Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, статья
Бюджетная политика государства как важная составляющая экономической политики страны является системной совокупностью целей, включая приоритетные (с точки зрения национальных интересов), научных подходов и конкретных мер по целенаправленной деятельности государства в целом по регулированию бюджетного процесса, управления бюджетами всех уровней, эффективного использования бюджетной системы для решения экономических и социальных задач страны. Итак, как видно из этого определения, составляющей бюджетной политики является совокупность ее приоритетов или национальных интересов в этой сфере деятельности государства. Для того чтобы проанализировать нынешнее состояние с определением приоритетов бюджетной политики, следует сначала определиться с критерием отнесения тех или иных целей бюджетной политики к приоритетным.
УДК 336.5
Мамедов Ариф Низами-оглы, студент 5 курса, специальности «Финансы и кредит», экономического факультета, ТНУ им. В.И.Вернадского
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье автор характеризует бюджетной политики Украины, рассматривает основные проблемы, а также пути её усовершенствования.
Ключевые слова: Бюджетная политика, финансовая политика, государственный долг, доходы, расходы, бюджет, долговое бремя.
БЮДЖЕТНА ПОЛІТИКА: ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ
Анотація. У статті автор характеризує бюджетної політики України, розглядає основні проблеми, а також шляхи її удосконалення.
Ключові слова: Бюджетна політика, фінансова політика, державний борг, доходи, витрати, бюджет, борговий тягар.
BUDGETARY POLICY : PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation. The author describes the budgetary policy of Ukraine, the main issues, as well as ways of its improvement.
Key words: budgetary policy, financial policy, the total national debt, receipts and expenditures, budget, debt burden.
Актуальность исследования бюджетной политики Украины объясняется еще и тем, что именно посредством нее государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетной политики государства следует уделить достойное место.
Бюджетная политика государства как важная составляющая экономической политики страны является системной совокупностью целей, включая приоритетные (с точки зрения национальных интересов), научных подходов и конкретных мер по целенаправленной деятельности государства в целом по регулированию бюджетного процесса, управления бюджетами всех уровней, эффективного использования бюджетной системы для решения экономических и социальных задач страны. Итак, как видно из этого определения, составляющей бюджетной политики является совокупность ее приоритетов или национальных интересов в этой сфере деятельности государства. Для того чтобы проанализировать нынешнее состояние с определением приоритетов бюджетной политики, следует сначала определиться с критерием отнесения тех или иных целей бюджетной политики к приоритетным. Критерием отнесения целей бюджетной политики с приоритетами может быть такой подход: приоритеты бюджетной политики должны реализоваться только за счет бюджетных средств и иметь четкий ориентир количественного характера. Исходя из этого, не следует путать между собой две категории «приоритет бюджетной политики» и «приоритет социально-экономического развития страны».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Постановка проблемы. Социально-экономические преобразования в Украине требуют серьезного переосмысления многих концептуальных проблем разработки национальной модели экономического развития. Основу финансовой политики государства составляет бюджетная политика, которая связана, в первую очередь, с формированием и выполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. К сожалению, сегодня приходится говорить об отсутствии в Украине такой бюджетной политики, которая могла бы формировать эффективную, динамическую экономику, роль бюджета сведена к сугубо расчетным и фискальным функциям.
Проблема финансовой стабилизации как основы устойчивого экономического развития является достаточно актуальной для Украины особенно в современных условиях, когда государство кроме дефицита бюджета имеет еще и достаточно большой государственный долг. В периоды экономических кризисов и финансовых потрясений проблемы сведения бюджета с дефицитом и обеспечения его финансирования еще больше усложняются.
Анализ исследований и публикаций. Научно обоснованная бюджетная политика, рациональное использование бюджетных расходов, мобилизация доходов в бюджет, сбалансированность государственного бюджета - проблемы, которые рассматривают в своих научных трудах В. Кудрряшов, И. Лунина, И. Лютий, Ц. Огонь, В. Опарин, А. Соколовская, В. Тропинина, В. Федосов, С. Юрий. Однако изменение экономической ситуации в условиях финансово-экономического кризиса требует дальнейшего анализа возможностей и вариантов использования инструментов бюджетной политики для стабилизации экономики. Как ученые, так и политики придерживаются различных, нередко прямо противоположных, точек зрения в отношении целесообразности и результативности финансирования дефицита государственного бюджета. Это связано с тем, что дефицитное бюджетное финансирование осуществляет неоднозначное влияние на экономику.
Цель исследования. Определение сущности и направлений бюджетной политики на современном этапе, её отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования.
Результаты
исследования. Бюджет является одним из
основных инструментов государственного
регулирования социально-экономических
процессов. От степени оптимальности
соотношения между элементами бюджетной
системы зависит уровень сбалансированности
бюджетного регулирования и эффективность
его влияния на динамику
экономического развития государства
и административно-
Реализация бюджетной политики должна происходить с учетом тех изменений, которые связаны с динамикой макроэкономической ситуации, обусловленной цикличностью экономического развития. Такой подход дает возможность выделить такие инструменты бюджетной политики: оптимизация структуры доходов бюджета; оптимизация структуры расходов бюджета; изменение политики межбюджетных отношений; дефицит бюджета и государственный кредит [2].
К инструментам активной бюджетной политики относится использование бюджетного дефицита, рассмотрим подробнее его влияние на экономическое развитие. Необходимость использования финансирования бюджета возрастает в периоды снижения экономической активности, структурной перестройки экономики, обострения проблем развития отдельных отраслей хозяйственного комплекса, распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках. В большинстве случаев вопросы формирования бюджета с дефицитом рассматривают односторонне - останавливаются преимущественно на его отрицательных последствиях. Отдельные ученые предлагают даже отказаться от использования такого важного инструмента государственной финансовой политики, как дефицит бюджета. В зарубежных странах сторонники жесткой бюджетной политики требуют конституционного запрета дефицитного финансирования, а формирование бездефицитного бюджета нередко расценивается как одно из важнейших достижений в проведении государственной бюджетной политики. Представители теории функциональных финансов основную цель государственной экономической политики усматривают в неинфляционном обеспечении полной занятости. По их мнению, к более важным задачам относится обеспечение развития экономики, а не сбалансирование бюджета, накопление значительных долгов представляет собой менее серьезный риск, чем рост инфляции и безработицы. В проблеме дефицита государственного бюджета главным является нахождение оптимального способа финансирования дефицита, а не его наличие и размер (в некоторых условиях это как раз может быть одним из инструментов успешной экономической политики). На практике почти во всех странах на сегодня наблюдается значительное превышение государственных расходов над доходами. Причин бюджетных дефицитов много, но если рост бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, то рост бюджетных дефицитов приобретает хронический характер и достигает значительных масштабов [4].
Определение содержания финансирования дефицита бюджета, принятое в нашем государстве, нуждается в уточнении. В Бюджетном кодексе Украины вместо понятия «финансирование дефицита» используется термин «финансирование государственного бюджета». Оно определяется как «поступления и расходы в связи с изменениями объема государственного долга, объемов депозитов и ценных бумаг, свободного остатка бюджетных средств, а также поступления от приватизации государственного имущества, используемые для покрытия разницы между доходами и расходами, возвратом кредитов в бюджет и предоставлением кредитов из бюджета» [1].
Однако, в силу как положительных результатов, так и отрицательных последствий дефицитного бюджетного финансирования, в реализации государственной бюджетной политики на первый план ставится не борьба с бюджетным дефицитом, а достижение положительной динамики показателей экономического развитии.
Выводы. Главной целью бюджетной политики Украины является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем применения эффективной регулирующей роли бюджета, повышения результативности, эффективности и прозрачности использования бюджетных средств.
Разработка и реализация бюджетной политики должна основываться на научно обоснованные положения и результаты исследований проблем финансово-бюджетных отношений, что усилит сбалансированность государственных финансов и создаст необходимые условия для повышения эффективности управления экономическими процессами. Необходима не только разработка прогнозных бюджетных показателей на среднесрочную перспективу, но и определение бюджетной стратегии до 2020-2030 гг. с учетом цикличности экономического развития [5].
Для активизации государственной бюджетной политики целесообразно ресурсы, привлеченные с использованием дефицитного финансирования, направлять на ускорение экономического развития страны путем как усиления государственной инвестиционной политики, так и стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности частного сектора экономики. Определяя основные направления сокращения величины бюджетного дефицита в Украине отметим, что государство нуждается в принятии и проведении в жизнь пакета законов направленных на стабилизацию экономической и финансовой ситуации в стране.
Рациональное планирование, совершенствование бюджетного процесса и тщательная разработка структуры статей доходов и расходов должны стать первоочередной задачей государственного управления.
Список использованных источников
1. Кудряшов В. Фінансування дефіциту державного бюджету / В. Кудряшов // Економіка України. – 2009.– № 4. – С.52-64.
2. Лютий І.О.
Теоретико-методологічні
3. Опарін В. Фінансова
система України (теоретико–
4. Сова О.Ю. Сутність та види дефіциту державного бюджету / О.Ю. Сова // Фінанси України. – 2005. – № 9. – С.20-24.
5. Чугунов І.Я. Інституційна
архітектоніка бюджетної
Информация о работе Проблема и перспектива бюджетной политики Украины