Проблема бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – попытаться отразить картину бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.
Для достижения данной цели предполагается постановка и решение следующих задач:
определение понятия бедности;
типологизация разновидностей бедности;
анализ причин возникновения бедности в России;исследование путей совершенствования законодательства России в социальной сфере;
обзор и анализ данных, необходимых в выполнении работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………................................3

3

ГЛАВА 1. Бедность как социально – экономическая проблема...….....5
1.1 Понятие и критерии определения бедности…….………..……........5
1.2 Причины определения бедности…………………………....……….7
1.3 Дифференциация доходов населения………………..………………9
ГЛАВА 2. Анализ проблемы бедности в России….………......……....13
2.1 Уровень жизни в стране…….………………………………............13
2.2 Региональное распределение благосостояния.………………........17
2.3 Влияние кризиса 2008 года на бедность в России………..….........20
2.4 Пути решения проблемы……….…………………………..……….21


Заключение……………………………………………...………………......28

27
Список литературы……….………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ 
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В СТРАНЕ 
    Термин «уровень жизни» существует и используется вместе с целым семейством близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения. Прежде всего – это народное благосостояние: сложное социально – экономическое явление, связывающее характеристики уровня, образа и качества жизни населения [16]. Оно отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни. 
    Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Он характеризует материальное состояние определённого слоя или группы населения. Повышение уровня и качества жизни – результат экономического роста и его условие. Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. 
    Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития – среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д. В рыночной экономике, важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищённости населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения. 
    Социологи выделяют четыре уровня жизни населения [17]:

  • достаток – пользование благами, обеспечивающими всесторонне развитие человека;
  • нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормами, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  • бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
  • нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека. 
       

    Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов [18].  
1. ВВП на душу населения. Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП.  
2. Уровень реальных доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсий.  
3. Показатели распределения населения по уровню среднедушевого дохода (в частности, децильный коэффициент фондов).  
4. Общий уровень потребления материальных благ и услуг, в том числе по элементам: продуктам питания, алкогольным напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам.  
5. Белково-калорийная ценность суточного рациона питания (потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки).  
6. Обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека).  
7. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность.  
8. Общий уровень безработицы (число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет).  
9. Доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП.  
10. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на 10 000 чел).  
11. Образовательный уровень населения (численность учащихся начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел). 
    Согласно данным, опубликованным на сайте ООН в докладе о развитии человека за 2009 год, в рейтинге стран, пригодных для проживания, Россия возглавила восьмой десяток, то есть расположилась на 71 месте [19].  
    В Российской Федерации сбором, обработкой и анализом разнообразной, объективной и полной статистической информации занимается Федеральная служба государственной статистики. В приложении 1 приведены данные по различным факторам уровня жизни в России. 
    При рассмотрении продолжительности жизни в России [Приложение 1. Рисунок 1.] можно выделить четыре отрезка времени 1990–1994, 1994–1998, 1998–2003 и 2003–2009 годы. Продолжительность жизни снижалась в первом и третьем периодах, но темп ее снижения в 1998–2003 годах более чем в 2 раза ниже, чем в 1990–1994 годах. Падение ожидаемой продолжительности жизни населения России в 1990-х гг. не имеет прецедентов в современном мире по своему размаху. Отчасти оно объясняется повышением алкогольнозависимой смертности после отмены антиалкогольных мер, распадом СССР и кризисом 1998 года. В последние годы наблюдается стабилизация ситуации. Заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов [20].  
    Если говорить о заболеваемости населения России [Приложение 1. Таблица 1.] , то можно увидеть, что рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Рост заболеваемости связан с общими причинами социально-экономической нестабильности в стране (социальный стресс, плохое питания, ухудшение санитарно-эпидемической обстановки, экономический кризис и т.д.). Повышение заболеваемости населения, может привести к снижению трудового и интеллектуального потенциала страны.  
    Анализируя данные о занятости и безработицы в стране [Приложение 1. Таблицы 2,3.]можно сделать вывод о том, что в последние годы идет снижение уровня безработицы. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 31 марта 2010 года составила 2 млн. 251 194 человека. Темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в аналогичный период 2009 года составляли 1,6% [21].        По мнению Жукова причины снижения уровня безработицы связаны с оживлением в экономике и в промышленности в последнее время и с реализацией региональных программ по стабилизации на рынке труда [22].  
    Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ей место среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. При рассмотрении уровня образования в стране (Приложение 1. Рисунок 2.) можно утверждать, что система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. И эти изменения ведут к количественному и качественному улучшению состояния образованности в стране. 
    В настоящее время среди жителей России наблюдается широкое распространение ощущения собственной бедности [Приложение 2]. Соответственно в стране высокий уровень субъективной бедности, а он не может не сопровождаться высоким уровнем абсолютной бедности. 
    На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. 
2.2. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ 
    Согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны [23]. 
    Типологизация регионов по уровню бедности – сложнейшая научная проблема. Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании [24]. 
    Особенностью современной России являются возросшие территориальные контрасты в уровне жизни, которые можно оценить через соотношение душевых доходов и прожиточного минимума. Покупательная способность доходов населения беднейших субъектов Российской Федерации в 8-12 раз ниже, чем у лидера – Москвы [25]. 
    Уровень бедности наиболее высок в республиках Северного Кавказа и Южной Сибири, в Забайкалье, отдельных дальневосточных регионах, в Псковской и Оренбургской областях. Относительно невысок удельный вес бедных семей в обеих "столицах", на противоположных полюсах экономической политики региональных властей - в Нижегородской и Ульяновской областях, в большинстве экспортоориентированных (сырьевых и металлургических) регионах.  
    Между покупательной способностью доходов и уровнем бедности имеется достаточно тесная обратная зависимость. Это является признаком того, что оба эти показателя, полученные по разным методикам, действительно отражают основные черты сложившихся территориальных различий в уровне жизни населения. Вместе с тем имеется и ряд очевидных расхождений. Например, на Дальнем Востоке при относительно высокой покупательной способности доходов аномально высок удельный вес бедных семей. С другой стороны, есть регионы (самый характерный пример - Владимирская область), где низкая покупательная способность сочетается с низким, по российским меркам, уровнем бедности.  
   В 90-е годы регионы России разделились на два типа. С одной стороны это “открытые”, связанные с мировой экономикой сырьевые регионы с экспортной ориентацией, а также крупнейшие города с быстро растущим третичным сектором, а с другой – “закрытые” регионы с внутренней экономикой и наиболее сильным экономическим спадом. 
    Для анализа современного состояния социально-экономического развития региона необходимо учитывать разные стартовые условия, в которые изначально поставлены регионы. В первом приближении можно выделить следующие особенности: климатические, геологические, ландшафтные и другие. Наиболее простым примером может служить то, что при одинаковой заработной плате, даже при одинаковых ценах на товары, люди, живущие в условиях холодного климата, будут вынуждены приобретать больше одежды, чем жители жарких мест [26]. 
    Огромное влияние на жизнь населения оказывает экономико-географическое положение, транспортно-географическое положение, приграничное положение, производственно-географические, социально-географические и другие факторы. 
    Рассмотрим данные по качеству жизни в регионах Российской Федерации за последний год [27]. Прошедший кризисный год российские регионы переживали по-разному. Например, в Москве, несмотря ни на что, доходы населения выросли по сравнению с 2008 годом на целых 16 процентов. 
   В Дагестане, Калмыкии, Адыгее - больше чем на 10 процентов. А некоторые регионы сделали рывок в росте промышленного производства - Сахалинская область прибавила за год почти 22 процента, Ненецкий автономный округ - более 30 процентов. Легче всего пережили кризис менее развитые регионы. 
   Социально-экономическое состояние регионов было очень неровным, доходы населения снизились более чем в половине субъектов, больше всего - почти на 15 процентов - в Кемеровской области и Алтайском крае. В целом по стране доходы граждан за год выросли на 0,9 процента. При этом небольшой кризисный спад доходов и заработков населения летом 2009 года был преодолен к концу года. Это следствие использования государством накопленных финансовых резервов, которые позволили повысить пенсии, пособия и другие социальные выплаты, смягчив кризисное падение заработной платы. 
    Спад промышленного производства был самым сильным в Самарской, Орловской, Нижегородской областях и Чувашской Республике, где промышленность обвалилась по сравнению с 2008 годом почти на четверть. Но в целом ситуация с промпроизводством также стала постепенно выправляться во второй половине года. Нарастить промышленность удалось за год 14 регионам. 
    Эксперты делят все регионы на три большие группы. В первой группе - 27 регионов с сильным промышленным спадом (более 20 процентов) на начало прошлого года. Во второй группе - 31 регион со средним промышленным спадом (от 6 до 19 процентов). В третьей группе - самые благополучные субъекты. Из первой группы, имеющей самые большие проблемы, к концу года наметился рост в "металлургических" регионах. Из средней, труднее всего выходят из кризиса ведущие газодобывающие регионы страны - Ямало-Ненецкий АО и Астраханская область, медленно восстанавливается промышленность Красноярского края. 
    Экономически развитые регионы, где до кризиса был высокий уровень инвестирования, за прошлый год потеряли больше всех - до 25 и более процентов. В то время как средне и слабо развитые регионы Центра и Юга сохранили или даже увеличили уровень инвестиций. На хорошем уровне остались инвестиции в регионах, разрабатывающих значимые месторождения полезных ископаемых (республики Коми, Якутия, Красноярский край, Чукотский АО), а также в Приморском крае, где идет подготовка к саммиту АТЭС. Медленно растут инвестиции в Краснодарском крае, рост финансирования объектов Олимпиады в Сочи не может компенсировать инвестиционные потери остальной части края. По сравнению с первым полугодием спад инвестиций все же замедлился - с 19 до 16 процентов.

    Исходя из полученной информации, можно сказать, что в регионах России распределение благосостояния населения происходит весьма неравномерно. И для определения показателей уровня жизни, необходимо рассматривать каждый регион в отдельности, что бы получить более точную картину. Так как каждый регион имеет свои особенности, которые оказывают влияние на благосостояние граждан проживающих в данном регионе.

2.3 ВЛИЯНИЕ  КРИЗИСА 2008ГОДА НА БЕДНОСТЬ В РОССИИ

   Кризис 2008-2009 годов привел к новому витку роста абсолютной бедности – так считают в НИИ труда и соцстрахования. По данным института, 65,2% от общего числа бедных в России составляет население трудоспособного возраста. «Зарплата – основной источник любого семейного бюджета. В структуре доходов она составляет около 70%. В последнее время государство увеличило соцпособия,  особенно пенсии,  поэтому мы наблюдаем рост бедности в сторону работающих».[31] Отметим, что во многом благодаря росту социальных обязательств государства соотношение между средними уровнями заработка 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) в 2009 году впервые с 1995 года несколько снизилось – до 16,7 против 16,8 в 2008 году.

    Согласно данным  Росстата,  в 2008 году в России  насчитывалось 13,4% бедных от всей  численности населения. По прогнозам  ВЦУЖ (делают расчеты,  основываясь  на официальной статистике),  по  итогам 2009 года количество бедных снизится,  но незначительно – на 0,1%,  до 13,3%. Прогнозы Всемирного банка на 2009 год гораздо более пессимистичны – 17,7%. Чтобы уровень бедности вернулся на докризисный уровень,  потребуется не менее трех лет,  подсчитали экономисты Всемирного банка.

2.4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ 
    Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам). 
    Основные направления борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.  
    С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия [16]. 
    Традиционная для России модель - защищать население путем реализации товаров и услуг первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности.       В итоге: производители этих товаров и услуг не получают доходов, достаточных для развития и модернизации, и даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия подвергаются косвенной финансовой дискриминации. 
Различные эксперты сошлись во мнении, что для решения проблемы бедности требуется в первую очередь [28]:

  • ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);
  • административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;
  • ликвидация сращивания бизнеса и власти;
  • минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;
  • изменение налогового законодательства.

    Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества [29]: 

  • совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
  • содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
  • создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
  • улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
  • обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
  • совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

 
    Стратегическая задача снижения уровня бедности может объединить нацию, независимо от тех или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального статуса. 
    Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

  • увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
  • увеличение социальных пособий и пенсий;
  • увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
  • увеличение занятости населения.

 
     Также необходимо отметить, что экономический  кризис существенно усложнил борьбу с бедностью, так как при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не является эффективной. Например, каким можно образом увеличить занятость населения, если на предприятиях, в связи с финансовым кризисом, происходят массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому что увеличиваются цены на продукты питания.  
     Нужна ясная стратегия борьбы с бедностью, которая, как считает директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, будет эффективна при решении следующих первоочередных задач. Первая - сделать доступными и адресными ресурсы социальной защиты для крайне бедных (а их количество составляет не менее 10 процентов населения). Вторая - увеличить доходы граждан, имеющих определенный профессиональный, социальный и адаптационный потенциал. Это позволит людям не только удовлетворить минимальные потребности (в питании, одежде и обуви), но и получить необходимый уровень здравоохранения, образования и культуры. Именно рост заработной платы вкупе с эффективными адресными социальными программами являются определяющими факторами сокращения бедности. 
    По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами. 
    Стоило бы разделить две составляющих в решении проблем бедности. Первое - это экономическая активность, объем экономической активности, то, что измеряется национальным доходом, и второе - это структура распределения национального дохода.

    Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Можно сказать, что задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть можно было бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения. 
    Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если разбить национальный доход по факторам, то можно увидить, что главный вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает. Налоговая система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд. Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает. 
    Гораздо более перспективна другая структура налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов на рентные доходы, доходы, которые образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Можно сказать, что при такой налоговой системе темпы экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим количеством исторических и экономических исследований. 
    Тут стоит подчеркнуть, что с точки зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что государство слишком много тратит денег на социальные нужды. На самом деле это неверно. Начиная с 60-х годов прошлого века вложения в человека, образование, здравоохранение, в культуру в развитых странах превышает вложение в машинное оборудование. Это следствие научно-технического прогресса. 
    Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, и в нашей стране стоит больше инвестировать в человеческий капитал.  
    В общем, государству не нужно противопоставлять социальные расходы и экономический рост - это все взаимосвязанные вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Множество людей во всем мире, в основном в развивающихся странах, все еще живет в крайней нищете и бедности. Частью их жизни являются голод, плохое питание, болезни, неграмотность, среди них нередка и преждевременная смерть. Поэтому нельзя забывать о такой проблеме как бедность. 
     Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса.       Бедность – это острейшая социальная проблема. Согласно данным социологических опросов, ценностные и жизненные установки богатых и бедных в России расходятся исключительно далеко. Изменить ситуацию к лучшему могут только совместные усилия государства и общества. Наряду с развитием социальных программ помощи неимущим, государство должно быть заинтересовано в прогрессе жизненных и поведенческих установок россиян. 
     Поэтому, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Возможно множество других вариантов решения данного вопроса, но основой будет являться именно государственное стимулирование желания работать у населения. 
    Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.  
    Исходя из всего вышеизложенного, становиться ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень и соответственно решить проблему бедности.  В данной работе отражена картина бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показана социальная и нравственная сторона этой проблемы. 
     Как говорилось выше, в пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но было проведено обозначение основных проблем, что помогает понять всю сложность ситуации, сложившейся с бедностью в России.  
    Закончить работу хотелось бы словами Михаила Генина: «Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны» [30].  
 

Информация о работе Проблема бедности в России