Приватизация и разгосударствление российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налоговых ставок.

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_reforma_v_Rossii.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной  экономической реформы, проходило  быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым  ощутимым проявлением изменений  в экономике.

Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при  переходе от административно-командной  к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений  собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего  населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной  собственности в частную. Частная  собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как  свободные ценные. Государственные  предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий  и при наличии конкуренции. Падение  их эффективности происходит при  доминировании государственных  монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а  также в силу ослабления хозяйственных  мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы).

Приватизация может использоваться как одно из средств оздоровления отдельных звеньев экономики.

Под разгосударствлением  понимают выведение государственных  предприятий из-под непосредственного  государственного административного  управления.

В ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и  функции государства. Во-первых, государство  перестает быть непосредственным субъектом  хозяйствования. Оно лишь создает  правила экономической игры и  механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил. Вместе с тем сами правила  одинаковы как для частных, так  и для государственных предприятий.

Таким образом, цель приватизации и  разгосударствления, как фундаментальных  элементов реформ в "переходной" экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

Разгосударствление  также означает переход от обязательных государственных заданий по производству какой-либо продукции к системе  государственных закупок. В этом случае государство выступает в  качестве покупателя, привлекающего  продавца условиями продажи.

В ходе разгосударствления экономики государство снимает  с себя функцию распределителя имеющихся  ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие  государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением  налоговых ставок.

 

 

 

Способы проведения приватизации

 

Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход  от государственной к акционерной  и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы  собственности к другой. Способы  приватизации отличаются, разнятся в  зависимости от вида объектов приватизации. По крайней мере, необходимо учитывать  специфику приватизации таких объектов, как земля, природные богатства, жилье, основные средства (производственные фонды) предприятий, здания и помещения  социально-культурного назначения, объекты сферы услуг.

Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной  собственности продаются с аукционных торгов. Предприятие переходит в  собственность того покупателя, который  предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех  случаях, когда от покупателя не требуется  выполнения каких-либо условий по дальнейшему  использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу - это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником.

Этот способ приватизации применяется в тех  случаях, когда от покупателя требуется  выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей. Право  собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим  образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу  развития предприятия. При определении  критерия конкурса учитывается специфика  приватизируемого предприятия.

На аукционах  и по конкурсу, как правило продаются  в первую очередь небольшие убыточные  и низкорентабельные предприятия.

Приватизация  государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным  законом.

Наряду с  существующими способами приватизации установлен ряд новых:

- преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в  государственной и муниципальной  собственности;

- внесение  государственного и муниципального  имущества в уставные капиталы  хозяйственных обществ;

- отчуждение  акций, находящихся в государственной  и муниципальной собственности,  владельцем государственных и  муниципальных бумаг.

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в  капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим  знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная  приватизация. Государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном  уровне.

Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого метода можно охватить широкий  круг потенциальных инвесторов. При  выборе инвестора цена не имеет первостепенного  значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может  иметь место значительный приток капитала.

Публичное предложение - новый способ приватизации, предусмотренный  Законом о приватизации 2001 г. В  случае, если аукцион по продаже  государственного имущества был  признан несостоявшимся, продажа  государственного или муниципального имущества осуществляется посредством  публичного предложения (ст.23 Закона о  приватизации 2001 г.). Публичное предложение  о продаже государственного или  муниципального имущества является публичной офертой. При продаже  государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося  аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит  заявителю, первым подавшему в установленный  срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального  предложения. Заявка удовлетворяется  по цене первоначального предложения. При отсутствии в установленный  срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения  осуществляется снижение цены предложения  через определенные периоды.

В том случае, если продажа имущества посредством  публичного предложения не состоялась, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется без объявления цены (ст.24 Закона о приватизации 2001 г.). При проведении приватизации путем  продажи без объявления цены претенденты  направляют в запечатанном конверте свои предложения о цене государственного или муниципального имущества, которые  регистрируются с указанием номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности российского механизма приватизации

 

В ходе формирования приватизационной политики, выработки  путей приватизации государственной  собственности выделились два генеральных  направления приватизации российских предприятий.

Первый способ опирается на идею безвозмездной  передачи права собственности на имущество приватизируемых государственных  предприятий всем российским гражданам. Однако сконструировать механизм такой  передачи оказалось делом трудным  и сложным. Чтобы как- то решить эту  проблему, взамен физического деления  приватизируемых объектов разделили  их стоимость, исчисленную в ценах 1991 года.  На каждого россиянина пришлось по 10 000 рублей. На эту сумму каждому  жителю России выдали приватизационный чек, называемый потом ваучером. На основе соответствующих законодательных  актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 года и завершилась к июлю 1994 года. Было выпущено и роздано населению 146 миллионов безымянных ваучеров.

Приватизации  подлежали объекты государственной  и муниципальной собственности. Обязательной приватизации – объекты  и предприятия, в наибольшей степени, влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также  объекты и предприятия с недостаточной  эффективностью, сдержавшие темпы экономического развития страны и формирование рынка.

Главные цели приватизации были определены следующим  образом:

  • формирование широкого слоя частных собственников;
  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;
  • содействие стабилизации российской экономики;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Вслед за ваучерной  приватизацией предстояла денежная. В ряде стран проблема денежного  капитала решалась широким допуском к участию в приватизации иностранного капитала. В России этого не случилось. Денежный капитал был накоплен отечественными предпринимателями собственными усилиями и в кротчайшие сроки путем  развертывания бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, в обоих случаях приносившей  огромные доходы. Уже в середине 90-х годов участники денежной приватизации выкладывали сотни  миллионов долларов, а в начале века – уже миллиарды.

С июля 1994 года начался денежный этап приватизации. В первые годы она была направлена на достижение следующих целей:

  • дальнейшее разгосударствление экономики;
  • привлечение инвесторов в реальный сектор экономики;
  • реструктуризация макроэкономической структуры;
  • пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

Денежная  приватизация осуществлялась путем  проведения инвестиционных конкурсов  и специальных денежных аукционов. Так, в 1995-1996 годы по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного  буквально за несколько лет преимущественно, хотя и не исключительно путем  развертывания активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и  финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание  инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер, и было обусловлено крайне тяжелым  финансовым положением государства, обремененного  непомерными долгами, составлявшими  на тот период порядка 70% годового ВВП.

В ходе денежной приватизации глубокие изменения претерпели итоги первого этапа. Так доля трудового коллектива в акциях упала  к 1997 году с 52% до 15-20%. Аутсайдеры, накопившие в течение 90-х годов значительный денежный капитал, не только потеснили  инсайдеров, но и оказались главными действующими лицами этапа денежной приватизации. На исходе 90-х годов  принципы приватизации вновь подвергались корректировке.

Второй способ приватизации заключается в безвозмездной  передаче собственности на имущество  государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком  способе имущество в его денежной форме, преобразованной в акции, делится между работниками предприятия, включая и работавших на нем пенсионеров. При таком способе оказываются  обделенными работники предприятий  и учреждений, не подлежащих приватизации, а также граждане, не работающие и не работавшие на приватизируемых  предприятиях.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление российской экономики