Приватизация и ее формы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. в командной экономике господствует только один субъект собственности -- государство и только одна форма собственности -- государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав.

Содержание работы

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.
2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
3. Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

курсоваяяя.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

Разгосударствление  и приватизация в Республике Беларусь

Реформирование отношений  собственности. Цели и направления  разгосударствления. Прямое хозяйственное  управление собственностью физическими  и юридическими лицами. Приватизация, передача другим экономическим субъектам  объекты государственной собственности.

разгосударствление и приватизация в

Республике Беларусь

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.

2. Приватизация. Принципы, формы  и методы приватизации.

3. Особенности реформирования  собственности в Республике

Беларусь

1 Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.

Ключевой момент переходного  периода -- реформирование отношений собственности. Как известно, собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена  разным статусом собственников и  коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной  экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. в командной экономике господствует только один субъект собственности -- государство и только одна форма собственности -- государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В централизованно управляемой огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. В огосударствленной экономике собственность функционирует через административное внеэкономическое принуждение.

Отсюда следует, что переход  от сложившейся в социалистических странах КАС к рыночной экономике  может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации как экономических отношений, так и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости (возвращения народу собственности, созданной его трудом), но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности прежнего. Необходимость подобных мер состоит и в том, что бюджетное финансирование огромного количества предприятий в итоге ложится на плечи всего населения.

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования. Целями разгосударствления являются:

* преодоление монополии  государства, создание и развитие  конкурентных рыночных отношений,  формирование многоукладной экономики;

* устранение существующего  в условиях КАС отчуждения  работника от средств и результатов  производства и превращение человека  в реального собственника;

* преобразование трудовых  отношений путем введения разных  форм собственности и предоставления  возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

* демонтаж административного  управления и замена его экономическим  регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления:

1) сокращение доли государственного  сектора в экономике на основе  приватизации государственных и  муниципальных предприятий;

2) уменьшение доли национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет;

3) коммерциализацию государственных  предприятий путем передачи им  полной хозяйственной самостоятельности  и преобразования их в акционерные  общества, все акции которых принадлежат  государству;

4) ликвидацию государственной  монополии на внешнюю торговлю;

5) переход от централизованного  распределения материальных, финансовых  и трудовых ресурсов к формированию  соответствующих рынков.

2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Приватизация -- не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во веем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы -- управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный  приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация -- возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и  иметь долговременные отрицательные  социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает  приватизация мелких объектов в сфере  торговли и услуг. Крупные предприятия  приватизировать труднее из-за множества  экономических и социальных проблем.

Несовершенство законодательной  базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут  привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В  этом случае руководители предприятий  за бесценок скупают или просто присваивают  государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых  близкими к руководству людьми. Такие  случаи вызывают естественное широкое  возмущение населения, порождают недоверие  к проводимым реформам.

В большинстве стран СНГ  приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного  и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного  имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность  граждан страны, а остальная часть  продается;

2) право каждого гражданина  на часть безвозмездно передаваемой  государственной собственности.  На практике это право реализуется  путем выдачи именных приватизационных  чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов,  форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты  отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими  признаками, то для них не может  быть использован лишь один  способ приватизации. Небольшие  предприятия, например, могут быть  проданы на аукционе, крупные -- преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных  гарантий членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий. Трудовой  коллектив может выступать инициатором  приватизации своего предприятия.  Он имеет первоочередное право  выкупа арендуемого им государственного  имущества или приобретения акций  приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности  процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Формы и методы. Проведение приватизации -- сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий -- все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию -- продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что  успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей  правовой базы. В начале переходного  периода при отсутствии более  или менее совершенной законодательной  базы приватизация зачастую принимает  стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания»  преступного капитала и более  быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает  упорядоченный управляемый характер.

В настоящее время в  большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества  трудовым коллективам и населению, второй -- в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов -- по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников -- трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Это ценные государственные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сберегательном банке страны. Такие чеки могут получить только граждане Республики Беларусь на сумму, соответствующую их доле (квоте) в безвозмездно передаваемой государством собственности. Они дают владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и получение дивидендов на эти акции.

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты -- крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Информация о работе Приватизация и ее формы в Республике Беларусь