Приватизация и её значение для российской экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:21, реферат
Описание работы
Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………..…3 1. Функции приватизации........……………………………………………….......4 1.1 Общие функции...............................………………………………………......4 1.2 Функция укрепления общественного строя.....……………………….…..…4 1. 3 Социально-политическая функция......………………………...……........…4 1.4 Глобальные народно-хозяйственные функции..............................................4 1.5 Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга...........................................……………………………………….………......5 2. Приватизация в России.......................................................................................5 3. Итоги приватизации............................................................................................7 3.1 Экономические итоги........................................................................................7 3.2 Социальные итоги.......
В результате либерализации
цен резко возросла стоимость большинства
видов продукции потребительского и производственно-технического
назначения. Так, например, индекс потребительских
цен в 1992г. вырос в 26,1 раза по сравнению
с 1991 г. В целом за период 1992 – 1996 гг. индекс
потребительских цен вырос в 2177 раз, а
индекс цен производителей промышленной
продукции – в 3865,8раза. При этом рост цен
в отраслях, производящих сырье и материалы,
значительно опережал рост цен в отраслях,
производящих конечную продукцию.
Отказ государства от монополии
на внешнюю торговлю привёл в 1992-1996 гг. к серьезному
ослаблению национальной денежной единицы.
Курс рубля относительно доллара США упал
за период 1992-1996 годы в 44,38 раза.
Кризис, переживаемый российской
экономикой в 1992 – 1996 годах, был усилен
в результате сжатия платежеспособного
спроса и предложения кредитных ресурсов.
Так, при росте цен в 2177 раз за 1992-1996 годы
денежная эмиссия выросла только в 331,3
раза. Скорость обращения различных компонентов
денежной массы выросла в 6-7 раз. При этом
отношение показателя объема денежной
массы к годовому объему ВВП в 1995-1996 годах
составило лишь 10-12%, тогда как в конце
1990-1991 годов оно составляло около 70-75%.
К 1995 году доходы консолидированного
бюджета Российской Федерации составили
30,6 % к ВВП, а в 1996 году уже составляли 27,8
% от ВВП, доходы федерального бюджета
составляли соответственно 16,2% и 14,0% от
ВВП. Такая ситуация способствовала росту
дефицита федерального бюджета и сделала
необходимым обращение к масштабным заимствованиям
на рынке государственных ценных бумаг.
При этом расходы на обслуживание и погашение
государственного долга стали составлять
доминирующую долю расходов федерального
бюджета.
Таким образом, в 1992–1996 годах
в России сформировалась экономическая
модель, в рамках которой развивались
лишь отрасли, либо способные осуществлять
конкурентоспособный экспорт (газ, нефть,
химия, металлургия), либо обладающие монопольными
позициями (топливно-энергетический комплекс,
пищевая промышленность, ж/д транспорт,
металлургия), либо ориентированные на
потребности первой необходимости (пищевая
промышленность, газ, электроэнергия).
3.2 Социальные итоги
приватизации
Изменение основных социально-экономических
индикаторов уровня жизни населения в
1992-2003 гг. (в %)
1992
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
Реальные денежные доходы
53
84
101
106
84
88
113
110
110
Реальная начисленная заработная
плата
67
72
106
105
87
78
121
120
116
Реальный размер назначенных
месячных пенсий1)
52
81
109
95
95
61
128
121
116
Величина прожиточного минимума
---
в 3.1 раза
140
111
120
184
120
124
121
Численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума
---
109
89
94
112
121
85
94
91
1) 1995–2001 гг. – с учетом компенсации.
Российский статистический
ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России.
– М., 2003.
Темпы инфляции к концу 1994 года
составили 14-16% в месяц (при плане 5-7%), в
январе 1995 года они поднялись почти до
18%. И лишь к августу 1995 года снизились
до 4% в месяц. При этом необходимо подчеркнуть,
что инфляция вела к перераспределению
доходов в ущерб наименее обеспеченным
слоям населения. По оценке Управления
статистики уровня жизни населения Госкомстата
России, даже на основании устаревшей
методики определения уровня жизни, утвержденной
в 1992 году, численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума в 1996 году составляла 32 млн. человек.
То есть в критическом положении оказался
фактически каждый пятый житель страны,
причем 17 млн. из живущих ниже черты бедности
являются работающими. В наиболее тяжелом
положении оказались работники так называемой
бюджетной сферы – учителя, врачи, ученые
и пр. Основным источником финансирования
для соответствующих отраслей экономики
являлись бюджетные средства.
РОЖДАЕМОСТЬ
СМЕРТНОСТЬ
В результате проводимых в 90-ые
годы реформ и, в частности, приватизации
резко ухудшилось благосостояние нации.
В результате чего увеличилось потребление
алкоголя, табака, наркотиков. Соответственно,
это повлекло за собой ухудшение здоровья
населения, снижение рождаемости, увеличение
смертности. Если учесть, что в большинстве
стран Западной Европы, а также Японии,
Китае, Пакистане, США происходят прямо-противоположные
процессы, то возникает проблема безопасности
страны. На фоне ухудшения здоровья призывников,
преступно-низкого финансирования вооружённых
сил, слабого научно-технического уровня
предприятий ВПК проблема безопасности
становится особенно острой. События в
Чечне в1994 и в 1996 годах, в Южной Осетии
в 2008 году показали слабую боеготовность
нашей армии. Произошло резкое снижение
уровня культуры населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении 1993–2003 гг. приватизация
в России прошла два этапа, отличающихся
поставленными целями, задачами и методами:
- первый этап – массовая (так
называемая ваучерная) приватизация (1992–1994гг.).
Основная задача – создание широкого
круга собственников, в основном мелких
акционеров, посредством безвозмездной
передачи государственной собственности;
- второй этап – денежная приватизация
(1994–1999гг.). Основная задача – пополнение
доходной части бюджетов, привлечение
в российскую экономику стратегических
инвесторов, повышение эффективности
приватизации;
В результате приватизации
в короткие сроки в России сформировались
негосударственный сектор экономики и
новые рыночные институты корпоративного
сектора экономики (акционерные общества,
рынок ценных бумаг, система институциональных
инвесторов, банки, страховые компании),
произошло перераспределение формальных
прав собственности на приватизированное
имущество при относительном минимуме
социальных конфликтов.
Большинство целей приватизации
достигнуто не было:
не сформирован широкий слой
эффективных частных собственников;
структурная перестройка экономики
не привела к желаемому повышению эффективности
деятельности предприятий;
привлеченных в процессе приватизации
инвестиций оказалось недостаточно для
производственного, технологического
и социального развития предприятий;
в ряде отраслей не удалось
сохранить конкурентное положение предприятий
на отечественном и мировом рынках.
Негативными последствиями
приватизациями и реформ явились:
- развал экономики;
- в результате обнищания
народа произошло перераспределение
общих богатств среди менее 5 процентов
населения;
- снижение обороноспособности
страны;
- снижение рождаемости, увеличение
смертности и заболеваемости;
- увеличение государственного
долга;
- культура и наука практически
"убиты".
Согласно общепризнанным международно-правовым
принципам ответственность за имевшие
место негативные последствия приватизации
полностью лежит на публичной власти.
А конкретно на г-не Б. Ельцине, г-не Е. Гайдаре
и команде г-на Чубайса. Такая позиция
неоднократно излагалась в решениях Конституционного
суда Российской Федерации, в частности,
в Постановлении Конституционного суда
Российской Федерации от 3 ноября1998г. №25-П:
"Установление права на приватизацию
осуществляется публичной властью. В то
же время, закрепляя в законе это право,
государство обязано обеспечить возможность
его реализации гражданами, гарантируя
при передаче определенного имущества
в собственность субъектов частного права
соблюдение принципов и норм, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации".
Список используемой
литературы:
1. Гайдар Е. Экономические
реформы и иерархические структуры.
2. Журавская Е. Приватизация
в России: законодательство и
реальный процесс.
3. Михайлов С. О некоторых
итогах приватизации в 1993 г.
4. Радыгин А. Реформа собственности
в России.
5. Чубайс А. Приватизация
по-российски. – М.: Вагриус, 1999.