионов
во внешней экономической деятельности.
Необходимо четко разделить полномочия
в области внешнеэкономической деятельности
между Центром и субъектами федерации.
Адаптация сферы услуг к требованиям ВТО
также еще одна трудная проблема, поскольку
кроме либерализации товарного рынка
необходим и свободный допуск на него
торговых, транспортных, телекоммуникационных,
строительных и инженерных услуг, не говоря
уже о финансовой сфере и передвижении
иностранцев внутри государства.
Недостаточные инновационные возможности
российского менеджмента не позволяют
влиятельным группам интересов России
доброжелательно относиться к членству
страны в ВТО. Они считают, что большую
пользу это членство принесет промышленно
развитым странам, а не России, которая
не сумеет воспользоваться широкими возможностями
вхождения в новый рынок. При допуске иностранных
компаний российские производители потеряют
многие сегменты своего рынка. И сегодня
многие российские эксперты высказываются
за решение главных экономических проблем
до вступления России в ВТО.
Аргументы «за» и «против» вступления
России в ВТО в какой-то степени уравновешивают
друг друга. Но все же вступление в ВТО
остается на сегодняшний день главной
экономической целью России. С другой
стороны, и не приобретя членство, Россия
уже получила статус наибольшего благоприятствования
со стороны ЕС и США, в то время как возможность
сбыта товаров с более высокой степенью
обработки остается туманной перспективой
на неопределенной срок. К тому же сами
российские партнеры оставляют желать
лучшего в выполнении взятых на себя обязательств
торговых договоров. Но и ограничение
конкуренции чрезмерным протекционизмом
еще более замедлило бы процесс развития
технического прогресса в России и усилило
бы процесс ее экономического отставания.
К тому же протекционистский режим снижает
покупательную способность населения
и уровень его жизни.
Итак, из анализа «за» и «против» вступления
России в ВТО нельзя однозначно сказать,
насколько это целесообразно. Можно лишь
отметить, что издержки присоединения,
которые придется нести национальным
экономическим субъектам, вполне реальны
и возникают непосредственно после завершения
переговоров. Основная часть выгод от
присоединения, напротив, носит ожидаемый
характер. Иными словами, за них предстоит
побороться, но исход этой борьбы отнюдь
не очевиден.
Вступление России в ВТО потребует серьезных
организационно-правовых, финансовых
и политических действий со стороны государства.
Необходимо четкое согласование мероприятий
внешнеторговой политики, обусловленной
задачами присоединения к ВТО, с параметрами
и ориентирами промышленной политики
России. Селективное усиление тарифной
защиты внутреннего рынка в среднесрочной
перспективе должно жестко увязываться
с инвестиционными программами реконструкции
отечественного производства и повышения
конкурентоспособности его продукции.
В противном случае велика опасность того,
что временный протекционизм будет препятствовать
конкуренции, а значит, и формированию
у российских производителей побудительных
мотивов к повышению конкурентоспособности
своих изделии.
Исключительно важная задача внешнеторговой
политики в рамках общей стратегии «открытия»
внутреннего рынка и присоединения к ВТО
- минимизация возможных негативных общеэкономических
последствий и рисков, связанных с вступлением
в ВТО (в том числе касающихся усиления
социальной напряженности при закрытии
предприятий, не выдерживающих конкуренции
с импортной продукцией, роста безработицы
и обострения бюджетно-финансовых проблем).
Требуются максимальная «прозрачность»
и предсказуемость правил перспективного
изменения ставок импортных тарифов и
смягчения нетарифных ограничений доступа
иностранных компаний на внутренний рынок.
Это важно не только для отечественных
производителей и инвесторов, которые
могли бы своевременно готовиться к открытию
внутреннего рынка и формировать свои
перспективные производственные программы
и инвестиционные проекты, но и для иностранных
предпринимателей, которые хотят выстраивать
обоснованную стратегию инвестирования
в экономику России и видеть четкие перспективы
своего присутствия на российском рынке.
Заключение.
Особенно важным итогом
перестройки экономики и режима
торговли становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО.
Успешное завершение “уругвайского”
раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением
о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и
придало силы концепции, основанной на
принципах либеральной торговой системы.
Важность этой концепции для России сегодня
трудно переоценить. ВТО предлагает России
перспективу полной интеграции в глобальную
торговую систему. Укрепленные и расширенные
правила, более эффективный механизм решения
спорных вопросов и новые возможности
для развития торговли, предоставляемые
ВТО, могут явиться существенной внешней
поддержкой программы реформ экономики
России.
Российское правительство признало это,
сделав официальную заявку на присоединение
к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию
должен сыграть важную роль в поддержке
экономической либерализации, а решительное
начало должно убедить иностранных инвесторов
в российской приверженности реформам.
Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные
с ними, пойдут в одном направлении с российскими
экономическими реформами, нацеленными
на построение свободного рынка, открытость
и конкуренцию. Все это подведет реформы
вплотную к благоприятному международному
уровню и, по завершении процесса вступления,
вознаградит совокупностью новых возможностей
торговли, недоступных за пределами системы
ВТО.
Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой
политики в России в рамках проблемы присоединения
России к системе ВТО, обобщим стоящие
перед ней цели:
- приоритетное применение ценовых методов
и механизмов в регулировании внешней
торговли. В регулировании импорта основным
инструментом должны стать таможенные
тарифы. В отношении экспорта существующие
экспортные квоты должны быть постепенно
заменены на экспортные пошлины, которые
соотносились бы с разницей между внутренней
и мировой ценой.
- упразднение правительственных закупок.
После отмены централизованного импорта,
практика централизованного экспорта
должна быть также исключена, равно как
и разрешительные процедуры для экспортеров.
- приоритет многостороннего подхода к
внешнеэкономическим отношениям.
- расширение экспорта и диверсификация
его географической и товарной структуры.
Основным приоритетом здесь является
устранение существующих экспортных барьеров,
в частности лицензирования и различных
экспортных пошлин.
- формирование адекватной системы защитных
мер в отношении импорта. Недавнее увеличение
импортных пошлин свидетельствует о тревожной
тенденции к установлению неприемлемо
жестких защитных мер в отдельных секторах.
Протекционистское давление этих секторов
должно быть преодолено путем принятия
ограничительных обязательств в отношении
уровня ставок таможенных тарифов, а также
обязательств по их последовательному
снижению.
Таким образом, анализ показывает, что
прогресс реформы внешнеторговой политики
тесно связан с макроэкономической стабилизацией
и с прогрессом, достигнутым в процессе
перехода к рыночным принципам ведения
хозяйства. В долгосрочной перспективе
присоединение России к ВТО должно оказать
положительное воздействие на ход экономических
реформ, будет способствовать структурной
перестройке экономики, ориентированной
на более активное включение в международное
разделение труда.
Однако следует отметить, что успех реформы
внешнеэкономической сферы должен со
своей стороны способствовать улучшению
общей макроэкономической ситуации, а,
следовательно, и скорейшей реализации
поставленных перед общеэкономической
реформой. Торговая политика может и должна
играть в России стратегическую роль и
с точки зрения структурной перестройки
хозяйства.
Россия по всем параметрам занимает равное
место среди наиболее значительных государств,
желающих вступить в ВТО. Несмотря на то,
что России, безусловно, удалось сдвинуться
в этом отношении, процесс ее превращения
в полноправного участника международных
экономических отношений со статусом
мировой державы еще потребует значительных
усилий.
Ответственность за реализацию реформы
внешнеторговой сферы лежит, безусловно,
на правительстве России. Однако большое
значение имеет международная поддержка
процесса интеграции России в многостороннюю
систему международной торговли, прежде
всего за счет улучшения условий доступа
российской продукции на западные рынки.
Трудности, с которыми сталкивается России
в этом направлении очевидны, равно как
и ее способность преодолеть эти трудности.
Конечно, приходится уступать ради получения
своего рода «пропуска» в международную
торговую систему, но ведь в современных
условиях практически невозможно рассчитывать
на полноправное участие какого-либо государства
в мировой торговле без членства в этой
международной организации. О правильности
же наших действий в отношении ВТО мы узнаем
только через некоторое время, когда почувствуем
все плюсы и минусы на себе, в полной мере.
Хочется верить, что вступление в ВТО –
оправданный шаг к развитию нашей страны.
Список использованной
литературы:
1. Экономическая наука современной России-экспресс-выпуск№2(7)
2007г.
2. Чистосердов А.В. – Присоединение России
к ВТО.
3. Санникова Л.В. Услуги в гражданском
праве России. М., 2006. С. 123- 124. 4. Комментарий
к ГК РФ, части второй / Под ред. В.П. Мозолина,
М.Н. Малеиной. М., 2006.
5. Ситдикова Л.Б. Условия о цене и порядок
ее формирования в договоре на возмездное
оказание консультационных услуг: проблемы
теории и практики //Нотариус,2007,№4.
6. Гринберг Р.С. Сфера услуг и вступление
в ВТО // Народнохозяйственные последствия
вступления России в ВТО. – 2002. – С.38.
7. Шевченко И.В. Возможные последствия
вхождения России в ВТО для малого бизнеса
// Финансы и кредит. 2004. №27. с.27-33.
8. Шумилов В.М. ВТО: право и система.- М.:
Велби, 2005. – 407 с.
9. Татаркин А. Региональные последствия
вступления России в ВТО. // Эксперт.2007.
№5. с. 19-22;
10. Оболенский В. Присоединение России
к ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и
МО. 2004. №3.;
11. Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к
мировому рынку»// Внешняя торговля.-2005.-№7-8.
12. Оболенский В. Присоединение России
к ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и
МО. - 2008, №3.
13. Татаркин А. Региональные
последствия вступления России
в ВТО.//Эксперт. – 2006. - №5.
14. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая
организация. Международная жизнь, М. -
2008 г., №9.
15. http://www.wto.ru/
1 Татаркин А. Региональные последствия
вступления России в ВТО.//Эксперт. – 2007.
- №5.
2 Оболенский В. Присоединение России к
ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и МО.
- 2007, №3.
3 Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к
мировому рынку»// Внешняя торговля. - 2011.
- № 7 - 8. - стр. 17.