Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:37, курсовая работа
Основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка. Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно, перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности.
Введение
Общие вопросы приватизации собственности
Формы и способы приватизации
Этапы приватизации в РФ
Особенности Российского процесса приватизации
Итоги и последствия приватизации
Заключение
Список используемой литературы
ТИтульник
Оглавление
Введение
ПРИВАТИЗАЦИЯ - Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам. Экономическое обоснование приватизации состоит в повышении эффективности деятельности компании под руководством частных владельцев.
Основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.
Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно, перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.
Главная черта российской программы приватизации- противоречивость. С одной стороны, ее считают чисто “косметической”- в лучшем случае бессмысленной, в худшем- способствующей “криминализации” российской экономики. Помимо вопиющей коррупции, с которой связывают целый ряд действий по приватизации, основным аспектом программы, который критикуют больше всего, является то, что она предоставляет огромные преимущества руководителям и работникам предприятий при приобретении ими акций своих компаний. В самом деле, очевидно, что величина доли прав собственности, доставшаяся работникам предприятий в результате процессов приватизации в России, слишком значительна по любым меркам. А ввиду неотложной необходимости проведения широкой и болезненной структурной перестройки на большинстве промышленных предприятий страны программа приватизации, дающая преимущества в приобретении прав собственности представителям самих предприятий и препятствующая приходу сторонних владельцев,- это, вероятно, совсем не то, что “доктор прописал”.
С другой стороны, в защиту российской программы приватизации высказывается мнение, что такая программа- это самое лучшее из того, что реально было предпринять в существовавших и существующих ныне политических условиях.
Президент Российской Федерации неоднократно публично указывал на необходимость завершения приватизации, подчеркнув, что у власти должно быть только то имущество, которое нужно ей для осуществления властных полномочий. По оценкам Всемирного банка, сегодня в частных руках находится всего лишь 25% имущества, что свидетельствует о том, что приватизация еще не закончена.
Общие вопросы приватизации собственности
В литературе по вопросам сравнительного анализа частной и государственной форм собственности применяются главным образом учетные показатели прибыли и выручки, ввиду отсутствия данных о стоимости акций государственных предприятий. При проведении эмпирического анализа сравнительных показателей эффективности производственных кооперативов и обычных фирм основное внимание уделяется техническим аспектам эффективности, которые обычно представлены абстрактным показателем совокупной производительности факторов производства.
Однако в условиях переходного периода применение таких показателей эффективности осложняется проблемами измеримости и целесообразности. В постсоциалистических странах нет никаких надежных измерителей учета рыночной стоимости компаний, ведь фондовые рынки в этих странах только-только формируются. Аналогичным образом социалистическая система произвольного установления цен и норм амортизации означает, что оценки капитала за прошедшие периоды не имеют реального смысла, и поэтому невозможно делать расчетные оценки показателей производственных функций. Кроме того, критерии учета добавленной стоимости страдают в силу трудностей определения стоимости товарно-материальных запасов, накопленных предприятиями в периоды резких изменений относительных цен. Западные системы бухгалтерского учета имеют в этих странах недостаточное распространение и применяются непоследовательно, а отчетные данные о прибылях в высшей степени недостоверны.
Один из возможных подходов к решению этой проблемы— применять в качестве приблизительного показателя эффективности средний уровень производительности труда по предприятию либо изменение этого уровня (отношение объема реализации продукции или объема производства к численности работников предприятия). Разумеется, влияние структуры акционеров на производительность труда может проявляться по различным каналам, в том числе в виде принятия мер по повышению эффективности за счет сокращения неэффективного использования производственных ресурсов, по увеличению объемов реализации продукции за счет повышения его качества, а также по повышению объемов и качества основного капитала и совершенствованию технологии путем привлечения новых инвестиций.
Все эти каналы, очевидно, будут задействованы, но различить их по степени влияния трудно, а то и невозможно. Если новые владельцы осуществили рациональные инвестиции, которые привели к росту производительности труда на некоторых предприятиях, значит, это процесс позитивный, и его следует принять во внимание. Если указанные действия привели к повышению качества продукции или к совершенствованию ее ассортимента, что обеспечило рост объемов реализации или позволило увеличить цены на продукцию, это также следует принять во внимание. Таким образом, мы пытаемся найти критерий суммарного влияния альтернативных форм собственности на эффективность деятельности предприятий, а не определить различные каналы, через которые это влияние реализуется.
Определить эти конкретные каналы было бы желательно, но в условиях России различить их, пожалуй, невозможно. Российская методика бухгалтерского учета затрудняет определение объемов инвестиций (да и невозможно делать какие-либо достоверные выводы об объемах инвестиций на основе данных, представленных в этой статье). Как указывалось выше, учет изменений в реальных объемах выпускаемой продукции не позволяет определить, за счет каких факторов обеспечивается рост выручки— благодаря росту эффективности производства или в силу иных причин. Поскольку определить стоимость товарно-материальных запасов предприятий трудно, показатели изменения объемов производства представляются менее надежными, чем объемы реализации, а дефляторы цен известны своей ненадежностью.
Однако главные выводы проведенного анализа почти не зависят от частных аспектов определения понятий и используемых измерителей. В среднем приватизированные компании в России, пожалуй, эффективнее государственных, но наилучшие показатели наблюдаются в компаниях, имеющих крупных сторонних акционеров. Данный результат получается тогда, когда при анализе учитывается возможный выбор, сделанный в ходе приватизации; например, на предприятиях с более высоким уровнем эффективности чаще всего формируется определенный тип структуры собственности, а для предприятий более низкого уровня эффективности характерен другой тип структуры собственности. Так вот, с учетом последствий такого выбора, становится очевидным, что сторонние инвесторы, как правило, получали пакеты акций предприятий с относительно низкими показателями эффективности.
Формы и способы приватизации
Возможны следующие формы приватизации собственности:
Каждый из перечисленных видов приватизации может выступать в качестве, как основного, так и вспомогательного метода. Основные и вспомогательные методы приватизации показывают вклад (важность) конкретных методов в приватизацию активов государственных предприятий.
В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам). Впервые на законодательном уровне способы приватизации государственных и муниципальных предприятий были определены в Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г.
Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т.е. создание акционерных обществ, а также выкуп ранее арендованного имущества.
Конкурс и аукцион применялись для приватизации небольших предприятий, а также имущества ликвидируемых и ликвидированных, действующих государственных и муниципальных предприятий, незавершенных строительством объектов.
В 1997 г. был принят новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества». Согласно этому документу при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:
–продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
–продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (вместо не оправдавших себя инвестиционных конкурсов, которые были отменены, как таковые);
–продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
–выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
–преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
–внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
–отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Этапы приватизации в Российской Федерации
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:
1.Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
2.Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
3. Послечековый
(денежный) этап приватизации. Его
основным содержанием была
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий» явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему ввел процесс приватизации в состояние «технологического потока».
Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования предприятий перед входом и в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п..
Информация о работе Приватизация и её роль в становлении рыночной экономики в России