Проблема глобализации и выбор стратегии России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение основных вопросов глобализации мировой экономики: сущность, причины , влияние на международные экономические отношения, а также влияние на выбор стратегии экономического развития Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить, что из себя представляет процесс глобализации;
2. Рассмотреть причины и сущность глобальных проблем мировой экономики и мирового сообщества в целом;
3. Изучить последствия влияния глобализации на международные экономические отношения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Глобализация и глобальные проблемы мировой цивилизации 4
1.1 Понятие глобализации 4
1.2 Глобальные экономические проблемы 7
Глава 2. Россия в условиях глобализации 11
2.1 Место России в мировых экономических отношениях 11
2.2 Участие России в международных организациях 12
2.3 Стратегия развития экономики России 15
Заключение. 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.73 Кб (Скачать файл)

Проблема бедности развивающихся стран. В мировом хозяйстве до сих пор увеличивается разрыв в уровне богатства между развитыми и развивающимися странами, усиливается концентрация мирового богатства в немногих государствах. Такое накопление нищеты и социальной несправедливости в экономически отсталых регионах грозит достичь той черты, переступить которую опасно. Выживание человечества во многом зависит от его способности ослабить напряженность, которая вызывает углубление раскола на богатые и бедные страны. Мировое сообщество должно гарантировать развивающимся странам равноправное участие в международной торговле, справедливое возмещение затрат труда и природных ресурсов, поступающих из них в распоряжение развитых участников мирового хозяйства. Между тем современный уровень развития науки и техники позволяет увеличить производство продуктов питания по крайней мере в 4 раза. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в продовольствии большего числа людей, чем то, которое, по современным представлениям демографов, когда-либо будет одновременно обитать на нашей планете.

Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине ХХ столетия начался «демографический взрыв» — стремительный рост населения Земли. При этом возникла необычайная несимметричность в его динамике: 80% прироста мирового населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. Быстрый рост населения в развивающихся странах вызывает ряд серьезных социально-экономических осложнений. Здесь в национальных границах некоторых государств так быстро увеличивается  численность населения, что обнаруживаются признаки абсолютного перенаселения, препятствующего рациональному хозяйствованию. Несмотря на увеличение производства, размеры потребления в расчете на душу населения остаются невысокими по сравнению с реальными потребностями людей, а в особенности — в сопоставлении с уровнем потребления в развитых странах.

Проблема исследования космоса. Глобальной средой и общим достоянием человека также является космос, его освоение представляет собой серьезную глобальную проблему. Она имеет отношение ко всем государствам, так как требует концентрации технических, экономических и интеллектуальных усилий многих стран, при этом создавая возможности для международного сотрудничества. Интенсивное функционирование космических кораблей становится причиной аварий самолетов, их отходы загрязняют атмосферу. В то же время исследование космоса позволяет странам объединить экономические ресурсы для создания новых материалов, источников энергии, двигателей, приборов, что влияет на бурное развитие электроники, вычислительной техники. Таким образом, космическая промышленность стимулирует развитие наиболее высокотехнологичных отраслей. Существенно отражается международное изучение космоса и на развитии прогнозов погоды, телевидения и средств связи. В целом можно сказать, что развитие космоса связано с решением многих глобальных проблем.

Глобальные проблемы требуют  и глобальных ответов. Наиболее эффективно они могут быть решены путем объединения  национальным усилий в международных  масштабах, путем коллективных действий всех членов мирового сообщества. Международное  сотрудничество уже не может быть ограничено традиционными рамками  экономического обмена. Глобальные проблемы на данный момент очень важны и  актуальны, и в перспективе они  будут оказывать все более  заметное влияние на жизнь каждого  государства и систему международных  отношений в целом. В последнее  время человечеству становится понятно, что открытость обществ и экономик необходима не только для прогресса, но и для выживания. Но в современном  мире все же присутствуют национализм, экстремизм и другие проблемы. Они  в значительной степени мешают развитию международных экономических отношений. Процессы глобализации не затрагивают  огромную часть населения Земли  в отсталых странах. Не смотря на все, глобализация — это основная тенденция  развития сегодняшнего мира, его экономики  и международных экономических  отношений.

Глава 2. Россия в условиях глобализации

2.1 Место России в мировых экономических отношениях

 

Проблемы глобализации имеют  свою специфику для стран с  переходной экономикой, и в частности  для России. Дело в том, что необходимость  адаптации национального хозяйства  к требованиям и вызовам глобализации, нейтрализации рисков, связанных  с ней, и ее негативных последствий  совпала по времени с процессами трансформации экономической системы  в Российской Федерации, переходом  от централизованного планового (административно-командного) хозяйства к экономике, основанной на рыночных принципах. В результате страна оказалась затронутой двумя  шоками различной природы, воздействие  каждого из которых на национальную экономику взаимно усиливалось  в результате взаимодействия с другим. Все это предопределило дополнительную сложность и остроту проблем  экономики России, связанных с  протеканием в рамках мирового хозяйства  глобализационных процессов.

Возможности участия России в глобализационных процессах не в последнюю очередь связаны  с целенаправленной экономической  политикой государства, которая  учитывала бы очевидные риски  глобализации для страны и была бы направлена на их нейтрализацию, способствовала бы раскрытию потенциальных выгод  глобализации для российской экономики  и управляла бы процессом адаптации  национального хозяйства к требованиям

изменяющейся внешней  среды. Предпосылками проведения такой  политики являются учет в любых разрабатываемых  концепциях экономического развития России нового расклада сил в мировой  экономике, необходимость и желательность  изменения позиционирования страны в международном разделении труда. По мнению некоторых отечественных  специалистов, стратегия дальнейшего  включения страны в мировую экономику  должна состоять в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, базирующейся на использовании не только и не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала. В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства  могут быть следующими:

1. не допускать резкого  снижения ценовой конкурентоспособности  отечественного экспорта и импортозамещающего  производства;

2. стимулировать экспорт,  и в первую очередь продукции,  созданной на базе современных  высоких технологий;

3. обеспечивать защиту  «встающих на ноги» модернизируемых  отраслей и производств, потенциально  конкурентоспособных на внутреннем  и внешнем рынках.

Вовлечение России в мировую  экономику происходит однобоко, т.е. происходит вывоз на мировые рынки  преимущественно топливно-сырьевых товаров и продукции первых стадий обработки первичного сырья. Таким  образом, доминирующая в настоящее  время модель интеграции экономики  Российской Федерации в мировое  хозяйство основана на вывозе за рубеж  сырьевой продукции (нефти, природного газа) и изделий первых этапов ее переработки (продукции черной и  цветной металлургии, химической и  нефтехимической промышленности) в  обмен на поставки из-за рубежа готовой  продукции, в том числе потребительского назначения, а также продовольствия.

Будучи крупнейшим осколком Советского Союза, Россия объективно все  еще имеет немало оснований претендовать на статус одного из полюсов в многополярном  мире. Однако общая динамика на протяжении двух последних десятилетий в  случае России была понижательной, а  для периода 1990-х – обвальной. Даже стабилизация и нефтегазовый бум  в период президентства Владимира  Путина пока могут рассматриваться  лишь как временное торможение на крутом спуске вниз. Иными словами, Россия по инерции остается одним  из полюсов мировой политики, но сохранение в этом качестве потребует  от российской власти способности привлекать все больше дополнительных ресурсов

2.2 Участие России в международных  организациях

 

Россия в «Большой восьмерке» (G8). С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью. В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. Тем не менее, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь пока не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

«Большая двадцатка» (G20) - группа наиболее развитых индустриальных стран. Клуб G20 был создан в 1999 году и представляет 20 крупнейших экономик планеты - Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз. «Большая двадцатка» была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений. На долю стран "Большой двадцатки" приходится 90 процентов мирового ВВП и две третьих населения мира. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. По большому счету Россия в «большой восьмерке» никогда не считалась полноправным членом. Поэтому она начала рассматривать «большую двадцатку» в качестве площадки, на которой она могла бы играть большую роль. В настоящее время Россия пытается увеличить свою роль на мировой экономической арене в период кризиса, готовя свои предложения по стабилизации мировой экономики и кредитуя нефтяными деньгами пострадавших от кризиса соседей. Это происходит на фоне попыток развитых стран привлечь развивающийся мир к совместной борьбе с самым серьезным со времен Великой депрессии мировым кризисом. Россия, никогда не чувствовавшая себя полноправным участником «большой восьмерки», может в дальнейшем стать одним из ключевых членов «большой двадцатки».

Всемирный экономический  форум (ВЭФ) является международной неправительственной организацией. Создан в 1971 г. в Женеве (до 1987 г. назывался «Европейский форум менеджмента»). Членами Форума являются около 1000 крупных компаний и организаций из более чем 50 стран мира, из них порядка 20 - предпринимательские структуры из России (ВЭФ ежегодно на базе критериев "финансового положения, качества менеджмента и репутации" пересматривает состав участников Форума).

Начало сотрудничества с  ВЭФ было положено в 1986 г. выступлением по прямому телемосту Н.И.Рыжкова  на Давосской встрече. С 1987 г. участие  наших делегаций в ежегодных  встречах ВЭФ стало регулярным. До 1993 г. делегации бывшего СССР и  России возглавлялись руководителями ведущих министерств и ведомств. В 1992 г. делегация России представила  участникам Давосской встречи обращение  Президента РФ Б.Н.Ельцина. В 1993, 1994 , 1997 и 1998 гг. во встречах в Давосе принял участие Председатель Правительства  РФ В.С.Черномырдин.

28 января – 1 февраля  2009 года прошла 39-я ежегодная встреча  Всемирного экономического форума  под девизом «Формируя посткризисный  мир». Россия участвовала во встрече  на беспрецедентно высоком за  последнее десятилетие уровне. В  российскую делегацию, возглавляемую  Председателем Правительства В.В.Путиным,  вошли Первый заместитель Председателя  Правительства И.И.Шувалов, помощник  Президента А.В.Дворкович, руководители  крупнейших российских компаний. В отличие от прошлых лет,  в дискуссиях превалировал настрой  в пользу насущности корректировки  мировой экономической архитектуры,  выработки мер по борьбе с  кризисом на межгосударственном  уровне, солидарности в поиске  ответов на глобальные вызовы, в том числе, в области продовольственной  безопасности и изменения климата.  С 27 по 31 января 2010 г. в Давосе  состоялось 40-е юбилейное заседание  Всемирного экономического форума, который прошел под девизом  – «Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить». Российскую делегацию возглавлял  вице-премьер Правительства, министр  финансов А.Л. Кудрин. Программа  форума в Давосе в этом году  была сфокусирована на шести  основных темах: как создать  ценностные основы; как усилить  экономику и улучшить социальное  положение; как уменьшить глобальные  риски и конкретные системные ошибки; как гарантировать устойчивое развитие; как обеспечить надежность; как создать эффективные институты.

2.3 Стратегия  развития экономики России

    Учитывая экономическую отсталость России и давление мировой конкуренции, технологическая модернизация – необходимое, но недостаточное условие для прогресса страны. Конечно, важно обезопасить права собственности и укреплять власть закона, но технологии и иностранный капитал требуют и множества других институтов и нововведений. Речь не только о материальной инфраструктуре, достойном финансировании высшего образования или способности воплощать в жизнь научные открытия, но и о социальных узах взаимного доверия и взаимопомощи, на которые опирается здоровое гражданское общество. Ибо без доверия и прочих гражданских добродетелей экономическая стоимость заключения договоров и деловой активности может стать неприемлемо высокой. В то же время президент Медведев постепенно меняет курс России в отношении Северной Америки и Европы. Признавая возможности и ограничения многополюсного мира, он укрепляет связи не только с США, но и с другими ключевыми членами ОЭСР (Япония, Южная Корея, Сингапур, Австралия). Помимо улучшения двусторонних отношений, это облегчает задачу вступления России в ВТО, которую Медведев стремится решить. Точно так же приверженность программе «партнерство ради модернизации», предложенной ЕС, может вытащить взаимоотношения с Евросоюзом из бюрократического болота «четырех общих пространств» и ускорить сближение Москвы с крупнейшей экономической зоной мира. Стратегия модернизации Медведева – то, что скрепляет воедино его внутренние планы реформы и сдвиг во внешней политике. В экономическом отношении России нужно добиваться более сбалансированного экономического роста и переключаться с финансово-кредитных услуг и строительства спекулятивной недвижимости на высокотехнологичные отрасли и другие сектора, в которых экономические инвестиции сочетаются с более широкими общественными благами (например, образование и здравоохранение). В центре новой модели развития должны стоять человеческие взаимоотношения и ассоциации. Мировые финансы призваны обслуживать потребности производственной деятельности, генерирующей доходы. В случае с Россией речь идет о развитии села и сельского хозяйства, а также современного производства и новых высокотехнологичных отраслей с помощью иностранных инвестиций. У стратегии модернизации Медведева имеется до сих пор нереализованный потенциал: связать развитие России с ее интеграцией в мировую экономику.

Проблемы позиционирования России в глобализующемся мировом  хозяйстве и адаптации" национальной экономики к вызовам глобальной конкуренции еще более обострятся в связи с предстоящим вступлением  России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В процессе вступления России придется пойти на определенные уступки  по открытию своего внутреннего рынка  для иностранных компаний, снижению тарифной защиты национальных производителей в определенных отраслях экономики.

Информация о работе Проблема глобализации и выбор стратегии России на современном этапе