Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:10, контрольная работа
Хозяйственная деятельность основана на принятии решений экономическими субъектами и представлена процессами производства, распределения, обмена и потребления. Экономические субъекты - это отдельные индивиды, группы индивидов, общество в целом, организованные соответствующим образом. Основными субъектами в рыночной экономике выступают предприятия, располагающие определенными средствами (такими, например, как: здания и сооружения, оборудование, транспорт, сырье) необходимыми для регулярного осуществления хозяйственной деятельности в сфере производства, товарного оборота или услуг. В роли экономических субъектов выступают также домашние хозяйства, занимающиеся как потреблением, так и осуществлением некоторых видов производственной деятельности.
1. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей
3
2. Этапы развития экономической теории
13
Список литературы
При альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство товара Б — предметов потребления.
Кривая производственных возможностей.
Предположим, что в некоторой экономической системе:
Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.
Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).
Полученная кривая АБВГД
Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.
В силу ограниченности ресурсов
выпуск продукции в точке Ж (т.е.
вне области производственных возможностей)
невозможен. А выпуск в точке Е
характеризует
Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходиться отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.
На границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной «альтернативной цены». Внутри же сферы производственных возможностей возникает ситуация:
а) имеется резерв ресурсов для расширения производства;
б) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство.
Это осложняет выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты.
Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходится терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название «альтернативная затрата».
Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И, тем не менее, уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней – и упущенная выгода, - постоянно «кровоточит» в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.
Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений, не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Особое внимание экономике
стали уделять еще в Древнем
Риме. Именно поэтому экономическая
теория считается одной из самых
древних наук. Как наука экономическая
теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой
экономической науки считается
меркантилизм (Англия). Основными представителями
данного направления были Томас
Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм»
с итальянского языка переводится
как «торговец». И не зря. Главным
источником богатства представители
этой школы считали торговлю, а
богатство отождествляли с
Основные принципы меркантилизма:
Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).
Существует два этапа развития меркантилизма:
а) предельно высокие цены на экспортные товары;
б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);
в) запрет на вывоз из страны золота и серебра (даже под угрозой смерти);
г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств);
Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.
С развитием производства
появляется и новое течение –
физиократизм. Основными представителями
этой школы являются Франсуа Кэне,
Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы
во главе с Ф. Кэне в отличие
от своих предшественников считали,
что источником общественного богатства
является производство, а не обращение.
Но производство только в сельском
хозяйстве, т. е. сельское хозяйство
– это один единственный производительный
сектор экономики, на который следует
обращать внимание. При этом источником
общественного богатства
Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:
а) производительный класс (земледельцы);
б) класс собственников (государство, духовенство,
землевладельцы);
в) бесплодный класс (представители индустрии,
торговли, ремесленники).
Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.
Представители физиократического
направления сформулировали либ
Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.
По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.
Можно выделить несколько положений классической политической экономики:
К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.
Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.
Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).
Никаких договоренностей между ними и быть не может, а также невозможны никакие реформы капитализма. Единственное решение – уничтожение буржуазии как класса, а также ликвидация частной собственности.
Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.
Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.
В конце XIX – начале XX вв.
ряд западных экономистов высказывали
мнение, отличное от марксистов. Они
полагали, что острые противоречия,
которые переживает капитализм, являются
лишь трудностями его становления.
Прогрессивный
В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.
Неоклассическое направление
возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В.
Парето). Главная неоклассическая
идея состоит в том, что частная
предпринимательская
Информация о работе Проблема выбора в экономике, этапы развития эк теории