Проблема «утечки капитала» из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Издержки оттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами - все это ложиться тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть как симптомом, так и средством противозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально в России. Наконец, многие сообщения в прессе указывают на возможность того, что часть средств, предоставляемых, международными финансовыми учреждениями просто переправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах в зарубежных банках.

Содержание работы

Введение 3
1. Международное движение капитала
1.1 Понятие международного движения капитала. Причины, цели и формы вывоза капитала. 6
1.2 Современные тенденции миграции капитала 15
2. Особенности и тенденции «утечки капитала» из России
2.1. Масштабы, особенности и причины вывоза капитала из России 18
2.2. Последствия «утечки капитала» и мероприятия по его сохранению……... …………………………………………………………….26
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Проблема утечки капитала из России.docx

— 115.43 Кб (Скачать файл)

Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде. 

Меры борьбы с вывозом капитала из России

11Сегодня при формальной поддержке ввоза капитала в нашу страну мы оказались в ситуации, когда капитал активно «убегает» из страны.

Каким образом может быть обеспечена альтернативная экономическая стратегия в области экспорта капитала? Ответ на этот вопрос в принципе известен. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются. Мы имеем относительно дешевую и относительно качественную рабочую силу, дешевые и огромные по масштабам запасы сырья, мы имеем потенциал высоких технологий и т.д.

Проблема приоритета импорта, а не экспорта капитала оказывается «завязана» на задачу преодоления социального экономического кризиса, как впрочем, и все остальные проблемы внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим два крайних подхода решения рассматриваемой проблемы: либерально-рыночный и административно-государственный. Сторонники первого подхода считают, что проблема является следствием главным образом незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Причем считается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными, способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его. Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходных путей.

Административно-государственный подход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общую криминализацию экономики и злоупотребления в сфере ВЭД. Сторонники этого подхода призывают совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов. Определенный опыт в мировой практике имеется. В России получила распространение идея объявления амнистии капиталам, которые незаконно были вывезены за рубеж и будут возвращены обратно в течение определенного срока.

На деле оба подхода имеют основания и отражают разные стороны проблемы, контроля, безусловно, чрезвычайно актуальна и сложна. Ее решение должно рассматриваться с позиции стратегии и тактики российских экономических реформ. Коренное решение ее возможно лишь в стратегическом плане в связи с общим выздоровлением экономической политической, правовой ситуации в стране. В перспективе основной задачей государства в рассматриваемой области должна стать поддержка ведущих национальных производителей в их продвижении на мировые рынки в форме создания зарубежных подразделений. На данном этапе переходного периода целесообразны ужесточение контроля и ограничение вывоза отечественного капитала, прежде всего в форме его бегства.

Среди мер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие:

■     Противодействия спекулятивным перемещениям "горячих денег" на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы);

■     Предотвращение бегства капитала по легальным и полулегальным капиталам в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала);

■     Перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановое взаимодействие и обмен информацией.

Наконец, решение этой проблемы требует и учета социально-политических факторов, поскольку экспорт-импорт капитала - это проблема, прямо «завязанная» на выбор той или иной не только внешнеэкономической, но и внутриэкономической политики со стороны властей предержащих.

Отсюда крайне важным является вопрос о том, кому выгоден экспорт капитала из страны и кому может быть выгоден в будущем импорт капитала в страну.

Ответ на него, к сожалению, далеко не так прост, поскольку рассуждения о заинтересованности народа в ввозе капитала и процветании национальной экономики, а значит, заинтересованности в этом и государства, выражающего народные интересы, не могут быть достаточными для характеристики сегодняшней ситуации.

Таким образом, в качестве паллиативных механизмов решения этой проблемы могут быть названы следующие.

Во-первых, создание институциональных и законодательных барьеров на пути вывоза капитала. Чисто административное ограничение вывоза капитала из страны должно быть временной, но важной мерой, направленной на предотвращение полной «декапитализации» национальной экономики, которая начинает разворачиваться все ускоряющимися темпами.

Во-вторых, гораздо более важным и стратегически более значимым должен стать механизм, создающий стабильные и выгодные условия для инвестиций внутри национальной экономики.

Заключение

Бегство капитала сопровождает, как правило, спад производства и инвестиций и осуществляется полулегальными или нелегальными методами. Сталкиваясь с этой проблемой, возникает необходимость существенной, часто радикальной корректировки всей внешнеэкономической стратегии страны так же, как и внутриэкономической политики.

Суть эмиграции капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключённой в цене экспортируемых товаров, а сам процесс её создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы в мире наблюдается значительный рост движения капитала.

12Подводя итоги, можно сказать, что основополагающими причинами оттока капитала являются политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, поскольку приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Особенностями экспорта капитала является то, что он выступает как главный источник создания международной продукции, т.е. продукции, реализованной зарубежными филиалами международных монополий, а также межфирменными кооперациями. Давление на экспорт капитала оказывают и развивающиеся страны, стремящиеся получить внешние источники накопления и таким образом ускорить темпы своего экономического роста. А экономически развитые капиталистические страны, перемещая за границу производственные мощности посредством инвестиций, стремятся получить под свой контроль регионы со стратегическим сырьем, но на собственно экономической базе, втягивая эти страны в глобальную систему рыночного хозяйства. Путем координации поступления отдельных национальных капиталов удается преодолеть его нехватку в разных частях мирового капиталистического хозяйства.

Освещая проблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течении последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы; что меры регулирования капитала сопряжены с дорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частью среднесрочной стратегии; а также то, что в ближайшей перспективе структуру регулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер.

Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в сущности, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Разумеется, первые и достаточно действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Пока его усилия в этом направлении ничтожны. Очевидно, что исполнительная российская власть слишком бережно относится к своим ворам.

Но если положение изменится, то не менее сложная задача встанет и перед западными государственными органами. От них требуется действенная помощь в розыске утекших из России богатств и возврате их в Россию. Это сопряжено с известными жертвами для экономики этих стран, которые неплохо заработали на чудовищном расхищении российского национального богатства.

Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются.

 

Список литературы

  1. Гуров М. "Бегство капиталов" из России: причины, масштабы, особенности и способы осуществления // Юридический мир. - М.: Юрид. мир ВК, 2009, № 7.
  2. Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе. М., 2007.
  3. Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспекты. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.
  4. Масштаб утечки капитала из России: электрон. журн. 22.02.2013. URL: http://newsru.com/finance/22feb2013/sprut2.html
  5. Вьюгин О. А., Послание Путина оффшору, «Ведомости» – ежедневная деловая газета 12.12.2012// URL:http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361801/poslanie_putina_ofshoru
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник - 3-е изд. перераб. и доп.-М. Финансы и статистика, 2005 - 526с.
  7. Утечка капитала из России – угроза для экономики страны электрон. журн. 25.04.2013. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1897037
  8. Храпченко Л., Орлова Н., Утечка капитала – есть ли повод для беспокойства?, Журнал РЦБ 12.08.2010, URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=1746
  9. Старостин А. Ю. Утечка капитала как экономический эффект [Текст] / А. Ю. Старостин // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 116-118.
  10. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая 
    безопасность: факторы, критерии, показатели // Вопросы экономики. 2011г.
  1. Штогрин С.И., Утечка капитала из России – угроза для экономики страны, 25.03.2013.

  1. Данилова И.В, Моцаренко Н.В.. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ. – 44 стр., 2013

Приложение 1

  1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный

 

  1. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Утечка капитала из России – угроза для экономики страны электрон. журн. 25.04.2013. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1897037

 

2 Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник - 3-е изд. перераб. и доп.-М. Финансы и статистика, 2005 - 526с.

 

3 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая 
безопасность: факторы, критерии, показатели // Вопросы экономики. 2011г.

 

4 Данилова И.В, Моцаренко Н.В.. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ. – 44 стр., 2013

 

5 Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспекты. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.

 

6 Утечка капитала из России – угроза для экономики страны электрон. журн. 25.04.2013. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1897037

 

7 Старостин А. Ю. Утечка капитала как экономический эффект [Текст] / А. Ю. Старостин // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 116-118.

 

8 Вьюгин О. А., Послание Путина оффшору, «Ведомости» – ежедневная деловая газета 12.12.2012// URL:http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361801/poslanie_putina_ofshoru

 

9 Масштаб утечки капитала из России: электрон. журн. 22.02.2013. URL: http://newsru.com/finance/22feb2013/sprut2.html

 

10 Храпченко Л., Орлова Н., Утечка капитала – есть ли повод для беспокойства?, Журнал РЦБ 12.08.2010, URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=1746

 

11 Гуров М. "Бегство капиталов" из России: причины, масштабы, особенности и способы осуществления // Юридический мир. - М.: Юрид. мир ВК, 2009, № 7.

 

12 Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспекты. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.

 

 

 


Информация о работе Проблема «утечки капитала» из России