Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:45, контрольная работа
Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Особенности современного развития внешней торговли России.
Динамика и структура внешней торговли……………………………….…..3-6
2. Россия и ВТО……………………………………………………………….6-9
3. Внешнеторговый баланс РФ ……………………………………………10-17
4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках ………………………………………………………………………18-
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Основными торговыми партнерами России в январе-сентябре 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 46,8 млрд.долларов США (70,3% к январю-сентябрю 2014 года), Германия – 34,2 млрд.долл.США (65,2%), Нидерланды – 34,2 млрд.долл.США (59,1%), Италия – 24,2 млрд.долл.США (64,6%), Турция – 18,1 млрд. долл. США (76,4%), Япония – 16,2 млрд.долл.США (71,1%), США – 15,9 млрд.долл.США (71,3%), Республика Корея – 13,3 млрд.долл.США (65,0%), Польша – 10,5 млрд.долл.США (57,3%), Соединенное Королевство – 8,8 млрд.долл.США (56,9%).
4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономики России выходит на первый план.
Для того чтобы правильно оценить ситуацию, ознакомимся с результатами европейского института менеджмента «IMD».
Ведущий в Европе институт менеджмента — Institute of Management Development (IMD), — базирующийся в Лозанне (Швейцария), опубликовал результаты очередного глобального исследования конкурентоспособности 61 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook 2015. Под конкурентоспособностью страны IMD понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.
Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике ведущего европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).
Под конкурентоспособностью страны Институт понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. До 1996 года Институт готовил отчеты о конкурентоспособности экономик совместно с аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), а с 1996 года эти две организации выпускают два разных исследования (ВЭФ готовит ежегодный доклад и сопровождающий его рейтинг глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Report, который основан на Индексе глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index).
На сегодняшний день издание The IMD World Competitiveness — одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 333 критериев по четырем основным показателям ключевых аспектов экономической жизни страны:
Каждый показатель имеет равный вес. При расчете используются данные международных организаций, среди которых Организация Объединённых Наций, Организация Экономического сотрудничества и развития, Всемирной Торговой организации, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд и другие институты, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в странах, охваченных данным исследованием, оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов в области управления. Итоговое рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертные оценки. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Института по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее значительным конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета рейтинга.
Согласно результатам нового исследования, первое место в рейтинге по-прежнему занимают США — страну поддерживает высокая эффективность бизнеса и финансового сектора, а также инновационное развитие и разветвленная инфраструктура. Гонконг занял второе место, обогнав Сингапур и Швейцарию, которым достались третье и четвертое места, соответственно. В первой десятке самых конкурентоспособных стран: Швейцария (4-е место), Канада (5-е), Люксембург (6- е), Норвегия (7-е), Дания (8-е), Швеция (9-е), Германия (10-е). Замыкают список конкурентоспособности ведущих экономик мира: Аргентина (59-е место), Украина (60-е место), Венсуэла (61-е место).
К США вплотную подступают «азиатские тигры» — Сингапур и Гонконг. За последние несколько лет на глобальном рынке появились новые игроки, которые поменяли правила игры, а сила мировой экономики, еще недавно сконцентрированная в США, Европе и Японии, теперь рассредоточена: доступ к финансам, интеллектуальной элите и высоким технологиям сегодня можно получить практически отовсюду. Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес. Кроме того, по мнению авторов отчета, одним из главных достижений последнего времени стал стремительный рост среднего класса в Азии, России, Центральной Европе, Латинской Америке и районе Персидского залива: с 2000 года около 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, и они тратят в среднем приблизительно $ 4 млрд. каждый год. Вместе с тем большинство развивающихся экономик, в том числе лидеров по экономическому росту, по- прежнему находятся в нижней части рейтинга.
Конкурентоспособность российской экономики в 2015г. (по данным IMD) ухудшилась. В результате
РФ опустилась с 38 на 45 позицию.
Основной причиной произошедшего авторы
рейтинга назвали повышенную рыночную
волатильность, связанную с геополитическим
фактором.
При этом за прошедший год Россия:
– в группе макроэкономических показателей
опустилась на 43 место (минус две строчки),
– по качеству госуправления – на 37 место (минус семь позиций),
– по эффективности бизнеса – на 54 место (минус одна позиция),
– по состоянию инфраструктуры – заняла 36 место.
Из государств постсоветского пространства лучшие показатели конкурентоспособности у Литвы, Эстонии и Казахстана – обосновались соответственно на 28, 31, и 34 строчках.
Среди стран группы БРИКС Россия, несмотря на ухудшившуюся динамику, по-прежнему располагается в рейтинге IMD выше Бразилии (56 место) и ЮАР (53 место), уступая при этом Китаю (22 позиция) и Индии (44 позиция).
Таким образом, органам управления и бизнесу есть над чем работать в плане повышения конкурентоспособности российской экономики.
Несмотря на трудности, с которыми сталкивается российская экономика в настоящее время, можно выделить ряд других преимуществ, которыми Россия обладает в настоящее время:
1. наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты. Это крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и другие полезные ископаемые. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает суммарное национальное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей (62% от уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии и 15% от Японии), что дает ей бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. В настоящее время существуют «уникальные» российские трудовые и интеллектуальные ресурсы, а ведь именно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;
2. значительный экологический и геоэкономический потенциал территории. Страна обладает повышенной экологической "прочностью", что позволяет с меньшими издержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальные экономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран;
3. на Россию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятых лесонасаждениями;
4. огромные размеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал в области транспорта, связи и телекоммуникаций;
5. евразийский статус страны создает благоприятные возможности для участия в различных торгово-экономических, интеграционных и других региональных объединениях;
6. квалифицированная и недорогая рабочая сила. 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всего взрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае);
7. высокий инновационно-технологический потенциал. II место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю. Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);
И в завершении всего приведенного выше анализа можно сделать вывод, что Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и были конкурентоспособны как на национальном, так и на мировом рынке.
Заключение
Список использованной литературы
Информация о работе Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках