Проблема справедливого распределения в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 11:26, реферат

Описание работы

Для рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения. В свободной рыночной экономике богатство достается только собственникам экономических факторов – труда, капитала и земли. Те же многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие работать по найму, инвалиды, дети), а так же лица, имеющие рабочую силу, но не способные найти ей применение в какой-либо период (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни), не имеют возможностей для обеспечения своего достойного уровня жизни.

Файлы: 1 файл

Глава 1. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установленной еще в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффициент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по полгода и более не платят за квартиру, не в состоянии приобрести самые необходимые предметы одежды и обуви и т. п.

По новой методике, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор промышленных товаров, некоторые товары дли-1ельного пользования и необходимые услуги.

В начале 2004 г. официальный прожиточный минимум в среднем по Российской Федерации составлял 2143 руб. Но это именно средняя цифра, не отражающая региональных, областных и местных различий в уровне прожиточного минимума. Так, по данным московских профсоюзов, в третьем квартале 2003г. прожиточный минимум трудоспособного москвича составлял 5394 руб. Ниже официальной черты бедности к началу 2004 г. проживало 27,8 млн. россиян, или около 20% всего населения.

Итак, если общество признает справедливым поддержку наименее обеспеченных слоев населения, то конкретной реализацией социальных программ занимается правительство страны.

Проблемы измерения, оценки показателей благосостояния общества

Актуальная проблема общественного благосостояния – это повышение качества и уровня жизни.

Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности в этих благах.

Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здравоохранение, качество питания, жилья и т.п. Степень удовлетворения потребности людей зависит как от индивидуальных, так и семейных доходов.

Уровень жизни оценивают по следующим показателям: потребительская корзина, прожиточный минимум, структура ВВП по использованию; развитие сферы услуг (число врачей на 1000 тыс. человек, число больничных коек на 1 тыс. человек и т. п.); состояние трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, доля расходов на образование в ВВП и т.п.); коэффициент Джинни, коэффициент фондов, уровень безработицы и др.

В отличие от категории уровня жизни, которую можно оценить с помощью ряда показателей, категория качества жизни не всегда поддается прямому количественному измерению. Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, уровня комфорта в труде и быту, окружающей среды, функционирования социальных и политических институтов и т. п. Понятие качества жизни рассматривается в трёх аспектах :

  • качество жизни – общенаучное понятие, определяющее совокупность условий жизни человека в её социальном, политическом, культурном, духовном, материальном и других аспектах;
  • качество жизни – экономическая категория, отражающая уровень развития потребностей, которые необходимо удовлетворить для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека (как потребителя), и степень их удовлетворения через общественную трудовую деятельность человека (как производителя), а также условия для развития и удовлетворения этих потребностей;
  • качество жизни – показатель социального менеджмента, отражающий обеспеченность потребностей (рациональных или минимальных) населения определённого социально-территориального образования.

В мировой практике комплексная оценка уровня и качества жизни проводится на основе так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП – Human development index). Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Данный индекс используется в мировом сообществе для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи. ИРЧП рассчитывается с 1990 г. независимыми международными экспертами Программы развития ООН (ПРООН).

Индекс представляет собой сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются :

  • физическое состояние людей, их долголетие: показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни (Life expectancy index);
  • духовное и интеллектуальное развитие людей: показатель – уровень образования (Education index), рассчитываемый на основе двух элементарных показателей: доля грамотных среди взрослого населения и средняя продолжительность обучения;
  • материальная обеспеченность людей (GJDP index), т.е. реальные доходы на душу населения: показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе.

Индекс человеческого развития (ИЧР) исчисляется как взвешенная средняя, как показано в формуле (1) .

, (1)

где Хj – показатель человеческого развития, представляющий одно из измерений;

mj, Mj – минимальный и максимальный  уровни, установленные процедурой  расчета (или реперные точки);

j – весовой коэффициент.

Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития: к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

ООН в 2006 г. обнародовала ежегодный доклад об уровне жизни в разных странах мира (см. приложение А).

Согласно данным за 2006 г. величина ИРЧП в большинстве стран мира растет, исключение составляют отдельные страны постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности, во второй группе – из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности. Следует отметить, что не все страны – члены ООН предоставляют необходимые статистические данные, поэтому часть стран отсутствует в отчете или относится к группе стран со средним и низким показателем ИРЧП. Всего в списке было 177 государств. Россия заняла в этом рейтинге 65-е место.

Российскими учеными (экономистами, медиками, демографами, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы качества жизни, включающие различные блоки параметров.

Первый блок факторов качества жизни характеризует состояние здоровья населения, а также демографическое благополучие общества, которые оцениваются по статистическим данным – уровню рождаемости, уровню смертности (с учетом возрастной и причинной структуры смертности), ожидаемой продолжительности жизни и т. п. Данный блок характеризует действительное состояние общества с точки зрения его развития и благополучия.

Факторы эти будут учитывать помимо прямых показателей и обеспеченность молодых семей жильем, и ожидания, связанные с будущим, и удовлетворенность жизненными и трудовыми условиями. Таким образом, данные показатели будут свидетельствовать о комплексном ощущении качества жизни, игнорируя различные прямые количественные статистические данные, часто зависящие не только от реальной ситуации, но и от таких факторов, например, как методика сбора и обобщения данных, не всегда идеальная.

Второй блок факторов структурно связан с первым, по многим значениям продолжая его. Он отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в стране (организация власти, способность решения острых социальных вопросов, доступность образования и здравоохранения, качество управления государством, безопасность существования, экологическое благополучие). В данном случае опора на прямые статистические данные также не даст нормального понимания качества жизни (такой анализ сведет нас опять-таки к уровню обеспеченности тем или иным благом, но никак не к качеству).

Третий блок взаимосвязан с предыдущим, так как оценивает духовно-нравственное состояние общества. Принципиально уровень духовности можно определить по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей, таких как "не убивай", "не кради" и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной уголовной и социальной статистики, которые представляют данные о нарушениях упомянутых заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

В итоге можно сделать ряд выводов:

  • социальная политика государства – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются: повышение благосостояния; улучшение условий труда и жизни людей; осуществление принципа социальной справедливости.
  • к основным направлениям социальной политики можно отнести создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника; прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения; развитие человеческой личности, повышение качества и уровня жизни, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление услуг социальной инфраструктуры.
  • основными показателями социального состояния общества служат показатели уровня и качества жизни, которые являются комплексными показателями.

 

Глава 3. Государственная политика перераспределения доходов

После Великой Депрессии общество стран Запада на практике убедилось, что стихийный рыночный механизм может привести к сильнейшим спадам, хронической безработице и огромным зонам нищеты. Поэтому, хотя теоретические споры о допустимых размерах дифференциации доходов и социальной справедливости ничуть не были завершены, начались вводиться практические мероприятия, направленные на предотвращение и смягчение социальных последствий кризисов. С конца 40-х – начала 50-х гг. XX века официальной доктриной правительств многих стран становится концепция «государства благосостояния» (Welfare state), которая провозгласила необходимость широких мер социальной защиты для бедных. Но можно сказать, что политика социальной поддержки начала проводиться в странах Запада значительно раньше мероприятий «Welfare State», еще с конца XIX – начала XX века (см. таблицу): социальные реформы Бисмарка в Германии, Дизраэли в Великобритании, «Новый курс» Рузвельта в США. Государство провозглашалось ответственным за поддержание минимального жизненного стандарта граждан страны.

Годы принятия законов в области социального страхования (XIX - начало XX вв.):

 

по болезни

по безработице

по старости

Германия

Англия

США

1883

1911

1935

1927

1911

1935

1889

1908

1934


 

Программы «государства благосостояния» включают в себя как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособия по безработице; дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Особая роль в программах «государства благосостояния» отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.

Функционирование системы «государства благосостояния» в послевоенные годы столкнулось, во-первых, с растущей социальной нагрузкой на государственный бюджет и, следовательно, его растущим дефицитом, и, во-вторых, проблемой стимулов поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т. п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался не намного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде. В связи с этим многие экономисты предложили ввести систему негативного (отрицательного) подоходного налога (НПН), которая заменила бы собой многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.

Информация о работе Проблема справедливого распределения в рыночной экономике