Приватизация в странах Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:29, реферат

Описание работы

Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Она является ведущей среди институциональных реформ.
Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений – отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Файлы: 1 файл

приватизация в странах Восточной Европы.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «РОССИЙСКАЯ  ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине «Экономическая безопасность России»

 

на тему «приватизация в странах Восточной Европы»

 

 

 

 

Выполнил: А.Д. Шабинский, студент 4-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Э102

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2014

 

 

Экономическое значение приватизации в государственном секторе

 

Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Она является ведущей среди институциональных реформ. 
Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений – отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности. 
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.  

 
Для понимания современной природы процессов приватизации важно учитывать наличие двух типов приватизации. 
Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой стран Запада в конце 70 годов, с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Свыше 80 промышленно - развитых стран в 80 – 90 годах XX века осуществили приватизацию.Этот тип приватизации осуществляется в уже сформировавшейся рыночной среде при наличии частного сектора, в ходе развития экономики. 
 
Второй тип приватизации начался с 1989 года в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль второго типа приватизации заключается в переходе от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах.Конкретизируем уровни, на которых разворачиваются процессы приватизации: микроуровень - приватизация предприятия. 
 
Приватизация предприятия - это инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, или управления, который осуществляется разными способами. 
 
На макроуровне приватизация выступает как элемент государственной политики регулирования экономики, реализация которой ведёт к увеличению вклада частного сектора в развитие национальной экономики. 
 
Приватизация включает также рост автономии государственного сектора, его дебюрократизации, переориентации государственных компаний на прибыль, стимулирование конкуренции, отмену монополий в государственном секторе. 
 
В развитых рыночных экономиках приватизация – это метод совершенствования экономики, в трансформирующихся экономиках – метод формирования рыночных отношений.Проблема успеха процессов приватизации является объектом широких исследований и острых дебатов. 
 
Частная собственность на основные хозяйственные активы представляет одно из необходимых условий эффективной рыночной экономики. Это подтверждается теорией и опытом развития западных стран. 
 
Анализ результатов приватизации формируется по нескольким критериям. Критерии успеха приватизации едины для всех стран: стабилизирующее воздействие на бюджет (доходы от приватизации), приток иностранных инвестиций, экономический рост после проведения массовых приватизаций. 
 
Основой современного рыночного капитализма остается мелкая и средняя собственность в таких сферах как сельское хозяйство, услуги и производство товаров. Наиболее серьезные проблемы были и остаются проблемы эффективного управления крупными предприятиями, компаниями в интересах собственника и особенно рассредоточенных акционеров, которые индивидуально не могут контролировать свои инвестиции в ценные бумаги разного рода, а коллективный контроль упирается в решение проблемы асимметричного распределения информации в пользу менеджеров. Таким образом, мелкие акционеры зависят от менеджеров, советов директоров и аудиторов. Поэтому большой интерес аналитиков к проблеме приватизации крупных предприятий, потенциально прибыльных, от функционирования которых зависит эффективность многих отраслей и национальной экономики в целом.

 

 

 

 

Модели приватизации в государственном секторе

 

Существуют разные модели приватизации. Они могут быть объединены в три основные группы: 

  • Продажа; 
  • Бесплатное распределение; 
  • Создание национальных холдингов.

 
Продажа 
.Это приватизация государственных предприятий частными инвесторами. Данная модель: обеспечивает появление частного собственника и дает государству дополнительные средства. Она создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии. Недостатки этой модели состоят в следующем: в постсоциалистических странах обычно не существует частный капитал в размерах, достаточных для покупки государственного имущества, поэтому процесс приватизации по этой модели продолжается в течение длительного периода времени; продаже предприятий должна предшествовать оценка реальной стоимости имущества, поэтому она открывает широкие возможности для обогащения небольшой группы людей за счет всякого рода злоупотреблений. 
 
Существует два вида продажи предприятий: 

  • Закрытая продажа;
  • Открытая продажа.

 
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятий персоналу и приравненным к нему лицам по ценам ниже рыночных. Размер скидок чаще всего зависит от стажа работы на этом предприятии и получаемой зарплаты. Применяется и еще одна привилегия – покупка персоналом акций в рассрочку. Этот способ приватизации достаточно популярен, особенно среди работников рентабельных предприятий. Недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются возможности для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам. 
 
Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу конкретного предприятия. Акции переходят к тому, кто предлагает самую большую цену, а полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Этот недостаток пытаются устранить с помощью экспертных оценок, которые закладываются в начальные цены продаж.  
 
Бесплатное распределение практикуется в государствах, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. Разновидностью этой модели приватизации явилась ваучерная приватизация – выдача населению ваучеров. Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Преимущество этого способа в том, что, когда в стране не существует реальный капитал, то через ваучеры происходит относительно быстрое протекание процесса приватизации. Кроме того, он позволяет реализовать принцип равенства, так как все граждане находятся в одинаковых стартовых условиях при приобретении имущества. 
 
Недостатки модели – в слабых финансовых результатах.  
 
Формирование холдингов осуществляется, если быстрая приватизация невозможна по политическим и идеологическим причинам. Государственные или частные холдинги берут на себя управление бывших государственных предприятий с целью максимизации прибыли. Положительная сторона в том, что она позволяет за короткий срок создать рынок капитала и повысить эффективность предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приватизация в странах Восточной Европы

Литва

 

 

 Идеологи приватизационных процессов исходили из социал-демократической мечты о "народном капитализме", основой которого должен был стать широкий слой "среднего класса". Путь к нему они видели через механизм раздела государственной собственности равными долями на всех членов общества, приобретя которые они получили бы возможность стать мелкими предпринимателями, либо акционерами. 
 
В Литве использовали инвестиционные чеки, которые выдавались в виде инвестиционных книжек. При этом была уникальная специфика в их использовании. Вплоть до 1996г. покупать государственное имущество можно было только за чеки. Но нельзя было - за живые деньги. Такая модель на практике оказалась совершенно нежизнеспособной в силу крайней неудобности.  
 
Легальным способом концентрации капиталов при таких условиях стали инвестиционные акционерные общества (ИАО). Они превратились в мешки, куда население складывало свои чеки. Эти ИАО бесплатно присвоили чужие чеки в обмен на ничем не гарантированные обещания дивидендов и со временем «исчезли», либо неудачно вложив их, либо просто растворившись в беззаконии «смутных времен».  
 
Параллельно происходило акционирование промышленных предприятий. Они нередко становились добычей криминала. Власти сами способствовали этому: в 1993 году Сейм принял поправку к закону, разрешающую предприятиям использовать на приватизацию остаточную прибыль, что позволило директорам вначале создать независимые от государства акционерные общества, а затем быстро подвести их к банкротству, захватив пакеты акций, что позволяло при ликвидации предприятий оторвать от них в свою пользу значимые суммы. 
 
Первый - чековый - этап приватизации официально закончился 1 июля 1995г. Было приватизировано государственной собственности примерно на 3,5 млрд. литов. На нее было израсходовано 93 % имевшихся у населения чеков. При этом было раскуплено лишь 30 % государственной собственности. Сведения об итогах первого этапа приватизации в Литве: процент выполнения программы приватизации 85, число проданных предприятий по отраслям: торговых – 1734, бытового обслуживания – 991, промышленных – 799, строительных – 601, коммунальных – 356, транспортных – 161, прочих – 1058, итого: 5700. 
 
Второй, этап «Большой приватизации», отличался тем, что была легализована продажа за деньги. Поначалу ее ограничивали два довольно обширных списка - специального и стратегического назначения. В основном в них входили объекты инфраструктуры - энергетики, транспорта, связи. Вскоре власти убедились, что один из важнейших источников бюджетных поступлений иссяк: в сферах обслуживания, промышленности, строительства и т.д. Остались лишь объекты, в которых доля государственного капитала незначительная - в пределах 10-15 %. В 1996-1997 году удалось выручить всего лишь 84,2 млн. литов. Председатель Приватизационной комиссии Вилкас начал склонять Сейм снять все ограничения, убеждая, что только приход капитала может уберечь предприятия от банкротства. В результате первым крупным объектом в этом ряду была продажа Телекома (1998); затем ушел нефтекомплекс Mazeikiu nafta (1999), два государственных банка, часть морского пароходства, нефтедобыча, портовая компания KLASCO и судостроительный завод, и другие предприятия. О новых масштабах продаж говорит и статистика поступлений в казну (в млрд. литах): 1998 - 2,3; 1999 - 0,49; 2000 - 1,09; 2001 - 1,2, то есть за 4 года - свыше 5 млрд.  
 
До 2003г. неприватизированными оставались около 3 тыс. объектов на сумму примерно 2,3 млрд. литов. После почти все остальные предприятия, за исключением Игналинской АЭС, находились в процессе приватизации (два пароходства, государственная авиакомпания LAL, Каунасская ГРЭС, алкогольная отрасль, распределительные электросети, железные дороги и др.). Академик Вилкас, долгие годы возглавляющий правительственную Приватизационную комиссию, оценивая пройденный путь, полагает, что идеологи приватизации запутались в ее целях. Основной ошибкой была иллюзия, что если раздать чеки поровну, то и «госпирог» собственности будет разрезан равными дольками. Но этого не произошло и не могло произойти, потому что не все хотят и могут заниматься бизнесом или, даже толково распорядиться "билетами" на конечный продукт. Чеки не оградили приватизацию от "нечистых денег" и активизировали нелегальные методы, так как легальные не работали.

Болгария

Специфика приватизационных процессов заключалась в том, что с начала приватизации основной упор был сделан на реституцию. Прежним собственникам в массовом порядке были возвращены рестораны, магазины, административные и жилые здания, что стало основой для развития отношений частной собственности в сферах торговли и услуг. В аграрном секторе развитие отношений частной собственности было отягощено преждевременной и принудительной ликвидацией прежних структур, что усугубило кризисные явления в отрасли. 
 
Основным принципом, принятого в 1992г., «Закона о преобразовании и приватизации государственных и общинных предприятий» была платность. Закон предусматривал снабжение ограниченных преференций трудовым коллективам. Рыночный способ приватизации не учитывал ограниченность внутренних финансовых ресурсов, что затрудняло процессы приватизации.12 
 
В 1994г. в закон были внесены дополнения, предусматривавшие передачу собственности населению путем инвестиционных бонов, что означало переход к массовой приватизации. В течение следующих двух лет разрабатывались нормы, и создавалась институциональная база для массовой приватизации. 
 
Период с 1996г. характеризовался разукрупнением и коммерциализацией государственных предприятий.  
 
В приватизационных процессах активно участвовали международные финансовые инвесторы. Подготовка договоров по приватизационным оценкам крупных предприятий поручалась иностранным консультантам – посредникам. 
 
Имевшиеся долги предприятий затрудняли прохождение приватизационных процессов, поэтому кроме оплаты наличными применялись также замена долгов предприятий собственностью, учет будущих инвестиций или другие дополнительные обязательства. Часть предприятий была продана за символическую плату. Правительство списывало или принимало на себя долги предприятий перед их продажей с тем, чтобы повысить цену. 
 
В результате ускоренной приватизации в начале 2000г. частный сектор составлял 46,2 % бывшей государственной собственности, из которых 12 % было приватизировано в ходе массовой приватизации; 30 % долгосрочных активов государства подлежали приватизации в начале XXI века.  
 
Основная часть (39 %) сделок по продаже государственной собственности осуществлялась с работнико-менеджмерскими обществами (РМО), для платежей по большей части сделок предоставлялись рассрочки. 
 
В сельском хозяйстве к началу XXI века вся подлежащая реституции земля была передана в частную собственность. Частный сектор стал определять динамику экономики: в нем было создано 70 % ВВП.

 

Румыния

 

 

 Первым шагом в приватизации стала аграрная реформа 1990г., в ходе которой в индивидуальное пользование было передано 80 % сельскохозяйственных земель. В других секторах экономики использовалась смешанная модель приватизации государственного сектора, согласно которой 30 % государственного имущества передавалась населению станы, и 70 % подлежало акционированию и продаже. 
 
Массовая приватизация началась в 1994-1995 годы. В руки трудовых коллективов перешло около 1 тыс. объектов пищевой, легкой промышленности, сферы услуг. К 1999г. были приватизированы 7 тысяч предприятий, из которых 250 приобрели зарубежные инвесторы. 
 
Спецификой приватизации стали ярко выраженные негативные результаты, а именно: доходы были ниже прогнозируемого уровня вследствие намеренного уменьшения рыночной стоимости продаваемых активов; отсутствовали гарантии инвестиционных обязательств. К концу 1999г. в частном секторе создавалось 62 % ВВП. В 2000 году были выставлены для приватизации самые крупные промышленные предприятия страны в области энергетики, черной металлургии, железнодорожного транспорта. В результате процессов приватизации государственного сектора и смены собственников в стране не прошло оживления и повышения эффективности экономики. Крупными владельцами стали иностранные инвесторы. Национальный капитал, который бы сумел составить конкуренцию экспансии международного бизнеса, отсутствовал в стране.

 

Заключение

Результаты приватизации государственного сектора экономики в странах Восточной Европы свидетельствуют о меньшем количестве доходов, поступивших от неё, по сравнению со странами Центральной Европы. Возможно, незначительный объем поступлений является следствием выбранных моделей приватизации - массовой приватизации и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Приватизация государственного сектора экономики не должна быть конечной целью, процесса рыночных преобразований, рост экономики страны, благосостояния граждан – вот к чему должны стремиться реформаторы. 
 
Результаты дискуссии по проблемам приватизации и практике ее проведения в странах Восточной Европы показали, что этот процесс не рассматривается как поражение государства, как его демонтаж или как возможность перекладывания ответственности за решение задач общенационального характера на частный капитал. Речь идет об оценке допустимых с точки зрения эффективности масштабов прямого вмешательства государства в экономику, пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства. О более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики и об усилении рыночных форм государственного регулирования регионов, отраслей и экономики в целом. 
 
Учитывая выше изложенное, можно выдвинуть ряд общих требований, важных при выработке любой концепции приватизации. Помимо главного – упорядочения юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею – они состоят в следующем: использование уже в переходный период стимулов, которые создадут возможности работать по критериям рыночного хозяйства; сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации; поиск оптимального решения проблемы капиталоемкости внутреннего рынка; создание условий, обеспечивающих интерес населения к приватизации и соблюдение этого интереса в процессе ее проведения; необходимость социальной защиты населения, прежде всего его малообеспеченных слоев. 
 
Прежде чем приватизировать предприятие, государство должно обеспечить контроль над ним и четко определить права распоряжения собственностью коллектива, которые ранее формировались на основе традиций и привычек. Нельзя не учитывать, что в условиях самоуправления проявляются факторы, противодействующие росту эффективности: краткая заинтересованность в максимизации прибыли и отсутствие стимулов к умножению капитала, слабая мобильность труда, противостояние между увольняемыми и стабильно занятыми. 
 
Для ограничения возможностей всякого рода злоупотреблений и снятия тем самым социальной напряженности вся информация об условиях приватизации государственного сектора экономики, за исключением той, что касается цены предприятия и потенциальных инвесторов, должна быть открытой для населения.

Информация о работе Приватизация в странах Восточной Европы